19:21:05
21 июня 2024 г.

Долги наши…

ЖКХПредставьте себе ситуацию на рынке: подходит покупатель к прилавку, просит батон колбасы, а деньги… А денег, говорит, нету, принесу завтра, а может, через месяц, а то и вовсе не заплачу. На деле быть такого не может ни в одной сфере, кроме ЖКХ. Пожалуй, квартира – это единственная роскошь для россиянина, за которую он может позволить себе не платить. Потому что лень. Потому что «а за что им платить?». Потому что «зачем платить сегодня, если это можно сделать завтра?».

Никто толком не может сказать, какую же сумму должны россияне жилищно-коммунальному хозяйству. По одним данным, 70 млрд. рублей, по другим – несколько сотен. Минрегионразвития полагает, что их надо списать. Муниципальные власти многих городов терять такие деньги не хотят и надеются их вернуть. Где-то пытаются проводить устрашающие население акции выселения неплательщиков. Где-то судятся – тоже не лучший выход. Только 30–40 процентов исков служб ЖКХ к населению удовлетворяются, а реально приставы взыскивают еще меньше.

Как рассказала депутат Госдумы РФ Галина Хованская, раньше практиковался метод прекращения субсидирования граждан. Но это тоже не очень справедливо, поскольку под него зачастую попадают люди, которым действительно нечем платить. Рациональный выход из ситуации – заключать договоры о реструктуризации задолженности с каждым отдельным потребителем. Так поступают в Зеленограде, и результат налицо: число неплательщиков составляет всего лишь три процента от общего количества, а не шесть процентов, как в среднем по стране. Отключение того, что можно отключить – воды и электроснабжения, – тоже мера действенная. Однако службы ЖКХ и местные власти просто не хотят заставлять своих людей бегать по подъездам, закрывать вентили и выключать рубильники. В суд подать легче.
Вот как с должниками борются в подмосковном Климовске и в московском районе Лианозово.

Все ли средства хороши?

Сергей Василенко, начальник РКЦ г. Климовска: В сентябре 2004 года при РКЦ мы создали специальный коммерческий отдел. В нем работают два специалиста с помощниками. Их задача: контактировать с судебными приставами и генерировать новые методы борьбы с должниками. Специалисты заинтересованы действовать эффективно и… творчески, ведь они получают один процент от взысканных сумм.

Сначала пошли творческим путем. Объявили конкурс «Честный плательщик». Необходимое условие для участников – год платить за квартиру регулярно. Победителей определяли методом случайной выборки, на площади в их честь устроили концерт, вручали призы. Но задумка оказалась неэффективной.

Попробовали метод «встряски». Ввели пени. К примеру, насчитали задолжнику 15 тысяч штрафных. И при этом поставили условие: погаси основной долг и шесть последующих месяцев плати без задержки, тогда пени спишем. Этот способ оказался более удачным. Но лишь на первых порах.

Следующее средство. Должники получают у нас квитанции красного цвета. На многих действует отрезвляюще. Да и соседи начинают проявлять любопытство: почему, мол, у меня обычный квиток, а у тебя красный?

Результат: начиная с 2004 года, удалось снизить сумму долгов населения с 45 млн. рублей до 25 млн.

Валерий Храпов, начальник ЕИРЦ района Лианозово г. Москвы: В среднем за прошлый год процент сбора платежей по нашему району составил 99,8 процентов. Месяц на месяц не приходится. К примеру, в январе 2006 года – всего 78 процентов, в марте – 118 процентов. За десять месяцев прошлого года мы собрали 2,5 млн. рублей долга силами всего одного отдела. Надо сказать, работа неблагодарная, конфликтная. Поставили на этот участок фронта сотрудницу из абонентской службы, так через неделю она ушла на больничный.

Публикуем списки задолжников в районной прессе, распечатываем долговые ЕПД, ввели автоматический дозвон, в течение двух суток звонки-напоминания действуют на нервы забывчивых граждан. Используем технологию «проходок». С участковым, операторами кабельного телевидения идем по квартирам.

Насколько эффективны эти меры? Простой пример. Обычно ЖСК не идут на сотрудничество с ЕИРЦ. В одном из них положение было аховое, не платили 25 процентов жильцов. Так вот, попробовала было председатель сама бороться с должниками. Бесполезно! Пришла за помощью к нам, заключили временное соглашение. Теперь задолжников в этом доме всего три процента.

Администрация района дала добро на отключение у неплательщиков горячей воды, телевизионной антенны и радио. Написали письмо директору ДЕЗ, приложили к нему список «забывчивых». Дело закончилось тем, что подрядчики дирекции отказались это делать. Слишком хлопотно: мало антенну отключить, надо проконтролировать, чтобы ее не подключали самовольно. Сложно отрезать и горячую воду, стояки-то в пятиэтажках старые.

В ЕИРЦ по четвергам работает комиссия, в которую входят юрист ДЕЗ, представитель муниципалитета, зам. главы управы по ЖКХиБ, представители совета ветеранов, общественники. На каждое заседание вызываем человек по сорок. Приходит – десять–пятнадцать. На некоторых граждан это действует, но есть сложные категории семей, с которыми испробовали все возможные методы. В таких случаях информируем управу, муниципалитет о том, что у нас есть люди, с которых мы никогда деньги не возьмем. Раньше претензионной работой занимался юрист ДЕЗ, теперь – мы. Наладили отношения с приставами. Что делать с актами о невозможности взыскания?

Естественно, долги эти надо списывать. Но за четыре последних года ДЕЗ нам не списала ни одной суммы. Все переложили на наши плечи: как хотите, так и решайте эти вопросы.

Тем не менее, результатом мы довольны: в начале 2006 года просроченная задолженность числилась у 275 человек, сейчас таких осталось 35.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация