Так ли просто сделать выбор?
Некоммерческое партнерство «Управдом» объединяет без малого пятьсот жилищных объединений города – ТСЖ, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы жителей по созданию ТСЖ.
Не так давно лидеры этой авторитетной организации в составе экспертной группы фонда «Новая Евразия» участвовали в исследовании проблем жилищного самоуправления. Его результаты прокомментировала руководитель «Управдома» Евгения Юнисова.
Понятно, что реформа в России во многом буксует из-за инерции жителей, их неготовности к переменам. Что мешает им организоваться и стройными рядами прийти на собрания по выбору способа управления своим домом? Как показали исследования, причин для этого немало.
Проблемы, возникающие ДО ВЫБОРА способа управления:
- Непонимание собственниками своих обязанностей по содержанию общего имущества, необходимости формирования объекта управления (в том числе земельного участка), выбора способа управления.
- Недостаток у населения знаний и практического опыта, отсутствие инициативы и лидеров, инертность, фобии, боязнь и нежелание каких-либо перемен.
- Различие в социальном и имущественном статусе собственников в многоквартирном доме.
- Противодействие со стороны структур ЖКХ и администрации (шантаж, дезинформация).
- Конфликт интересов собственников и нанимателей; городской администрации и муниципалитетов.
Что делать
- Создать на общероссийском канале ТV-программы по разъяснению этапов жилкомреформы: формирования класса собственников, введения рынка при оплате услуг, подомового управления.
- Организовать при муниципалитетах и в общественных организациях консультационные пункты для жителей.
Что для этого необходимо
Средства из федерального бюджета для создания телепрограммы, из местных бюджетов для поддержки инициативных групп.
КОММЕНТАРИЙ
Все понимают: если понадобится отремонтировать машину или холодильник, надо идти в специализированную организацию и на определенных условиях получить эту услугу. При этом известно, что исполнитель несет обязательства по качеству и срокам.
К сожалению, жители не воспринимают управление многоквартирным домом как услугу, не ощущают в ней потребности. Им никто никогда не говорил, что это такая же работа, как и ремонт холодильника, что она стоит денег. Не знают об этой услуге еще и потому, что она не выделена в структуре квартплаты отдельной строкой.
Далеко не в каждом доме найдется инициативный человек, готовый взять на себя нелегкий труд по организации общего собрания, созданию ТСЖ, а потом еще несколько лет везти на себе управленческий воз. Кроме того, сложно найти единомышленников и добиться согласия в доме, где люди делят друг друга на своих и чужих, на богатых и бедных, на тех, кто давно здесь живет, и приезжих. Все больше проявляется конфликт интересов собственников и нанимателей. Дальше – больше: собственники начнут понимать, что они хозяева общедолевой собственники, а наниматели – всего лишь ее пользователи.
Проблемы, возникающие ПРИ ВЫБОРЕ способа управления:
- Организационные и финансовые сложности проведения общего собрания собственников: отсутствие финансов, обеспечение кворума.
- Сложность получения информации о составе собственников.
- Отсутствие технической документации, приводящее к сложностям в определении долей собственности, состава общего имущества многоквартирного дома, технического состояния дома.
- Сложность определения стоимости содержания и ремонта общего имущества, состава необходимых работ по восстановлению изношенного имущества (капитальному ремонту).
- Неравенство способов управления в рыночных отношениях.
- Противодействие со стороны структур ЖКХ и администрации.
Что делать
Издать нормативно-правовые документы, определяющие обязательный пакет передаваемой технической документации:
— при любом виде изменения способа управления;
— при восстановлении утраченных документов для передачи управления.
Утвердить минимальные расценки на изготовление пакета документов или формировать их за счет местных бюджетов.
Что для этого необходимо
Законодательные акты, изданные на уровне Российской Федерации.
КОММЕНТАРИЙ
Для того, чтобы определиться, как управлять, надо знать, чем управлять. А вот с этим проблема. При передаче управления не обойтись лишь описанием общего имущества. Нужны мониторинг санитарного состояния здания, техническая документация, определяющая техническое состояние объекта, перечень выполненных работ по текущему ремонту и работ, которые нужно будет выполнить в определенные сроки. Уже на стадии инициации выбора способа управления собственники должны потратить много времени на то, чтобы разобраться в нормативах по численности персонала. Но им жилищные уроки, как физику или химию, в школе не преподавали…
Проблемы, возникающие ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ выбранного способа управления:
- Отсутствие утвержденного администрацией порядка передачи домов в управление, включая передачу технической и проектной документации. Растет количество зарегистрированных ТСЖ, которые не могут заключить договора с монополистами из-за того, что им не передана техническая документация.
- Отсутствие порядка перенаправления всех видов бюджетных средств, предусмотренных на социальную (финансовую) поддержку населения при передаче управления от государства управляющим компаниям и ТСЖ. Сложность получения субвенций из бюджета для ТСЖ.
- Ликвидация необходимых государственных обслуживающих структур, например, городских ОДС, городской аварийной службы и т.д.
- Отсутствие утвержденного порядка финансирования невыполненного капитального ремонта.
- Сложность оформления общего имущества многоквартирного дома и отсутствие порядка оформления имущественных прав.
- Изъятие администрацией нежилых помещений, относящихся к общему имуществу, с последующей их продажей или сдачей в аренду.
- Препятствование оформлению земельных участков собственниками многоквартирных домов путем непрерывного изменения правил приватизации земли.
- Предусмотреть административную и судебную ответственность за отказ предоставить документы.
- Направлять социальную помощь в жилищной сфере непосредственно гражданам.
- Должны быть наказуемы перекладывание ответственности за социальную помощь в ЖКХ на членов ТСЖ, а также несоблюдение финансовой дисциплины администрацией.
- Ввести единые правила регистрации долевого имущества и возврата или компенсации за изъятое общее имущество.
- Упростить и удешевить процедуру оформления кадастровых планов и кадастровых номеров земельных участков.
- Разработать механизм финансирования капитального ремонта из ряда источников (национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России», местные бюджеты, кредитные средства граждан).
- Граждане, выбравшие способ управления, должны иметь преимущества в получении финансирования от государства.
- Издание нормативно-правовых документов, определяющих обязательный пакет передаваемой технической документации:
- Утверждение властными структурами минимальных расценок на изготовление пакета документов или формирование их за счет местных бюджетов.
Дискриминация ТСЖ со стороны ресурсоснабжающих организаций после выбора способа управления многоквартирным домом:
— неравноправные договора;
— незаконные требования к установке регулирующей и измерительной аппаратуры;
различие в подходе к расчетам потребления энергоресурсов населением и его объединениями.
Что делать
Что для этого необходимо
– при любом виде изменения способа управления;
– при восстановлении утраченных документов для передачи управления.
КОММЕНТАРИЙ
России нужна долгосрочная комплексная общественно-государственная программа. Она должна включать в себя адресное, правовое и организационно-методическое консультирование, сопровождение инициативных групп, конкретную помощь в выборе способа управления многоквартирных домом. Необходимы популяризация ТСЖ, потому что людей останавливает негативный опыт, причиной которого зачастую является активное противодействие вновь созданным ТСЖ со стороны администраций; печатные издания, информирующие граждан об общественных движениях, о лучших практиках, о возможности проявления гражданской активности. И, конечно же, надо открывать бесплатные образовательные курсы, консультативные пункты, методические кабинеты. Конечно, и сейчас в ДЕЗах, управах есть один–два специалиста по работе с населением. Но эти люди встроены в существующую систему, на них возложена масса административных функций, обязанностей. И такой специалист не может «вести от и до» каждую инициативную группу, даже если бы он был горячим приверженцем ТСЖ.
Решение проблемы во многом зависит от общественности, жилищных объединений, союзов, ассоциаций. Кому, как не им, развернуть нформационно-просветительскую работу среди жителей. Однако без помощи администрации, органов местного самоуправления провести ее на должном уровне невозможно.