23:30:44
11 апреля 2021 г.

Третья попытка… Последняя?

ЖКХНародные избранники готовы дать россиянам дополнительное время для выбора компаний по управлению домами. Гражданам отводится еще один год для повторного прохождения курса обучения способам управления жильем, после чего они наконец-то должны будут определиться, кому его доверят. На деле это означает одно: прежний способ ведения коммунального хозяйства сохраняется неизменным, а реформирование отрасли откладывается еще на год. Как минимум. От разговоров о реформе остается лишь повышение тарифов.

Госдума чохом записала всех россиян во второгодники. Двойку нам поставили за недостаточное усердие в изучении способов управления многоквартирными домами. По новому жилищному законодательству государство целиком и полностью сняло с себя заботу о присмотре за городским жильем, переложив ее на собственников помещений. Жители каждого дома сами должны решить, кто и как впредь будет следить за состоянием их дома. Есть три возможных варианта. Либо надо регулярно собираться на вече и самим решать текущие проблемы силой голосовых связок. Либо порвать голос один раз, создав ТСЖ, избрав правление и доверившись ему. Либо призвать варягов со стороны в виде коммерческой управляющей компании. Сделать выбор надо было до 1 января 2007 года. Но население признали неподготовленным к такому ответственному шагу.

Теперь предельную дату принятия гражданами решения экстренно хотят перенести на год.

Дело не в двоечниках, а в капремонте

В кампании по переносу беспокоит то, как объясняют его необходимость и какие выводы делают из происходящего. В первую очередь все сваливают на неудовлетворительное усвоение гражданами науки управлять. Население, мол, недостаточно информировано в вопросах управления многоквартирными домами и, как следствие, не готово определиться с выбором способа управления в установленный срок. В этих рассуждениях есть изрядная доля лукавства. Ведь нынешний перенос не первый. Исходно гражданам было предложено определиться до 1 марта 2006 года. Когда срок подошел, практически с теми же формулировками дата была перенесена на 1 января 2007 года. Спрашивается, что было сделано для исправления положения за предыдущее время? И почему что-то изменится за третий срок, если не извлекли уроки из предыдущих ошибок?
Более того, авторы жилищной реформы изначально догадывались, что население явочным порядком проигнорирует переход на новую форму хозяйствования. Поэтому заранее прописали в законе: если граждане в установленный срок не принимают никакого решения, то местные органы власти проводят открытый конкурс на вакантную должность управляющей компании. Не хочешь выбирать сам, за тебя это сделают другие. Правда, оставалась вероятность того, что на конкурс не поступит ни одной заявки. Но и это было предусмотрено. В таком случае расчетный размер платы за жилье повышается не менее, чем на 10%, и объявляется повторный конкурс. Надо понимать, в назидание другим.
Проблема, конечно, не в неграмотности граждан. Истинные причины переноса проистекают из неурегулированности проблемы капитального ремонта, с одной стороны, и из коррупции и монополизма в отрасли – с другой. Как известно, по новому Жилищному кодексу капитальный ремонт дома собственники квартир проводят за свой счет. Но ведь был долгий период «до того», когда обязанность по капремонту лежала на государстве. За многие годы накопился солидный долг, вопрос о погашении которого сегодня старательно замалчивается. Однако момент истины наступает, как только разговор заходит о передаче дома в управление коммерческой структуре. Если это не полная халтура, плавно перетекающая в откровенное мошенничество, то фирма должна взять дом в управление от государства по акту приемки-передачи, в котором детальнейшим образом должно быть отражено состояние объекта. Ведь компания дальше будет нести за него ответственность! Естественно, что по дому должны быть погашены все прошлые долги. В том числе долг государства по капитальному ремонту. Как минимум, письменно должны быть оговорены его размер и срок погашения. Но кто захочет подписывать себе приговор?.. Не случайно же сейчас, если управление и попадает в руки коммерческой структуры, то это, как правило, в новостройках, где нет проблемы капремонта.
Вторая причина переноса не так четко формализована, но не менее важна: а есть ли у нас в нужном количестве ответственные и опытные управляющие компании? И откуда они возьмутся при коррупции и монополизме, о которых не говорит только ленивый.

Отобрали морковку

Спрашивается, а почему так много внимания уделяется переносу сроков? Ну, перенесли – и хорошо, пусть люди еще немного подумают. На самом же деле вещь эта далеко не безобидная, как ее представляют многие депутаты. Истинные причины переноса до такой степени фундаментальны, что можно уверенно утверждать: нынешний перенос не последний.
В то же время жилищная реформа для населения протекает весьма болезненно. И едва ли не единственной агитационной морковкой в руках ее инициаторов были свобода выбора, конкуренция и повышение качества коммунального обслуживания в результате замены госуправления на рыночное. А теперь получается, что морковку отбирают. Постепенно, но отбирают. В Федеральной антимонопольной службе открытым текстом говорят, что перенос сроков выбора управляющих приведет к тому, что реформа в жилищной сфере будет отложена. Получается, как в известной загадке: «А» упало, «Б» пропало, что осталось от реформы? Одно повышение коммунальных платежей.
Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация