Петюня-сыночек
Когда не стало отца, наша с мамой жизнь резко переменилась. Выяснилось, что бизнес отца, оказывается, ему не принадлежит, хорошо еще, что квартиру и некоторые вклады отец успел переписать на маму. На похоронах все были в шоке: никто и предположить не мог, что молодой и полный сил человек может так внезапно уйти из жизни. На поминках молчали. Только мамин брат, Петюня, приняв на грудь, раздухарился:
– Ну, что, сестренка, пожила ты как у Христа за пазухой, теперь узнаешь, как обычным людям приходится.
Я еле сдержалась, чтобы не влепить ему пощечину, но мать остановила:
– Ну что ты связываешься! Видишь же, он в стельку пьян…
На поминках
Несколько лет назад Петр выгнал родную мать из дома, с тех пор бабушка жила у моих родителей. Глядя на него и на свою маму, каждый раз удивлялась: какими же разными могут быть брат и сестра! А бабушка меж тем не замечала, что Петюня – просто мерзавец.
– Ты закусывай, Петенька, – заботливо подкладывала она ему на поминках салатик.
Петюня же подливал себе еще и еще и, быстро «набравшись», завел свою любимую «песнь»:
– Все из-за тебя, мать! Жильем не обеспечила… А в эту «хрущобу» бабу нормальную привести нельзя!
Я не могла это слушать, но устраивать на похоронах скандал тоже не хотелось. Больно было видеть, как бабушка просит прощения у здорового лба.
Новый удар
После похорон отца жизнь налаживалась трудно. Немного спасали небольшие отцовские сбережения, ведь бабушку приходилось возить по врачам. Я работала и училась, и вдруг – новый удар. Маму на улице сбила машина. Так за полтора года я стала сиротой.
Оказывается, мама оставила завещание, я подала документы на наследство, но деньги со счета в банке могла снять только через полгода. А бабушке требовалось лечение. Тогда в отчаянии я позвонила Петру – как обычно, он был пьян.
– Чего тебе надо? – закричал в трубку. – Денег? У вас с бабкой их куры не клюют!
– Между прочим, бабушка – твоя мама… – попыталась я вразумить пьяного дядю. Но все было бесполезно. Не дослушав, он бросил трубку.
Пришлось влезать в долги. Единственное, что успокаивало: Петра я теперь могла с полным правом послать куда подальше. Что бы на это ни говорила бабушка. Но после этого разговора он объявился в нашем доме довольно скоро: был умыт, причесан, почти трезв. Под руку его держала какая-то женщина с неприятным лицом.
– Что же ты, племяша, бабушку-то обижаешь, – хитро прищуриваясь, начал с порога он.
– Как это обижаю? – опешила я. – Она сейчас в больнице…
– Мне тут знающие люди, – кивнул он на свою спутницу, – все объяснили. Бабуля-то наша, оказывается, наследница?
– Было завещание, – предчувствуя неладное, произнесла я.
– Мать моя – инвалид пожилой, так что доля в квартире и денежки, оставшиеся от сестрицы, ей полагаются… Стареньких обижать нехорошо.
– Да, мы уже и заявление нотариусу отнесли, – вмешалась тут подружка дяди. – А если надо, и в суд пойдем!
Ясно было, что на мать Петру, в общем-то, наплевать. Но слишком лакомым кусочком теперь представлялась ему квартира и те деньги, которые остались после моей мамы.
Завещание: не все так просто
Я кинулась к юристу. И он меня разочаровал.
– Светлана, – сообщил он, – ваш родственник, к сожалению, прав. По закону, конечно, есть процедуры, позволяющие признать его недостойным наследства, а вас – опекуном бабушки. Но это очень, очень сложно… Проще было бы, если бабушка сама подписала бы отказ от наследства, но вам надо было сразу же об этом подумать!
Меж тем Петр побывал у бабушки в больнице. И сердце ее снова растаяло.
– Ты на Петю моего не наговаривай! Хороший он! – злилась она во время моего к ней визита. – И я ему помогу! Кто ж, как не я, о бедном сыночке позаботится…
Как же все-таки причудлива любовь.
Мирным путем
После этого разговора любимый сыночек вытащил из бабушки почти все деньги, все обещал, что скоро остепенится, женится, но опять уходил в запой и требовал денег еще. С ужасом я ждала того дня, когда бабушки не станет, а ее сыночек вселится в квартиру.
Пришлось обратиться к юристу еще раз. Он посоветовал заключить с бабушкой договор ренты. И тогда пришлось слукавить: я не сказала бабушке, что сыночек ее не сможет претендовать на долю в квартире после ее смерти. Она согласилась, а я по договору пообещала давать ей денег. На Петеньку.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Александра Бузина, юрист:
— Ст. 1119 Гражданского кодекса провозглашает свободу завещания, наделяя завещателя правом по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, назначить нескольких наследников, лишить наследства. Тем не менее, свобода завещания ограничивается правилами об обязательной доле в наследстве.
Именно этими правилами воспользовался Петр, дядя нашей героини Светланы, заявив о правах своей матери на наследство. Согласно п. 1 ст. 1149 ГК РФ, независимо от содержания завещания на обязательную долю в наследстве вправе претендовать:
– несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные),
– нетрудоспособные (на пенсии по возрасту или инвалидности) супруг, родители (усыновители) и иждивенцы умершего.Таким образом, пожилая женщина вправе претендовать на обязательную долю в наследстве, открывшемся после смерти ее дочери. То, что по завещанию все имущество должно достаться дочери, значения не имеет. Размер этой доли – не менее половины доли, которая причиталась бы матери умершей при наследовании по закону.
Если бы завещания не было, имущество было бы разделено поровну между наследниками первой очереди – дочерью и матерью умершей. Таким образом, в данной ситуации матери умершей (бабушке Светланы) досталась 1/4 часть имущества.
Как явствует из рассказа, бабушка не составляет завещания, поэтому в случае ее смерти наследование будет осуществляться по закону. В этом случае имущество бабушки будет наследовать сын Петр и внучка Светлана (по праву представления ей достается доля, которая причиталась бы ее матери).
Итак, Петр действительно мог бы претендовать на часть квартиры. Как говорил юрист, Светлана могла бы попробовать признать его недостойным наследником: п. 2 ст. 1117 ГК РФ позволяет суду по требованию заинтересованного лица отстранить от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя. Но в этом случае внучке пришлось бы готовиться к серьезному судебному разбирательству, доказывать, что Петр не помогал ее бабушке.
Стоит учесть еще один момент: отстранить от наследования по этому основанию можно только в том случае, если нет завещания. Кто может поручиться за то, что мать все-таки не оставила завещания в пользу своего любимого сына?
Именно поэтому заключение договора ренты (гл. 33 ГК РФ) оказалось неплохим выходом в этой ситуации. Бабушка передала принадлежащую ей часть квартиры в собственность внучке, а Светлана обязалась периодически платить ей деньги. Таким образом, девушка стала полноправной хозяйкой квартиры, обезопасив свое жилье от посягательств со стороны дяди.