Чиновники не сдаются, несмотря на «дачную амнистию»
Два месяца как вступил в силу долгожданный закон, названный с легкой руки журналистов «дачной амнистией». Облегчил ли он долю собственников, в чем требует доработки? Это мы попытались выяснить на пресс-конференции, которую в РИА НОВОСТИ дал председатель Комитета Государственной Думы РФ по гражданскому, уголовному, гражданскому и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
Как известно, этот закон позволяет оформлять дачи, дома, земли, садовые домики, гаражи в обход чиновничьих препон, лишь по декларации, где владелец указывает: чем, собственно, владеет, и что хотел бы зарегистрировать. Владелец представляет ее в Регистрационную палату Роснедвижимости, где обязаны оформить документ без каких-либо дополнительных вопросов. Казалось бы, все предельно ясно… Ан, нет.
Чиновники, от произвола которых должен защищать новый закон, и тут нашли способ крючкотворства. В некоторых регионах требуют, чтобы декларации подавались на отпечатанных типографским способом бланках. Закон им не указ. А ведь там четко сказано: собственник в произвольной форме пишет декларацию, указывая данные, которые требуются при регистрации.
Об унификации аршина
Требуют проработки комитетом и другие «родственные» «дачной амнистии» темы: упорядочение межевания земельных участков, определение границ, установление единых критериев обмера нежилых и жилых помещений.
Как с сожалением отметил Павел Крашенинников, в разных регионах и даже разных муниципалитетах критерии пока разные. С учетом этих различий готовится закон, который должен будет навести порядок. Предлагается и упорядочить обмен информацией об объектах недвижимости, госструктуры смогут самостоятельно обмениваться ею в режиме он-лайн, что избавит народ от «бега» со справками по инстанциям. Задача законодателей: принять положения, позволяющие регистрировать недвижимость не только значительно быстрее, но и дешевле.
Кое-что уже сделано. В пять раз (с пятисот до ста рублей) снижена плата за регистрацию. А вот с установлением предельной суммы за межевание пока проблемы. Субъектам Федерации было предписано это сделать, а реально «потолок» установлен лишь в пяти процентах из них.
– Поэтому будут использованы все возможности для увеличения этой цифры в кратчайшие сроки, – заверил Павел Крашенинников, – ведь там, где это было сделано, люди «почувствовали разницу»: цена снизилась на тридцать–сорок процентов, а у тех, кто проводил межевание, отпало желание «накручивать» количество работ.
До логического конца
Что будет делать комитет для того, чтобы необходимый закон «об амнистии» не остался мертворожденным? Ведь пока изменилось не так уж и много. Чтобы только сдать документы на регистрацию имущества, люди по-прежнему вынуждены занимать очередь с вечера. А потом по полгода ждать, когда заявление будет рассмотрено. И нет никакой гарантии, что пройти процедуру не придется дважды: могут понадобиться дополнительные данные.
Корреспондент «КР» позволил себе высказать пожелание: принять правовой акт, который обязывал бы Роснедвижимость и его палаты организовать работу так, чтобы документы принимались без очередей и в режиме «одного окна». Установить сроки, за неисполнение которых можно было бы привлекать виновных к ответственности – как к административной, так и к материальной.
– Мы можем принимать самые прекрасные законы, – ответил Павел Крашенинников, – но исполнять их должны граждане и исполнительная власть. Наша задача: с одной стороны, помогать чиновникам обеспечивать права граждан, с другой – их подталкивать. Так мы и делаем. Давайте вспомним: за десять дней до вступления в силу этого закона у нас не было ни одного подзаконного акта. Это обстоятельство вынудило меня обратиться к премьер-министру с требованием, чтобы соответствующие акты были выпущены. И они были опубликованы, но лишь за три дня до вступления в силу закона, и то – под нашим нажимом! Всего за три дня! А о чем думали чиновники?
Понимая всю медлительность этой машины, члены комитета постоянно бывают в регионах, общаются с регистраторами, муниципальными органами и органами земельного кадастра, стараются разъяснить положения закона и снять эти проблемы.
Так, например, с первого января следующего года должна была закончиться приватизация жилья. В новом законе продлили срок приватизации жилья до 1 марта 2010 года. И тот поток, который спрессовался в Регистрационных палатах – особенно в крупных городах, где людям приходилось с вечера занимать очередь на сдачу документов, – сразу ослабел. Осталось двадцать процентов «не успевших» приватизировать. Но сравните: восемьдесят процентов приватизировали в течение пятнадцати лет, а двадцать должны были успеть это сделать всего за три месяца! Кто виноват? Что, наш закон? Нет. Местные власти, которые не смогли обеспечить его выполнение. Вот и в случае с «дачной амнистией» то же самое.
Мы лишь устанавливаем правила игры, а обеспечить их выполнение должны другие ветви власти. Хотя есть принципиальные моменты, которые долгое время остаются в поле нашего зрения. Например, Жилищный кодекс. Приватизация жилья. Прошло пятнадцать лет со дня его принятия, и до сих пор мы занимаемся этим вопросом. Так же и «дачная амнистия» – с нашим участием она будет доведена до логического конца.