Абоненты «в отключке»
Последние два года для владельцев стационарных телефонов в Москве выдались беспокойными. Вначале – перемена номеров и раздел Москвы на две зоны – 499 и 495. Паника и среди любителей поболтать по домашнему телефону, и среди обладателей «прямых» мобильных номеров.
Вначале была восьмерка
Некоторые абоненты мобильных сетей даже всерьез решали вопрос: а не отказаться ли от «прямого» номера? Обладатели квартирных телефонов искали – и не находили – способы заплатить денежку и остаться «в зоне 495». Третьи держались за животики и зубоскалили: давно, дескать, пора кончать с этим рудиментом – семизначными номерами! Даешь всем «кривые»!
Но время шло, шум утих. Количество абонентов в «зоне 499» потихоньку растет, их уже 130 тысяч человек. Напомним, что из «зоны 499» в «зону 495» надо звонить, набирая «восьмерку» и код. Правда, очень похоже на мобильный номер? И не отличишь!
Пятое–десятое. А кому и двадцать пятое
Приятно, когда в мире есть что-то стабильное. Когда точно знаешь, что ты должен делать. Например, пятого и двадцатого числа получить зарплату. В четверг съесть рыбный суп. А телефонный счет надо оплатить до десятого числа.
Абонент МГТС растерянно вертит в руках присланный счет. Во-первых, указанная там сумма необычно велика. Скажем даже так, ощутимо велика. Во-вторых, вместо такого привычного «срок до 10» там стоит другая дата – «до 15».
Абонент звонит друзьям и знакомым и спрашивает: а как у вас? Выясняется, что сроки оплаты у всех разные. У кого до пятнадцатого, у кого до двадцатого, у некоторых аж до двадцать пятого.
Абонент в растерянности. Привычная картина мира рушится. Вместо фиксированной суммы и фиксированной даты он получает непонятно с какого потолка взявшуюся цифру и полную неразбериху в сроках. Абонент откладывает счет в долгий ящик и начинает названивать в МГТС, дабы выяснить – за что? Конечно, из этого ничего не выходит, линия прочно занята. Зато какой-то автомат «оттуда» дозванивается до самого абонента и металлическим голосом сообщает, что вы, дескать, задерживаете оплату. Многим в итоге так и отключили телефоны. И чтобы включить его обратно, пришлось пойти на телефонный узел, безропотно заплатить указанную сумму и попросить подключить обратно.
Дрессировка
В телефонных узлах на посетителей смотрит с плаката улыбающийся парень. Большие буквы гласят: «Платит звонящий». Ниже – пояснение: во всем мире принято, что кто звонит, тот и платит.
Отметим прогрессивное явление: в МГТС есть электронная очередь! Не надо спрашивать, кто крайний, вставать за спиной, запоминать, кто там отошел на пару минут. Можно просто сидеть, читать и время от времени посматривать на табло. А стоят в основном потому, что хотят знать, за что так много денег…
И тут мы должны напомнить об одном знаменательном событии. Звонки со стационарного телефона на мобильные номера стали платными.
– У абонентов МГТС выработалась многолетняя привычка оплачивать счета до 10 числа каждого месяца, – согласились в пресс-службе МГТС. – Но сейчас к абонентской плате прибавляется счет за соединения с операторами сотовой связи. Так как итоговая сумма все время разная, то и сроки оплаты тоже меняются. Они стали «плавающими».
Введение оплаты за звонки на сотовые вызвало настоящий бум. В несколько раз возросла нагрузка на справочные. Многие абоненты задержали оплату, и им отключили телефоны…
– Понимаете, у нас принято, что абоненту перед отключением делают два звонка, – пояснили в пресс-центре. – Поэтому никто не может сказать, что ему отключили телефон без предупреждения. Есть распечатка переговоров, где зафиксировано, что трубка при звонке была снята.
«Мобила» и «стационар»: как они похожи
Как жить бедному абоненту в изменившихся условиях? В пресс-службе МГТС пояснили: наш принцип – клиент должен сам следить за состоянием своего баланса.
– Ведь абоненты операторов сотовой связи так и делают, – сказали нам. – Сами следят за состоянием своего счета. Сами его пополняют, когда надо. Почему бы нашим абонентам не вести себя так же?
Другими словами, абоненты МГТС, которых много лет водили за ручку, неожиданно оказались абсолютно самостоятельными. Понятно, что эта неожиданная свобода выбила их из колеи. Как выбила из колеи и цена за звонки на мобильные. Стоило ввести плату, и сразу же оказалось, что таких звонков очень и очень много.
– Если у абонента в месяц было меньше 20 звонков на сотовые телефоны, то их распечатка включена в счет, – рассказали нам. – Только не подробно, а восьмерка, код оператора плюс три–четыре цифры номера. Если же таких звонков больше, можно прийти на телефонный узел и получить подробную распечатку. Стоит эта услуга 70 рублей.
– Нередко люди отключают на своих телефонах междугородные звонки. А есть ли возможность таким же образом отключить выход на операторов сотовой связи?
– Пока нет, но мы об этом думаем.
Чем дальше, тем сходство между стационарными телефонами и сотовыми будет больше. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 24.01.2005 г. № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» МГТС подготовила три тарифных плана. Повременный – включает абонентскую плату и поминутную оплату разговоров. Абонентский – с фиксированной платой за неограниченный объем соединений. И комбинированный, когда в абонентскую плату будет входить какое-то количество разговорных минут, а все, что сверх, – будет оплачиваться поминутно.
Когда эти тарифные планы начнут действовать – сложно сказать. Во всяком случае, в ноябре еще все будет по-прежнему.