23:30:44
11 апреля 2021 г.

Обезболивающее резервирование

Госдума приступила к созданию нового правового института – резервирования земли для государственных и муниципальных нужд. Одна из целей – снижение бюджетных расходов при последующем изъятии участков.

Одновременно утверждается, что предлагаемый механизм усиливает юридическую защиту собственников и обеспечивает гарантии возмещения их убытков. О том, как уживаются в одном механизме две весьма противоречивые цели, мы беседуем с содокладчиком по законопроекту, заместителем председателя комитета по собственности Дмитрием Саблиным.

– Дмитрий Вадимович, предполагается, что закон позволит государству сэкономить средства, необходимые для выкупа ранее приватизированных земель. Поясните, пожалуйста, на примере, как это может произойти.

– Обращаю внимание, что закон удешевляет не изъятие земли, не цену выкупа, а расходы бюджета на реализацию государственных программ. Предположим, власти намерены построить дорогу. Они должны сначала выкупить участок у собственника, после сделать проект и затем строить. Но бывает, что государство выкупает землю, начинает проектировать, и вдруг выясняется, что дорогу в этом месте делать нельзя – геоподоснова не подходит. В результате и собственника напрасно беспокоили, и государство вынуждено было потратить деньги на участок, который не пригодился.

В случае принятия нового закона государство может зарезервировать участок. Это будет предупреждением собственнику, чтобы он там ничего капитального не строил, т.к. государство может выкупить эту землю. Иначе, как у нас получается? Собственник, узнав о будущей дороге, что-нибудь скоренько строит и начинает в суде набивать цену. Дальше разворачиваются разбирательства, экспертизы и прочее. Резервирование позволяет избежать искусственного, спекулятивного вздувания цен на землю.

– Чем же обеспечивается юридическая защита собственника от произвола чиновника?

– До второго чтения мы подготовим положение, по которому собственник получит компенсацию расходов по владению участком на время резервирования. Имеются в виду аренда, налоги и так далее. Принимающий решение о резервировании орган власти будет знать, что оно стоит денег. Это послужит рыночным механизмом ограничения массового резервирования. Мало того, земля резервируется только на основании территориального планирования, которое утверждается и архитекторами, и местными законодателями. Просто так, по своему хотению, чиновник не имеет права решить вопрос резервирования. Если процедура будет нарушена, решение опротестовывается в суде.

Мы стремимся максимально приблизиться к «золотой середине»: чтобы и государство могло решать проблемы в области создания инфраструктуры, и собственник не страдал. Часто резервирование ошибочно принимают за изъятие земли у собственника. Это разные вещи. И мы ждем сейчас следующий законопроект о выкупе (или изъятии), который готовится правительством.

– Конкретный вопрос: у меня есть земельный участок, я хочу построить на нем дом, но не могу, потому что он зарезервирован государством. Через некоторое время государство отказывается от резервирования. Мне компенсируют неудобства от вынужденного ожидания?

– Это не будет компенсировано. Но, с другой стороны, как получается без резервирования? Сейчас человеку говорят, что, возможно, власти здесь что-то начнут строить, и поэтому ему лучше ничего не делать. Человек год, десять, двадцать лет ждет, не строит дом. А резервирование отводит на принятие решения предельный срок – не более трех лет. Либо собственник получит новый участок, либо через три года строй, что угодно.

– Резервирование – основание для отказа в приватизации земли. Это касается и участков под многоквартирными домами в городах. Но Жилищный кодекс провозгласил всех владельцев квартир коллективным собственником земли под домом. Нет ли здесь противоречия?

– Обретение прав собственности на земельный участок под домом есть обременение для всех жителей. Если потом дом подлежит изъятию, эти затраты, оказывается, сделаны впустую. В проигрыше оказываются граждане, которые нанимали юристов, землеустроителей, проводили межевание, ставили участок на кадастровый учет и так далее. А по закону резервированию подлежат только земельные участки, поставленные на кадастровый учет. Орган, который осуществляет резервирование, обязан за свой счет сделать все то, что иначе бы делали граждане. Люди, наоборот, получают плюс в том, что экономят живые деньги.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация