Монополия начинает и выигрывает
С 1 октября Московская региональная энергетическая комиссия установила единые и весьма высокие размеры платы за подключение новостроек к электрическим сетям.
В зависимости от напряжения за каждый квт подключаемой нагрузки застройщик должен заплатить от 39 тыс. до 45 тыс. рублей. Несложная ревизия бытовых приборов показывает, что современная квартира требует по меньшей мере 10 квт мощности, что обходится примерно в 400 тысяч рублей. Вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев подсчитал, что дополнительные расходы на каждый квадратный метр составляют 270–350 долларов к той стоимости, которая создается застройщиком.
Справедливости ради надо сказать, что на цене жилья это никак не отразится. По крайней мере, в ближайшее время. Хорошо известно, что стоимость квадратного метра много выше затрат на строительство и определяется соотношением спроса и предложения на рынке. Если бы застройщик мог продать метр на 300 долларов дороже, он бы сделал это, не дожидаясь повышения платы за подключение. Поэтому сегодня подсоединение будет оплачено из прибыли застройщика. Кстати, энергетики не первые и, видимо, не последние из числа тех, кто вынуждает застройщиков делиться сверхприбылями. Производители цемента, стекла и металла поступают ровным счетом так же. В целом же подключение если и начнет сказываться на стоимости жилья, то в отдаленном будущем, когда цена и себестоимость, вероятно, сблизятся друг с другом.
Впрочем, пусть в рамках сохранившейся цены жилья, но оплачено подключение будет все же деньгами покупателей. И обществу не безразлично, за что берут эти суммы. Ясно, что не за то, что электрик в течение нескольких минут прикрутит провода к щитку. Специалисты объясняют все недостатком энергетических ресурсов для освещения и обогрева стремительно растущей жилплощади. Срочно необходимы дополнительные генерирующие мощности, создание которых требует денег. Это объективно так. И понятно, что оплачивать производство товара, включая необходимое оборудование, должен покупатель. В данном случае недоумение вызывает, прежде всего, форма взимания платы. Первый вопрос возникает на уровне ощущений: строятся рядом два одинаковых дома, сроки строительства отличаются всего на месяц, но один платит за подключение, а другой нет. Следующий вопрос состоит в том, что расходы на развитие производства уже включены в тариф, по которому мы ежемесячно платим за электричество. Откуда тогда плата за подключение? Чтобы понять парадоксальность происходящего, приведем пример. Допустим, человек покупает не квартиру, а автомобиль. Его эксплуатация, в отличие от жилья, требует не электричества, а бензина, для производства которого тоже требуются заводы. И представьте, что при покупке с вас централизованно потребуют деньги за подключение к бензоколонке, а размер оплаты будет зависеть от мощности двигателя. Бред! Один накатывает за год 100 тыс. км, у другого машина весь год стоит в гараже, а платят одинаково. Но ведь аналогия-то полная!
Пример хорош не только тем, что демонстрирует абсурдность происходящего. Разница между бензином и электричеством все же есть. Нефтяные короли тоже не отказались бы брать деньги за подключение к крану, но не делают этого. Спрашивается: почему? Все элементарно просто: возникает проблема, как разделить новый приварок между собой. Нефтепродукты находятся пусть в ограниченном количестве рук, но все же в нескольких. А в случае с электричеством ничего делить не надо, на рынке властвует один монополист. При этом государство пытается, или делает вид, что пытается, контролировать его аппетиты через ограничение тарифов на электроэнергию. Монополист, в свою очередь, успешно эти ограничения обходит через взимание платы за подключение. Между прочим, в борьбе за повышение самих тарифов наши монополисты тоже весьма преуспевают. Как известно, тарифы естественных монополий растут в России быстрее инфляции. В то же время во всем мире наоборот, тарифы устанавливаются ниже инфляции. Учитывается тот факт, что монополия находится в привилегированном положении, поскольку не испытывает проблем со сбытом продукции.
Нет никаких сомнений, что реконструировать энергетику и создавать новые производственные мощности необходимо. Естественно, что на это требуются деньги. И совершенно очевидно, что в отсутствие благотворителей расходы может и должно нести население. Другое дело, как и на что эти деньги используются. И вот в этом отношении встает вопрос: как долго можно пополнять кредит доверия к стоящим у штурвала? Сколько лет главный энергетик страны управляет отраслью, сколько прекрасных программ нагенерировал, а привел страну к пустому и разбитому корыту!
Кстати, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства Сергей Борисов считает, что плата за подключение есть не что иное, как инвестиции в строительство энергетических мощностей. А раз так, то почему инвестор не получает доли в праве собственности на возводимые объекты? Сделать это очень просто – через передачу соответствующего количества акций того же РАО «ЕЭС».