Авансы, финансы, романсы, или Как папа стал транжирой…
С некоторых пор москвичи имеют возможность платить за электричество не только по факту, – сколько счетчик накрутил, но и авансом. Эти суммы насчитывает поставщик электроэнергии, прикидывая, сколько может потребитель заплатить по нормативу. Однако зачастую авансы оборачиваются долгами плательщиков…Несколько дней я заходила в Юго-Западное ГО ЗАО «ЦОПэнерго», которое расположено на улице Винокурова, 3. Организация эта занимается продажей электроэнергии населению. Там всегда очереди, люди толпятся на лестницах, устраиваются в коридоре на стульях, некоторые коротают время с книжкой в руках.
Женщина из очереди рассказала:
– Мне выставили счет на три с лишним тысячи рублей, хотя я плачу за электроэнергию каждый месяц. Позвонили и в ультимативной форме объявили, что если не появлюсь, то мне отключат свет за неуплату. Пришла разбираться.
Ее соседка добавила:
– Стали присылать ворох заполненных на год вперед квитанций. Решила, что это выгоднее. Однако в конце года мне предъявили долг. Пришла выяснить, откуда он взялся. С этим нововведением стало больше проблем: целый год платишь, потом сравниваешь с показаниями счетчика, а ведь тарифы меняются, возникает путаница. Они что, считают, что каждый пенсионер – бухгалтер? Ни с одной жилищной организацией не возникает таких проблем, как здесь.
К разговору присоединился мужчина:
– Последний раз обращался сюда два года назад. С тех пор ничего не изменилось: как были очереди, так и остались.
Женщина «с лестницы» пришла узнать, почему ей сняли льготу. Спрашиваю:
– А по телефону нельзя было выяснить?
– А вы попробуйте дозвониться!
И действительно, два дня подряд периодически набирала номер абонентского отдела: 126-55-97 – занято.
Нина Балакшина приходит сюда уже в десятый раз. Ее глухонемой отец проживает в однокомнатной квартире на улице Цурюпы, 8, корп. 1. С 2001 года ему стали приходить счета за электроэнергию: сначала по 930 рублей за месяц, а затем и по 1 100 рублей. Немыслимо, чтобы одинокий инвалид тратил столько электроэнергии. Сначала Нина решила, что отцу начислили пени, или бухгалтерия ошиблась, а потом выяснила, что дело в счетчике. Написала заявление с просьбой установить причину перерасхода, но письменного ответа так и не получила. Начиная с 2001 года, инвалид заплатил по счетам 33 767 рублей!
Нина Балакшина добавила:
– Однажды увидела объявление, что к одиноким больным людям по их заявлению сотрудники должны выезжать на дом и снимать показания. Я написала такое заявление, но его не приняли, а распоряжение сняли. Многие и не знают о нем.
Виноваты ошибки!
Самое время наведаться к руководителю организации. Сергей Ефремов занимает эту должность всего лишь несколько дней. Он рассказал:
– Мы обслуживаем абонентов с 8.30 до 19.15, для удобства работающего населения один оператор остается работать до 20 часов. Руководством центра введен стандарт обслуживания: на каждого оператора должно приходиться не более трех человек в очереди. Если их больше, к работе подключаются дополнительные операторы, которые забирают «сверхнормативного» абонента и обслуживают его. Помещение не приспособлено для работы с населением – нет места для ожидания. Сейчас совместно с префектурой ЮЗАО решается вопрос о выделении дополнительного помещения для обслуживания абонентов.
Абонент вправе платить и по прежней схеме. Что касается альтернативной формы оплаты, то она введена из-за многочисленных ошибок при заполнении квитанций. Их часто допускают люди пенсионного возраста. Деньги не доходят по назначению, появляется задолженность. Часто в квитанции указывают сумму с учетом льгот, расписывают, за какой период они погасили долг, и надеются, что эта информация дойдет до энергоснабжающей организации. На самом деле вторая часть квитанции остается в банке. Нам передается номер лицевого счета и сумма. Если абонент не зарегистрировал у нас льготу, то у него образуется долг. У нас более 350 тысяч абонентов, из них около сорока процентов – льготники. И большинство из них обращается из-за того, что не переоформили одну льготу на другую. Многие считают, что льгота распространяется на весь платеж. Не все знают, что порядок начисления льгот изменился, и льгота в соответствии с постановлением правительства Москвы № 983 от 6 декабря 2005 года рассчитывается только на норматив. Для одиноких граждан, проживающих в домах, оборудованных газовыми плитами – 50 кВтч на человека, электроплитами – 80 кВтч на человека. Для семей нормативы составляют соответственно 45 кВтч и 70 кВтч на человека. Все сверхнормативное потребление льготник оплачивает по полной стоимости.
Спрашиваю:
– Почему жителям не надо ходить в тепло- и водоснабжающие организации и регистрировать там льготы? Их сотрудники работают в тесном контакте с ЕИРЦ, сверяют базы данных. Может, и вам пойти по тому же пути?
Сергей Олегович пояснил:
– ЕИРЦ отказывается предоставлять информацию по выпискам из лицевых счетов абонентов, обосновывая это постановлением правительства Москвы о конфиденциальности информации, содержащейся в базе данных. Но он согласен передавать нам сведения на платной основе. Спрашивается, за чей счет? Пока этот вопрос не урегулирован.
Ситуацию прояснила руководитель окружного ЕИРЦ Любовь Мирошникова:
– В одном из районов Москвы в экспериментальном порядке передали функции по начислению платежей за электроэнергию в ЕИРЦ. Показания жильцы снимают сами и сообщают оператору, то есть схема та же, что и с квартирными водосчетчиками. Показания вводятся в единый платежный документ. За энергоснабжающей организацией остаются контролирующие функции, поверка приборов. Очевидно, что за все услуги жителям удобнее платить по одной квитанции, сверять платежи в одном месте, а не бегать ко всем поставщикам услуг и везде доказывать свое право на льготу.
Лилия Позднякова
Подробно об этом эксперименте мы расскажем в ближайших номерах нашей газеты