23:30:44
11 апреля 2021 г.

Кому сказать «спасибо»

Похоже, что в ближайшие два-три года нам предстоит отвыкать платить за квартиру «сколько ДЕЗ пришлет». А ресурсникам и жилищникам – воспринимать платежи как «священную десятину». Новые «Правила предоставления коммунальных услуг» (постановление правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года) разрушили пресловутую «вертикаль власти» – «поставщик ресурса – его заказчик-житель» и повернули эти отношения в сторону разумного баланса интересов.Однако жители жителям рознь. Кто-то доверчиво ждет от жилищников честного исполнения своих обязательств, а кто-то скрупулезно защищает свои права. На вопросы тех и других о начислении платы за жилищно-коммунальные услуги ответил Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города», один из разработчиков этого документа.

Хорошие новости для доверчивых

Многие из нас уходят из дома в шесть утра и возвращаются в десять вечера. Понятно, что предоставление коммунальных услуг в течение дня мы контролировать не можем. Хорошая новость: «Правила предоставления коммунальных услуг» защищают интересы добросовестного потребителя, даже если у него самого на это времени нет.
1. «Правила» сильнее договора. В силах вы понять, что написано в договоре на управление вашим домом или нет – договор теперь может только повысить требования к качеству коммунальных услуг. В новых федеральных Правилах четко указаны права и обязанности сторон, минимально допустимые требования к качеству услуг. Поэтому ДЕЗ или частная управляющая организация просто обязаны их выполнять, независимо от того, что и как записано в договоре. Но при этом надо иметь в виду, что уровень качества напрямую зависит от технического состояния трубопроводов и оборудования в многоквартирном доме, предназначенных для того, чтобы коммунальный ресурс дошел до квартиры в хорошем состоянии. Поэтому, если собственники помещений решат сэкономить на расходах на насосы, сеть, щитки, предохранители и т. п., то исполнитель коммунальных услуг будет отвечать за качество, которое зависит от него и его контрагентов.
2. Снижение платежа – признак порядочности. Если, получив платежный документ, вы обнаружили, что управляющая организация по собственному почину снизила вам платеж – это значит, что и в остальном она, скорее всего, вас не обманывает. И очень плохой признак, когда платеж снижают (например, из-за ржавой воды) лишь после жалоб и разбирательств… Допустим, глубокой ночью, когда все спали, часов пять не было горячей воды… Параметры снижения платежа есть в «Правилах предоставления коммунальных услуг» в приложении № 2. Виновата здесь ваша жилищная организация или поставщик ресурса – неважно. Между собой они пусть разбираются сами.
3. Один звонок – и нет проблем! Согласно Правилам исполнитель обязан указать, куда потребителю услуг следует обращаться, в договорах и платежных документах. Кто с граждан деньги берет за содержание и ремонт, а также за все коммунальные услуги, – тот за все и отвечает: при управлении управляющей организацией – управляющий, при управлении ТСЖ или ЖСК – эти организации. Поэтому в любой экстренной ситуации, будь то прорыв сети или кто-то кого-то залил – звоните по номеру диспетчерской, аварийной службы вашего ТСЖ или управляющей организации. Принимающий звонок или заявление сотрудник обязан представиться, объяснить причину нарушения, если она известна, и сообщить регистрационный номер заявки. Если причина неизвестна, то ее должны выяснить и отразить в акте. Если в результате нарушения качества причинен ущерб здоровью или имуществу, то акт должен быть составлен не позднее 12 часов с момента обращения потребителя.
4. Сосед – друг занятого человека. Конечно, даже это постановление правительства прочли от силы процентов пять-десять граждан… Поэтому подружитесь поближе с кем-то из многоопытных и дотошных соседей, которые все изучают и во все вникают. Случись что – у него и спросите. Например, как не платить за нарушение качества, если утром полчаса шла ржавая вода. Понятно, что пока к вам придет представитель исполнителя, вода пойдет уже хорошая. Но правильного акта, который вы с соседями предусмотрительно составили сами, будет достаточно, чтобы зафиксировать кратковременное нарушение. Если исполнитель не согласен, он должен доказать отсутствие нарушения. Если факт нарушения установлен, то исполнитель несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя из-за нарушения качества коммунальных услуг независимо от его вины.
5. Счетчик стал понятным. «Правила предоставления коммунальных услуг» положили конец долгим спорам на тему «водные счетчики: за и против». Впервые на федеральном уровне в них детально разъяснен вопрос, как платить при различных комбинациях установки приборов учета: если их нет; если есть, но только коллективный; если индивидуальные приборы учета есть, но не у всех; если есть и коллективный прибор учета, и индивидуальные… Эти нормы должны применяться как обязательные, и формулы расчетов не могут изменяться на уровне муниципалитета.
Приятный момент: если есть домовой прибор учета, но нет квартирных, то теперь раз в три месяца сумма, которую следует заплатить поставщику по показаниям домового прибора учета, сопоставляется с той, которая собрана с жителей по нормативу потребления. Если пользователи в доме потребляли воду экономно, меньше норматива, то средства, собранные «сверху», должны зачесть жителям в счет будущих периодов.
6. Никто вас не отключит! Отключение и приостановка коммунальных услуг – это меры в отношении недобросовестных потребителей, которых обычно не более 5%. Отключать добросовестных граждан Правила запрещают. Наоборот, проблема управляющих и ресурсоснабжающих организаций – как сделать так, чтобы неплательщики не жили за счет добропорядочных граждан.

Подробные инструкции внимательным

1. Кошелек ваш – решаете вы
Деньги ваши, поэтому вам выбирать управляющего домом и перечень работ, которые он должен сделать. Вам торговаться, согласовывать размер оплаты, решать – заказывать или нет. Но если заказывать, то придется платить. Хорошие условия жизни полностью зависят от вас.
2. Звоните по утвержденной форме
«Правила» обязывают тех, кто предоставляет вам коммунальные услуги, быть на связи в любое время дня и ночи. Если вы звоните в диспетчерскую не просто побеседовать, а решить какую-то проблему, убедитесь, что:

  • вы поняли, кто конкретно поднял трубку, принял вашу заявку, каким образом она зафиксирована в журнале (номер регистрационной записи). Если что-то из перечисленного не произошло – это само по себе уже нарушение, независимо от дальнейших действий исполнителя.
  • что бы вам ни пообещали – в Правилах есть четкие требования о том, в течение какого времени днем или ночью должны прийти представители исполнителя. А также, куда бежать, звонить, писать, если этого не случилось;
  • не забудьте один экземпляр составленного акта оставить себе, для того чтобы обоснованно не платить за нарушение качества.

3. Платим за дом
Есть в вашем доме приборы учета или нет, Правила предписывают общедомовые расходы включать в оплату коммунальных услуг. Их оплата по специальным формулам разбрасывается на всех собственников помещений в многоквартирном доме. И если средств ежемесячных усредненных платежей не хватает исполнителю на то, чтобы рассчитаться с ресурсоснабжающей организацией, всех жителей ждет процедура доначисления. Если ежемесячных платежей хватило с избытком, то снижение.
То же касается и владельцев квартирных приборов учета. При расчетах им вводят так называемый поправочный коэффициент. Если сумма показаний квартирных приборов учета больше, чем домового прибора, сумма платежа будет снижена. Если эта цифра меньше, то есть вода в доме куда-то утекла, то жителям квартир, несмотря на квартирные приборы, сумма платежа будет увеличена. Такой перерасчет жителям без квартирных приборов учета или при их наличии производится раз в три месяца или один раз в год.
4. Сосед – лучший прибор учета
В Европе давно привыкли к тому, что пригласил гостя – сообщи, куда следует. Иначе соседи сообщат за тебя. Там люди привыкли считать. Если к кому-то приехал лишний потребитель, а оплата идет по приборам учета, то хозяин фактически залезает в карман к своим соседям. На Западе грамотные собственники борются за свои кошельки и не станут платить, не зная за что. Непривычно? А давайте представим себе расход воды в квартире, которую владельцы сдали рыночным торговцам, а к тем приехали гости, а потом привезли товар… Так что для Москвы такое детальное регулирование платежей уже актуально.
5. Не платит – пользоваться не должен
Нигде – ни в Конституции, ни в Гражданском кодексе не предусмотрено бесплатных благ. Человек, у которого низкие доходы, оформит субсидию и тоже заплатит. Заслуга новых «Правил предоставления коммунальных услуг» – приостановка и ограничение предоставления коммунальных услуг неплательщикам – определены теперь четко, пошагово: за сколько дней делается предупреждение, за сколько присылается извещение и т. д. Можно ограничивать предоставление абсолютно всех коммунальных услуг. А вот приостанавливать водоснабжение, водоотведение и отопление нельзя, потому что они связаны с соблюдением санитарных правил и сохранности дома. Собственнику-неплательщику можно создать некие неудобства пользования жилым помещением, ограничить объем потребляемого ресурса. Например, уменьшить напор воды до такого уровня, что он сможет набрать чайник, но нормально воспользоваться душем не сможет. Или понизить (до разумных, разумеется, пределов) температуру в квартире – с 18 градусов до 15. Или, даже при недоплате за воду, отключить электричество.
Раньше согласно законодательству ограничение или приостановка предоставления коммунальных услуг могла быть применена, если человек имел долг за полные шесть месяцев. То есть если в последний момент такой жилец заплатил рублей 20, то долг уже стал меньше, и ничего сделать было нельзя. Сейчас «Правила» сформулированы так, что если возник долг за полгода, и жильцу направлено предупреждение об ограничении или приостановке предоставления услуг, человек обязан полностью погасить долг.
…Конечно, это детали. Которые, возможно, мы никогда и не узнаем на практике. Потому что пока все нормально – вечером горит свет, из крана идет вода, мы не думаем ни о работе коммунальщиков, ни о силах и времени тех соседей, которые все-таки добиваются хороших жилищных услуг и управления нашим домом. Поэтому давайте хотя бы здесь и сейчас скажем им спасибо!
Подготовила Ирина Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация