23:30:44
11 апреля 2021 г.

Маленькая победа ценой в миллионы

ЖКХНа днях Свердловский районный суд Костромы вынес решение об отмене постановления городской администрации в части оплаты костромичами горячего водоснабжения во время проведения профилактических и ремонтно-восстановительных работ. До сего дня жители из своего кармана платили за «профилактику», во время которой горячая вода в жилые дома не поступала. Абсурдный, казалось бы, порядок был закреплен постановлением администрации города. После решения суда все встало на свои места.
К истории вопроса
В Свердловский районный суд с исковым заявлением к администрации города этим летом обратился Равиль Минабутдинов. Он просил признать постановление городских властей № 325 от 3.02.03 г. противоречащим федеральному закону в части оплаты за горячее водоснабжение при проведении ежегодных профилактических и ремонтно-восстановительных работ.
Этот исторический для жилищно-коммунального хозяйства Костромы иск имеет свою предысторию. Битва рядового костромского жильца с системой городского ЖКХ продолжалась почти год. Осенью прошлого года в доме, где проживает семья Равиля, вода из краника текла еле-еле теплая. В то же время счет к оплате ежемесячно приходил каждый раз в полном объеме – по 80 рублей с человека. И устно, и письменно жильцы дома обращались в свой ЖЭК № 1, но все было напрасно – вода горячее не становилась.
Слесари, обследовавшие их водопроводные сети, предположили, что где-то в водопроводной системе происходит подмешивание холодной воды, а вот где именно, они определить не могли. Или не хотели. Не один месяц Равиль ходил по инстанциям, добиваясь устранения неполадки. В том, что это была чисто техническая проблема, никто не сомневался – в соседних домах горячая вода была по-настоящему горячей.
Наконец конфликтующие стороны сошлись на том, что жильцы имеют право на перерасчет за поставляемую им некачественную услугу. Для этого надо было ежемесячно составлять акт – существующий механизм снижения платежей за жилищно-коммунальные услуги при нарушении качества их предоставления позволял это сделать. И жильцы стали регулярно писать акты на недопоставку им горячей воды. Коммунальщики принимали их безоговорочно и делали корректировку в оплате при выписке счета-квитанции.
Таким образом, поставщик тепла, можно сказать, самоустранился от решения проблемы – перерасчет вам делать будем, сказали в ЖЭКе, а вот о том, что «дефект» в водоснабжении надо исправлять, не шло даже и речи.
«Такая постановка вопроса нас не устраивала, – рассказывает Равиль. – Я написал жалобу в ЖЭК, под которой подписались многие жильцы дома. Мы пригрозили, что если горячее водоснабжение не будет налажено должным образом, то вынуждены будем обратиться в прокуратуру и напрямую к их непосредственному начальнику – мэру города».
После такого ультиматума в их доме горячая вода в апреле странным образом появилась. Причем никаких ремонтных работ накануне замечено не было. Просто в один прекрасный день все как бы само собой наладилось.
Рано радуетесь
Конфликт, казалось бы, был исчерпан. В апреле уже не потребовалось составлять акт о некачественном теплоснабжении – жильцы вздохнули свободно. А полученную услугу полностью оплатили. Но радость была недолгой. Сразу после майских праздников подача горячей воды была прекращена совсем – на ежегодную профилактику. Обычное и понятное, казалось бы, дело вылилось позже в судебный процесс, закончившийся сокрушительным поражением городской администрации.
В июне жильцам пришли счета-квитанции, в которых оплата за горячее водоснабжение была включена полностью. Стали разбираться на уровне Службы муниципального заказа. Там сказали, что все законно, коммунальщики действуют, руководствуясь «Временным механизмом снижения платежей за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления», утвержденным постановлением главы городской администрации. Равиль, юрист по образованию, познакомился с подобным же документом, но уже областного масштаба – «Положением о порядке снижения платежей за жилищные и коммунальные услуги при снижении их качества», утвержденным губернатором Костромской области, и обнаружил, что в нем черным по белому было написано другое. А именно: плановые профилактические дни оплате населением не подлежат. Однако в Службе муниципального заказа на это Равилю Минабутдинову ответили, что область им не указ и ничего менять они не будут.
Как говорит Р. Минабутдинов, обратиться в суд его вынудила простая человеческая обида. Очевидные, казалось бы, нарушения городская власть не хотела признавать. Его это задело.
Конец незаконным поборам
Следует сказать, что Равиль Минабутдинов работает заместителем начальника юридического отдела в Управлении по делам ГО и ЧС Костромской области, и очень опасался, что эта тяжба каким-либо образом отразится на его службе. Поэтому он подчеркнуто обращался в суд именно как рядовой костромич, отстаивающий только свои интересы. В его коротком исковом заявлении был всего один пункт: «Прошу признать постановление администрации города противоречащим закону в части оплаты за горячее водоснабжение при проведении профилактических работ».
В ходе судебного разбирательства представители городской администрации не признавали исковые требования, утверждая, что постановление губернатора носит только рекомендательный характер, а оспариваемое постановление завизировано прокуратурой, что означает, что оно вполне законно.
Однако неожиданно для истца его поддержала Государственная жилищная инспекция по Костромской области. Ее представитель Т. Шорохова напомнила ответчикам, что после губернаторского постановления в администрацию города ими направлялись уведомления о необходимости привести документы по данному вопросу в соответствие с областной нормативной базой. Однако это в городской администрации даже через год сделано не было. А ведь губернаторское постановление, в свою очередь, опирается на постановление правительства РФ, которое обязательно к исполнению на всей территории страны. Рекомендательность в нем мог увидеть только юридически абсолютно неграмотный человек. Или за всем этим стоит злой умысел.
В конечном итоге суд вынес вердикт: «Заявление Минабутдинова удовлетворить». Юристы администрации Костромы, проигравшие дело, не стали оспаривать судебное решение, и на днях оно вступило в законную силу. Теперь костромичи не будут подвергаться незаконным поборам со стороны коммунальщиков. И если для одной семьи годовая экономия средств будет незначительна и составит небольшую сумму (примерно 60 рублей на человека), то городское хозяйство в целом недосчитается, по расчетам, более 15 миллионов рублей – что называется, курочка по зернышку клюет.
Равиль признался, что удовлетворен решением суда, хотя он, конечно же, не ставил своей целью разорить и без того убогое коммунальное хозяйство города. Просто все должно быть по справедливости.
Подобные процессы весьма показательны, хотя их пока не так и много по России. Они говорят о растущем самосознании квартиросъемщиков. Ведь, борясь за свои личные интересы, люди автоматически защищают интересы всех жителей населенного пункта. Думается, что такие победы вдохновят многих на поиски в судах своей маленькой правды. А «грамотные» чиновники впредь сто раз подумают, прежде чем поступать вразрез закону.

Зинаида Зорина, Кострома, специально для «КР»

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация