23:30:44
11 апреля 2021 г.

По новым правилам платить правильнее

ЖКХПравительство РФ своим постановлением от 23 мая 2006 года утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг. Они заменят старые, принятые еще в 1994 году и безнадежно устаревшие. В документе по «полочкам» разложено, каким образом должны предоставляться коммунальные услуги, как платить за них и платить ли вообще, если они оказываются ненадлежащего качества. В каких случаях могут отключить воду, электричество, газ?Впервые для всей страны определена процедура оплаты ЖКУ с использованием показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета и при их отсутствии. Установлены права и обязанности сторон, их ответственность. Новые Правила могут послужить подспорьем для желающих проконтролировать действия коммунальных служб и защитить свои права. Сегодняшний выпуск «Справочного бюро» посвящен изучению этих Правил.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Людмила Соловьева, начальник отдела нормативно-правового регулирования инфраструктуры Минрегионразвития РФ:
«Новые Правила предоставления коммунальных услуг даже по объему отличаются от прежних: они стали гораздо шире и полнее, в них появилось немало нового. Прежде всего, их принятие обусловлено необходимостью привести Правила предоставления коммунальных услуг в соответствие с новым Жилищным кодексом РФ. А самое главное – они написаны для граждан: не для ресурсоснабжающих организаций, а именно для жителей. И одна из целей, ради чего они были подготовлены – защита прав потребителей коммунальных услуг, комфортность их проживания».

Для всех писаны

Правила одинаковы для всех, они распространяются на тех, кто живет в домах частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Все – по договору

Коммунальные услуги предоставляются на основании договора, содержащего условия их предоставления.

Кто есть кто

В Правилах стороны тех, кто пользуется коммунальными услугами, и тех, от кого зависит их предоставление, называются – «потребитель» и «исполнитель».
Исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальные услуги, производящий или приобретающий коммунальные ресурсы и отвечающий за обслуживание внутридомовых инженерных систем. Исполнителями могут быть: управляющая организация, ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений – иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребитель – гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Оплата коммунальных услуг

Как и когда?
В Правилах подробно расписан порядок расчета и внесения платы за ЖКУ.
Порядок, надо сказать, остался прежний: плата за ЖКУ вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим (если иной срок не установлен договором).
Если размер платы за коммунальные услуги, вносимый нанимателем жилья, меньше, чем установленный договором управления многоквартирным домом, оставшаяся часть платежа вносится наймодателем в согласованном с управляющей организацией порядке.
За что?
Плата за коммунальные услуги включает в себя:
– плату за холодное и горячее водоснабжение
– водоотведение
– электроснабжение
– газоснабжение
– отопление
Сколько?
Размер платы за коммунальные услуги определяется, исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии – из нормативов потребления коммунальных услуг. ЖК РФ ст. 157, п. 1.
Рассчитывается она так: тарифы коммунальных организаций умножаются на нормативы потребления этих услуг или, если установлены приборы учета, на показания этих приборов. Это при 100-процентной оплате услуг ЖКХ. Местные органы власти могут принимать решение об ее уменьшении.
Со счетчиком и без
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги зависит от того, установлены или отсутствуют в домах приборы учета. В Правилах приведено несколько вариантов.
Вариант первый. При наличии в квартирах индивидуальных (в коммунальных – общих) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) размер платы определяется, исходя из показаний индивидуальных (общих) приборов учета.
Вариант второй. При отсутствии приборов учета вообще – размер платы определяется по нормативам потребления коммунальных услуг.
Вариант третий. При наличии в доме коллективных приборов учета и отсутствии приборов учета в квартирах размер платы определяется так: показания общедомового прибора делятся на число человек в доме и умножаются на число человек в квартире.
Вариант четвертый. При наличии прибора учета на входе в дом и, частично, приборов учета в квартирах размер платы определяется следующим образом:
1) для тех, у кого нет квартирных приборов учета – по нормативам;
2) у кого есть – по показаниям квартирных приборов учета плюс расходы на внутридомовые нужды, которые будут определены по показаниям общедомового прибора учета. У тех, кто платит по нормативам, эти расходы учтены при определении нормативов потребления коммунальных услуг.

Уравниловки не будет

Если мы сейчас живем и расплачиваемся за коммунальные услуги по общим для всех нормативам, то в ближайшем будущем нас ожидает их дифференциация. Для каждого дома, в зависимости от его строительной конструкции, будут рассчитаны свои нормативы. И платить, стало быть, будем по-разному.
НА ЗАМЕТКУ
Надо иметь в виду: в тарифы на коммунальные услуги не входит обслуживание внутридомового оборудования. И вообще, наша плата имеет две составляющие: за жилое помещение и за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение, в свою очередь, включает в себя, в том числе, плату за содержание и ремонт. Расходы на обслуживание внутридомового оборудования содержатся в этой составляющей. Тариф на коммунальные услуги рассчитывается, так сказать, до стены дома. За все, что внутри, коммунальщики ответственности не несут.

С иллюзиями и без

У нас, жильцов, не должно возникать иллюзий по поводу того, что оплачивать коммунальные услуги мы будем только по показаниям счетчика, установленного в нашей квартире. Мол, сколько нажгли электричества, газа, израсходовали воды в своем жилище, за столько и заплатим. А то, что накрутит прибор учета на входе в дом, – не в счет. Это заблуждение. Расходы на «коммуналку» в многоквартирном доме – освещенный подъезд, сухие подвалы и т. д. – лежат на жильцах – собственниках квартир. Это необходимые условия для проживания в комфортных условиях. Показания коллективных приборов учета делятся на всех жильцов в соответствии с их долей потребления общих услуг.

«Платежка» во всей красе!

Скоро из наших почтовых ящиков мы начнем извлекать новые «платежки». К нам они должны попадать не позднее 1 числа месяца, идущего вслед за тем, за который производится оплата (если договором управления не установлен иной срок).
В платежном документе указываются:
а) почтовый адрес, сведения о собственнике жилья – фамилия, имя, отчество. А для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов – сведения о нанимателе;
б) наименование исполнителя (с указанием юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес, номера контактных телефонов, номера факсов и, если имеются, адреса электронной почты, сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;
в) оплачиваемый месяц, перечень коммунальных услуг, тарифы на них, социальная норма потребления (если таковая установлена), единицы измерения объемов коммунальных ресурсов;
г) объем (количество) потребленных коммунальных ресурсов (эти данные при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета потребитель сам указывает в специальных графах платежного документа, за исключением тепловой энергии на отопление); если же счетчики коллективные, это делает исполнитель;
д) сведения об изменениях размера коммунальных платежей с указанием оснований, в том числе в связи:
– с проживанием временных жильцов;
– со снижением качества коммунальных услуг;
– с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;
ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок.

Чтобы не остаться без света

Если вы задолжали или не полностью оплатили коммунальные услуги, вам могут приостановить или ограничить их предоставление.
Под неполной оплатой понимается задолженность за одну или несколько услуг ЖКХ, накопившаяся более чем за шесть месяцев подряд или в «рассрочку». Должнику направляется уведомление о том, что в случае непогашения долга в течение месяца после получения предупреждения предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Причем, если коммунальщики намерены отключить коммунальные услуги, они должны письменно предупредить об этом дважды: первый раз за месяц, второй – за три дня до отключения. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое вручается жильцу под расписку или отправляется по почте заказным письмом.
Понятное дело, даже в случае неуплаты нельзя перекрыть ни холодную воду, ни отопление, ни канализацию. Но можно ограничить объемы их подачи или ввести режимное предоставление. А вот без электричества или газа вполне можно остаться.
Все снова наладится и вернется в дом в течение двух дней только после того, как долги будут погашены.

Вас огорчат за десять дней

Прежде чем устраивать плановые перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ или подключения новых потребителей, исполнитель обязан предварительно в письменной форме уведомить жильцов о грядущей жизни без благ цивилизации. Объявление о плановых работах должно быть вывешено не позднее, чем за 10 рабочих дней до их начала.
При проведении профилактических работ, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, плата за ЖКУ при отсутствии коллективных, общих (для коммунальных квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости не предоставленных коммунальных услуг.

Рассейтесь, сомненья!

Если вы сомневаетесь в правильности начисленных платежей, имеете полное право потребовать их сверки. Через три дня (не позднее) вам обязаны предоставить документы, подтверждающие или опровергающие ваши сомнения.

Топить или не топить?

Собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов сами устанавливают даты начала и окончания отопительного сезона. Правда, здесь есть одно весьма существенное «но»: это можно делать только при наличии в таких домах автономных систем отопления, то есть собственных котельных. Назначенные числа нужно согласовать с исполнителем.
Если же собственники не установили сроки, или в их дома тепловая энергия подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в рамках, установленных уполномоченным органом.
Руководствуются при этом показаниями уличного термометра. Среднесуточная температура за окном ниже плюс восьми – сигнал для начала отопительного сезона. Окончание его, как нетрудно догадаться, наступает при температуре воздуха выше тех же плюс восьми в течение пяти суток подряд.

Шесть поводов для огорчений

Отлучить от благ цивилизации могут не только неплательщиков. Исполнитель имеет право без предварительного уведомления потребителя приостановить их предоставление в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийных ситуаций на оборудовании или в сетях, по которым осуществляется водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение;
б) возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
Приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через месяц после письменного предупреждения потребителя в случаях:
а) проведения планово-предупредительного ремонта;
б) выявления факта самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;
в) получения соответствующего предписания уполномоченных государственных или муниципальных органов;
г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техпаспорте жилого помещения.

Не прячьте показания!

Исполнитель имеет право в заранее согласованное с жильцами время, но не чаще раза в шесть месяцев, являться с проверкой правильности снятия показаний индивидуальных приборов учета, их исправности и целостности на них пломб. А потребитель обязан пустить его в дом для снятия показаний счетчиков.
В случае неоднократного (достаточно, чтобы это случилось два раза) отказа пустить в квартиру, исполнитель направляет жильцу письменное извещение или вручает его под расписку. В нем просьба сообщить об удобном для жильцов времени посещения, а также информация о последствиях их упрямства или непонимания.
Жилец обязан в течение недели с момента получения извещения назначить день и время встречи. Если он этого не сделает, ему будут вправе перерассчитать плату за коммунальные услуги, исходя из нормативов потребления, начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка индивидуальных приборов учета.

Cамоделкин разбушевался

Предположим, собственники квартир в доме решили организовать прибыльное дело. Например, устроить в одной из квартир мини-прачечную. При этом, не посчитали нужным уведомить о своих намерениях управляющую организацию и подключили оборудование, которое превышает допустимую мощность. Правилами это делать запрещено.
Имейте в виду: сведения о максимально допустимой нагрузке приборов и оборудования, которые потребитель может использовать для бытовых нужд, непременно указываются в договоре.
Запрещается также самовольно подключаться к системе трубопроводов, электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, за техническое состояние и безопасность которых отвечает исполнитель. В случае обнаружения такой самодеятельности, вам вправе пересчитать размер платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за шесть месяцев, предшествующих тому, в котором было выявлено нарушение. А дальнейшие расчеты выполнять в соответствии с нормативами или показаниями приборов учета до устранения нарушений.

Полное отсутствие всякого присутствия

В новые Правила впервые включен раздел, посвященный перерасчету платы за коммунальные услуги за время отсутствия жильцов.
Если вы уехали в отпуск, в командировку, в гости к родственникам, словом, жилье пустовало без вас более пяти полных календарных дней подряд, вы имеете полное право сделать перерасчет платы. Ведь холодной и горячей водой, электричеством, газом, водоотведением вы за время отсутствия не пользовались (разумеется, речь идет о квартирах, где нет приборов учета по этим видам коммунальных услуг). Правда, за отопление заплатить все же придется.
Итак, в течение месяца по возвращении домой нужно обратиться с письменным заявлением в организацию, предоставляющую эти услуги. И за пять дней вам должен быть сделан перерасчет размера коммунальных платежей.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие срок вашего временного отсутствия и (или) проживающих вместе с вами домочадцев. Такими документами могут быть:
а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении;
в) проездные билеты, оформленные на ваше имя или их копии;
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
д) справка органа внутренних дел о временной регистрации по месту временного пребывания;
е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором вы временно отсутствовали;
ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие.
Не надейтесь сэкономить на платежах, предъявив фальшивые документы. Исполнитель вправе снимать с них копии и проверять подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе с помощью официальных запросов в выдавшие их организации. Если не сохранилось ни одного из перечисленных документов, разрешается предъявить свидетельские показания соседей по этажу или коммунальной квартире.
Перерасчет производится пропорционально количеству дней временного отсутствия жильца, в зачет принимаются полные календарные дни. День отъезда и день приезда не учитываются.
В следующем выпуске «Справочного бюро» мы расскажем о том, что делать, если вам не предоставили вовсе или предоставили коммунальные услуги ненадлежащего качества. А также об условиях изменения размера платы в подобных случаях.
Подготовила Галина Писарчик при содействии специалистов отдела нормативно-правового регулирования инфраструктуры Департамента ЖКХ Минрегионразвития РФ

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация