23:30:44
11 апреля 2021 г.

А вас и не спрашивают

ЖКХНовый ЖК РФ – при всех его недостатках – имеет одно несомненное достоинство: он впервые объединил и еще раз убедительно закрепил права собственников. Первые же собственники у нас появились задолго до того, как это понятие вошло в оборот: пусть и ущербные, ограниченные в своих возможностях, ими стали члены ЖК и ЖСК (наследовался только пай, но не квартира).И вот все чаще сталкиваешься с тем, что уже в новых условиях права пайщиков то и дело нарушаются. Невольно приходит мысль: если так поступают со старейшими, можно сказать, «заслуженными» собственниками, как же отнесутся ко всем москвичам? Ведь ими в результате приватизации становится подавляющая часть горожан. Не посчитаются ли и с ними? Не станет ли собственность для них наказанием?
Так ли уж бедно ЖКХ?
Теплый Стан – удивительный район. Здесь почти половина домов – а это примерно полусотня строений – принадлежит жилищным и жилищно-строительным кооперативам. Подавляющая их часть создана в начале 90-х годов, и они стали практически последними, «настоящие» ЖК и ЖСК, когда кредит давали не частные организации, а государство. Вместе со всеми кооперативами они прошли все злоключения этих жилищных организаций, когда эксплуатирующие конторы отказались от их обслуживания. Ибо заламывали за него такие цены (собственники!), которые становились для них неподъемными.
В то время и появилось постановление правительства Москвы – чего, кстати, не было в других городах – согласно которому кооперативные дома брались на бюджет города. Им не только обещали капитальный ремонт, но и согласились обслуживать по ставкам муниципального жилищного фонда. Другое дело, что на те и другие цели средств, как всегда, не хватало, но, что собственники и муниципалы были приравнены в своих расходах, – факт.
Кооперативщикам из Теплого Стана, во всяком случае, тем, кто живет в 1-м и 2-м его микрорайонах, повезло вдвойне: им попалось очень хорошее РЭУ. Звезд с неба не хватало, но его слесари, электрики, уборщицы работали безотказно. Являлись по первому звонку, и ждали их не «в течение дня», а тогда, когда жильцы просили сами. Подъезды были чистыми, всегда освещены, территория убрана, сантехника не «плакала». Не было ни одного сбоя в работе инженерных систем домов во время нынешних морозов в столице. Как выяснилось, даже в условиях ограниченного финансирования можно работать качественно, и ООО «Фирма ЭЖФиБ» (так называлась обслуживающая организация, расшифровка: эксплуатация жилищного фонда и благоустройство) это вполне доказала. Один из его работников – А. Воинов, слесарь, занял даже по мастерству первое место в округе и второе по Москве. Директор фирмы В. Карташов стал лауреатом премии «За высокие достижения в труде, творческую активность и социальное партнерство». Более того: жителями района он был выбран депутатом муниципального собрания района. Да и многие специалисты этого коллектива награждались почетными грамотами и ценными призами. В кооперативах – как и положено – проводились собрания пайщиков, и почти за 15 лет ни одного серьезного замечания к обслуживанию домов высказано не было.
Нужны ли другие доказательства успешной работы на ниве ЖКХ? Здесь, правда, встает вопрос: а может, не такие уж маленькие деньги выделяет бюджет на обслуживание домов? Может, все дело в том, как распорядиться ими. Как строго контролировать их расход. Ведь примеры, подобные той же «Фирме ЭЖФиБ», можно найти и в других районах столицы. Но это, как говорится, другой разговор.
Авторитет не в счет
И вдруг все кончилось. Почти 15 лет обслуживала фирма дома, и как мы сказали, не знала нареканий, но с нынешнего года на смену ей пришла другая, никому не ведомая, ничем не зарекомендовавшая себя в районе, не званная жильцами. Узнали об этом случайно – в диспетчерской раздался незнакомый голос (прежний все знали, и даже звали дежурную по имени), и объяснил: подрядчик сменился! Отныне у слесарей и уборщиц другой хозяин. О прежней «фирме» забудьте. Весть об этом быстро разнеслась по всему Теплому Стану и вызвала тревогу у жителей. Почему отказались от заведомо хорошей и зарекомендовавшей себя организации? Почему не спросили мнение жителей? И даже не поставили их в известность? Беспокойство было вполне объяснимо: дома понемногу, но неуклонно старели, капитальный ремонт в них не велся, и хорошее обслуживание могло бы продлить жизнь многим из них. Но можно ли его ждать от незнакомой частной компании, которая, судя по названию, освоила лишь один вид ремонта? Уверенности в этом не было.
Кстати сказать, возмутились не только жители, но и работники фирмы. Более половины из них, несмотря на щедрые обещания нового руководства, подали заявление об уходе.
И тогда председатели кооперативов, как наиболее активная часть жителей микрорайонов, отправилась за разъяснением в ДЕЗ (директор Л. Смирнова) и управу Теплого Стана (глава Ю. Штыков). Но мало что прояснило объяснение, которое они здесь услышали: «Все сделано по закону. Мы провели, как положено, тендер, и в результате победителем оказалась новая фирма. Извольте любить и жаловать».
Жители не стали разбираться в хитросплетениях условий конкурса, соответствия им показателей работы компании. Их волновало одно: почему не поинтересовались мнением граждан? Ладно – муниципальные дома, владелец их город, и он волен распоряжаться их управлением и эксплуатацией (хотя после принятия нового Жилищного кодекса и это не совсем так – приоритет все-таки отдается жителям), но почему так грубо нарушены права собственников? Именно они решают, кто и как распоряжается их деньгами (а также дотацией города), но никто из них не был приглашен в конкурсную комиссию. Почему решение было принято за их спиной и вопреки их воле? Какими баллами руководствовалась управа, игнорировав главные из них, – наработанный прежней фирмой авторитет?
Но ответа на эти вопросы так и не получили. Глава управы на собрание пайщиков, где обсуждалась проблема, не явился.
За спиной у жильцов
Но по закону ли все было сделано? Сомнения в этом были у многих собственников. Проведению тендера – азбучная истина! – предшествует объявление в печатных органах о его сроках и условиях. И оно появилось… Но в мало читаемом бюллетене «Московские торги». Ни в окружной газете «За Калужской заставой», ни в районной «Теплый Стан» о конкурсе не было ни одного слова.
Степень неприятия итогов конкурса, а по сути – градус возмущения людей – был таков, что они написали ряд писем: президенту, мэру, в прокуратуру РФ и даже в Общественную палату.
Экзамен не сдали
Выбор подрядных организаций по обслуживанию домов – дело не новое. Практически уже несколько лет так работают все из них. Но, к сожалению, конкурсы по их отбору далеко не везде прозрачны. И далеко не всегда учитывается мнение жителей. На этапе выбора обслуживающих организаций это как-то сходит с рук, но что будет, когда речь зайдет об управляющих структурах? Произойти это, как известно, должно с 1 января следующего года, и, может, именно тогда начнется реформа ЖКХ.
Порядок проведения таких конкурсов определен специальным законом РФ. Вопрос в другом – из чего выбирать? Понятно, что в Москве появится список рекомендуемых компаний – рекомендуемых именно правительством столицы. Но одного этого мало. Жильцы сами должны убедиться, что судьбу своего дома они вручают надежной и умелой организации. Но проводит конкурс районная управа. Посчитается ли она с мнением жильцов? Очень важный и ответственный момент. От него будет во многом зависеть судьба реформы нашего многострадального жилищно-коммунального хозяйства.
Выбор обслуживающей организации – это, можно сказать, репетиция, экзамен будущих тендеров управляющих компаний. В Теплом Стане пока его не сдали.

Илья Глотов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация