А вас и не спрашивают
Новый ЖК РФ – при всех его недостатках – имеет одно несомненное достоинство: он впервые объединил и еще раз убедительно закрепил права собственников. Первые же собственники у нас появились задолго до того, как это понятие вошло в оборот: пусть и ущербные, ограниченные в своих возможностях, ими стали члены ЖК и ЖСК (наследовался только пай, но не квартира).И вот все чаще сталкиваешься с тем, что уже в новых условиях права пайщиков то и дело нарушаются. Невольно приходит мысль: если так поступают со старейшими, можно сказать, «заслуженными» собственниками, как же отнесутся ко всем москвичам? Ведь ими в результате приватизации становится подавляющая часть горожан. Не посчитаются ли и с ними? Не станет ли собственность для них наказанием?
Так ли уж бедно ЖКХ?
Теплый Стан – удивительный район. Здесь почти половина домов – а это примерно полусотня строений – принадлежит жилищным и жилищно-строительным кооперативам. Подавляющая их часть создана в начале 90-х годов, и они стали практически последними, «настоящие» ЖК и ЖСК, когда кредит давали не частные организации, а государство. Вместе со всеми кооперативами они прошли все злоключения этих жилищных организаций, когда эксплуатирующие конторы отказались от их обслуживания. Ибо заламывали за него такие цены (собственники!), которые становились для них неподъемными.
В то время и появилось постановление правительства Москвы – чего, кстати, не было в других городах – согласно которому кооперативные дома брались на бюджет города. Им не только обещали капитальный ремонт, но и согласились обслуживать по ставкам муниципального жилищного фонда. Другое дело, что на те и другие цели средств, как всегда, не хватало, но, что собственники и муниципалы были приравнены в своих расходах, – факт.
Кооперативщикам из Теплого Стана, во всяком случае, тем, кто живет в 1-м и 2-м его микрорайонах, повезло вдвойне: им попалось очень хорошее РЭУ. Звезд с неба не хватало, но его слесари, электрики, уборщицы работали безотказно. Являлись по первому звонку, и ждали их не «в течение дня», а тогда, когда жильцы просили сами. Подъезды были чистыми, всегда освещены, территория убрана, сантехника не «плакала». Не было ни одного сбоя в работе инженерных систем домов во время нынешних морозов в столице. Как выяснилось, даже в условиях ограниченного финансирования можно работать качественно, и ООО «Фирма ЭЖФиБ» (так называлась обслуживающая организация, расшифровка: эксплуатация жилищного фонда и благоустройство) это вполне доказала. Один из его работников – А. Воинов, слесарь, занял даже по мастерству первое место в округе и второе по Москве. Директор фирмы В. Карташов стал лауреатом премии «За высокие достижения в труде, творческую активность и социальное партнерство». Более того: жителями района он был выбран депутатом муниципального собрания района. Да и многие специалисты этого коллектива награждались почетными грамотами и ценными призами. В кооперативах – как и положено – проводились собрания пайщиков, и почти за 15 лет ни одного серьезного замечания к обслуживанию домов высказано не было.
Нужны ли другие доказательства успешной работы на ниве ЖКХ? Здесь, правда, встает вопрос: а может, не такие уж маленькие деньги выделяет бюджет на обслуживание домов? Может, все дело в том, как распорядиться ими. Как строго контролировать их расход. Ведь примеры, подобные той же «Фирме ЭЖФиБ», можно найти и в других районах столицы. Но это, как говорится, другой разговор.
Авторитет не в счет
И вдруг все кончилось. Почти 15 лет обслуживала фирма дома, и как мы сказали, не знала нареканий, но с нынешнего года на смену ей пришла другая, никому не ведомая, ничем не зарекомендовавшая себя в районе, не званная жильцами. Узнали об этом случайно – в диспетчерской раздался незнакомый голос (прежний все знали, и даже звали дежурную по имени), и объяснил: подрядчик сменился! Отныне у слесарей и уборщиц другой хозяин. О прежней «фирме» забудьте. Весть об этом быстро разнеслась по всему Теплому Стану и вызвала тревогу у жителей. Почему отказались от заведомо хорошей и зарекомендовавшей себя организации? Почему не спросили мнение жителей? И даже не поставили их в известность? Беспокойство было вполне объяснимо: дома понемногу, но неуклонно старели, капитальный ремонт в них не велся, и хорошее обслуживание могло бы продлить жизнь многим из них. Но можно ли его ждать от незнакомой частной компании, которая, судя по названию, освоила лишь один вид ремонта? Уверенности в этом не было.
Кстати сказать, возмутились не только жители, но и работники фирмы. Более половины из них, несмотря на щедрые обещания нового руководства, подали заявление об уходе.
И тогда председатели кооперативов, как наиболее активная часть жителей микрорайонов, отправилась за разъяснением в ДЕЗ (директор Л. Смирнова) и управу Теплого Стана (глава Ю. Штыков). Но мало что прояснило объяснение, которое они здесь услышали: «Все сделано по закону. Мы провели, как положено, тендер, и в результате победителем оказалась новая фирма. Извольте любить и жаловать».
Жители не стали разбираться в хитросплетениях условий конкурса, соответствия им показателей работы компании. Их волновало одно: почему не поинтересовались мнением граждан? Ладно – муниципальные дома, владелец их город, и он волен распоряжаться их управлением и эксплуатацией (хотя после принятия нового Жилищного кодекса и это не совсем так – приоритет все-таки отдается жителям), но почему так грубо нарушены права собственников? Именно они решают, кто и как распоряжается их деньгами (а также дотацией города), но никто из них не был приглашен в конкурсную комиссию. Почему решение было принято за их спиной и вопреки их воле? Какими баллами руководствовалась управа, игнорировав главные из них, – наработанный прежней фирмой авторитет?
Но ответа на эти вопросы так и не получили. Глава управы на собрание пайщиков, где обсуждалась проблема, не явился.
За спиной у жильцов
Но по закону ли все было сделано? Сомнения в этом были у многих собственников. Проведению тендера – азбучная истина! – предшествует объявление в печатных органах о его сроках и условиях. И оно появилось… Но в мало читаемом бюллетене «Московские торги». Ни в окружной газете «За Калужской заставой», ни в районной «Теплый Стан» о конкурсе не было ни одного слова.
Степень неприятия итогов конкурса, а по сути – градус возмущения людей – был таков, что они написали ряд писем: президенту, мэру, в прокуратуру РФ и даже в Общественную палату.
Экзамен не сдали
Выбор подрядных организаций по обслуживанию домов – дело не новое. Практически уже несколько лет так работают все из них. Но, к сожалению, конкурсы по их отбору далеко не везде прозрачны. И далеко не всегда учитывается мнение жителей. На этапе выбора обслуживающих организаций это как-то сходит с рук, но что будет, когда речь зайдет об управляющих структурах? Произойти это, как известно, должно с 1 января следующего года, и, может, именно тогда начнется реформа ЖКХ.
Порядок проведения таких конкурсов определен специальным законом РФ. Вопрос в другом – из чего выбирать? Понятно, что в Москве появится список рекомендуемых компаний – рекомендуемых именно правительством столицы. Но одного этого мало. Жильцы сами должны убедиться, что судьбу своего дома они вручают надежной и умелой организации. Но проводит конкурс районная управа. Посчитается ли она с мнением жильцов? Очень важный и ответственный момент. От него будет во многом зависеть судьба реформы нашего многострадального жилищно-коммунального хозяйства.
Выбор обслуживающей организации – это, можно сказать, репетиция, экзамен будущих тендеров управляющих компаний. В Теплом Стане пока его не сдали.