Гляжусь в тебя, как в зеркало…
Ответственность за неудачи в реализации национального проекта доступного жилья с правительством должна разделить Госдума – считает министр регионального развития Владимир Яковлев.Государственная Дума сочла необходимым обозначить свою обеспокоенность исполнением жилищного национального проекта. На минувшей неделе она пригласила к исповеди на правительственный час представителей Минрегионразвития и МЭРТ. Депутаты явно не удовлетворены тем, как развиваются события вокруг проекта. Колкие вопросы с общим рефреном «почему все так плохо?» сыпались как из бездонной бочки. Наибольшую озабоченность вызывали три проблемы: тарифы ЖКХ, капремонт и цены на жилье.
Принявший на себя основной критический удар министр регионального развития Владимир Яковлев в самые трудные моменты придерживался тактики «сами такие». Так, на требование депутатов о снижении максимальной доли расходов семьи на коммунальные услуги до 10% министр пояснил, что на все необходимы деньги. Сейчас этот стандарт установлен на уровне 22% и обходится бюджету в 40 млрд. рублей. Цена снижения до 15% – 66 млрд. руб., а до 10% – соответственно 80 млрд. рублей. Но бюджет, как известно, принимается Думой. «Так вы задайте себе этот вопрос и примите решение, – посетовал Владимир Яковлев, – мы этого сделать не можем, потому что в бюджете таких денег нет».
Или взять другой пример, когда из зала поинтересовались, почему исчезла подпрограмма реконструкции ветхого жилья. Никуда она не исчезла, ответил чиновник. Каждый год на эти цели выделяется из бюджета по 1 млрд. рублей. Другой разговор, что этих денег явно недостаточно. В стране 92 млн. кв. м ветхого жилья. Если мы каждый год будем избавляться от 1 млн. кв. м, то потребуется 92 года. А дальше, сколько депутаты заложат денег в бюджете, столько правительство отремонтирует. Заложат 92 млрд. – за год все будет приведено в порядок.
На вопрос, почему тарифы были ограничены уже после их принятия в регионах, министру ничего не оставалось, как вежливо напомнить, что это депутаты же и приняли такой закон в конце года, да еще отдельным пунктом вопреки всему придали ему обратную силу.
По части ценообразования от депутатов поступило предложение правительству ограничить норму прибыли в строительстве жилья. Как будто не ясно, что если товар берут по рубль двадцать, то никто по рублю продавать не станет. А норму прибыли минимизируют за счет искусственного раздувания себестоимости. Что сейчас с успехом делается и без того.
Вот такой пинг-понг получился. Впрочем, назвать дискуссию бесполезной было бы несправедливо. Как минимум, стало еще более очевидным несоответствие принимаемых мер калибру решаемых проблем. Хлипко как-то все выглядит. Государство имеет обязательства по обеспечению жильем перед 1,2 млн. семей. До 2010 года получить квартиру должны 133 тысячи семей, то есть лишь каждая девятая семья. Сколько же еще пятилеток потребуется на все обязательства? Со времени аварии в Чернобыле прошло 20 лет. До сих пор 27 тысяч семей ликвидаторов ждут обещанных квартир. К 2010 году жилье получат 10 тысяч. Видимо, расчет делается на то, что для остальных вопрос решится естественным образом. Социально незащищенным семьям, стоящим в очереди на общих основаниях, государство обещает 40%-ю субсидию на приобретение жилья. А где социально незащищенные семьи возьмут оставшиеся 60%? Это при нынешних-то ценах? А самое главное, после трех часов эмоциональных споров так и не ясно, если сегодня страна строит мало, то с какой стати завтра она станет вдруг делать это вдвое больше?
Круг замыкается
А теперь наш обозреватель задает вам, уважаемые читатели, вопрос. Депутаты считают, что чиновники ничего не делают, не выполняют законы. Чиновники отвечают, что депутаты сами виноваты – пишут плохие законы. Есть ли в этом споре правый?
Лейла, гость сайта:
– Да никто не прав. Стоимость квадратного метра такая, что никакие субсидии и кредиты не помогут. Смотрели в воскресенье по НТВ программу Соловьева? Там предложили оценивать деятельность губернаторов по уменьшению стоимости «квадрата». Только боюсь, в таком случае стрельба начнется.
Виктор Афанасьевич, преподаватель:
– Правых в таком споре быть не может, – заколдованный круг. Если бы в законотворчестве принимали участие специалисты, практики, профессионалы, то и дело бы пошло быстрее. А то чиновники из министерств придумают какой-нибудь документ, а потом масса народу – депутаты, разные помогающие им эксперты пытаются понять, что же эти умники написали.
Юлиана Арбузова, артистка:
– Кто тут может быть правым? Жилье от человека только отдаляется. Я много езжу по России, вижу, как живут люди. Ветхие избушки, бараки, пятиэтажки, которые на ладан дышат. Все это еле топится, еле освещается, удобства – во дворе. И цены на эту так называемую «коммуналку» растут. Тут же рядом – коттеджи нуворишей. Чиновникам из-за Садового кольца этого не видать, а депутаты из тех краев о том, как живут избиратели, быстренько забывают.
Антон, московский очередник:
– Правых в такой ситуации не бывает, это понятно. Значит, система плохо функционирует. Что касается меня, то надеюсь пожить в новой квартире, выбираю программу, в которой мог бы участвовать – в Москве все-таки они работают. Почему бы регионам не поучиться у столицы?