Общее житье и проблемы тоже общие
Два самых известных российских фильма, где фигурируют общежития, – «Москва слезам не верит» и «Криминальный талант». Вышедшие на экран с разницей в 15 лет, они удивительно точно отражают весь путь упадка самой системы совместного проживания. Прошло еще 15 лет, и никому не надо рассказывать, что сейчас творится в домах с общим житьем. Репортажи новостей оттуда все чаще напоминают сводки с театра военных действий. А между тем, там и поныне живут люди, которым повезло не так, как героине «Москвы…», но и они все еще надеются когда-нибудь получить собственное отдельное жилье.
Столица, конечно, старается решить эту проблему. В одном только Северо-Западном округе за 1994 – 1999 годы было ликвидировано 66 общежитий, да с 2000-го по 2005-й еще 19. Оставшиеся 23 – самые сложные, потому что среди них есть и такие, у кого условно нет хозяина (организация ликвидирована или банкрот).
В этих общежитиях живут практически одни очередники, ведь встать на учет здесь не так уж и сложно. Поскольку это койко-место и не важно – комнату ты занимаешь или, действительно, только место в ней. Главное требование – 10 лет проживания в Москве. Но это очередники более поздних лет постановки на учет, плановых среди них практически нет. Всем им Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Северо-Западном округе предложило улучшить свои жилищные условия с помощью городских программ: субсидии, социальной ипотеки, коммерческого найма, купли-продажи с рассрочкой платежа и т. д. Но люди ждут бесплатных квартир.
А все не так просто. Например, для того, чтобы расселить три здания общежитий фабрики «Победа труда» (предприятие – банкрот, а сами дома – ветхие) необходимо 100 квартир. Враз округ такое количество не осилит. Ведь для расселения общежитий используется фонд «за выбытием граждан» (квартиры, которые покинули жители), которого не так уж и много. Остается надежда на инвестора, который заинтересуется этой территорией, снесет здания, а на их месте построит дома. А часть квартир отойдет в долю города.
Как рассказывает начальник отдела планирования, учета и реализации жилищных программ Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда в СЗАО Вячеслав Корыткин, к сожалению, такие проекты хороши только в теории. На практике общежития находятся в инвестиционно непривлекательных местах – рядом с МКАД, далеко от метро или на плотно застроенном пятачке. Несколько проще расселять общежития, которые не имеют отдельного здания, а находятся внутри обычного жилого дома. Есть среди них и такие, которые состоят из… одной квартиры. Например, покомнатное заселение в «трешке».
Другая проблема – общежития коридорной планировки. Их можно ликвидировать при одном условии: если все жители согласны на закрепление по факту проживания. По закону положено 6 кв. метров на человека. Но бывает такое, что один проживает в комнате площадью 18 кв. м, а семья из трех человек – на 12 «квадратах». Им, конечно, предлагают поменяться, чтобы соблюсти нормы, но заставить переехать администрация общего дома никого насильно не может. Отсюда сложности: ущемленные в «квадратах» люди отказываются от закрепления за ними этой жилплощади, требуют расширения, а город из-за этого не может общежитие ликвидировать. Получается замкнутый круг.
Но, если все в порядке, возможно несколько вариантов развития событий. Либо обитатели общежитий зарабатывают деньги для участия в городских программах, либо получают временное служебное жилье, либо, если здание признают аварийным, город должен будет изыскать любые средства, чтобы его расселить. Кстати, сегодня на Северо-Западе нет ни одного аварийного общежития, только ветхие, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Такие здания тяжело эксплуатировать, там сложно жить, но ликвидировать их как аварийные невозможно.