23:30:44
11 апреля 2021 г.

Виктор Фуер: «В ремонте начало сложнее всего»

Жилищные программыДо 2014-го на юго-западе Москвы предстоит отремонтировать более полутора тысяч домов. О том, как продвигается программа выборочного капремонта, и какие препоны встречаются на ее пути, корреспондент «КР» беседует с заместителем префекта Юго-Западного округа Виктором Фуером.

Первыми идут типовые

– Сейчас, насколько известно, в работе 168 жилых домов. Чем руководствовались, выбирая объекты для первого этапа?

– Первый этап – самый сложный, требовалось срочно изготовить проектно-сметную документацию на ремонт, поэтому в городе было решено начать с домов типовых серий. Собственно, в 60-х годах в Москве и было в основном типовое строительство. В график включены жилые здания серий II-18, I-515, II-68, II-49 и других.

– Это большей частью девятиэтажки?

– В основном, дома 9, 12, 16 этажей и разных модификаций. Допустим, серия II-49 имеет порядка 16 вариантов (к примеру, в зависимости от расположения лоджий).

МосжилНИИпроект и МНИИТЭП сделали проекты, подрядные организации, прошедшие конкурс, подготовили технические заключения, и мы начали работу. Сперва, конечно, организационную – встречи с населением, собрания, составление дефектных ведомостей, определение объемов работ… К каждому дому подход индивидуальный – в соответствии с техническим заключением.

Мы и в предыдущие годы не сидели сложа руки. Делался выборочный ремонт, то есть обновлялись отдельные конструкции – где-то кровля, где-то электрика. Когда готовили с проектными институтами документацию, то брали за основу мониторинг жилищной инспекции, проводящийся раз в пять лет. В мониторинг заносятся и все работы капитального характера, которые проводятся на тех или иных конструкциях жилого дома. На каждую из работ установлен определенный межремонтный срок. И, конечно, если кровлю дома делали два-три года назад, сейчас при капремонте трогать ее не будут.

– В первую очередь ремонт ведется в домах, где уже созданы ТСЖ?

– При прочих равных (год постройки, состояние дома) приоритет в плане капремонта действительно отдается товариществам, но ремонтируются и остальные жилые здания. А вот там, где сделают капремонт, непременно должно быть создано товарищество собственников жилья. Впрочем, это получается естественным образом: инициативная группа, сложившаяся в процессе ремонта, потом и превращается в то сообщество, которое готово управлять домом.

Фасад себя окупит

– Слышала, что программа по фасадам, в которую входит и укрепление балконов, будет реализовываться отдельно. Получается, жителям придется терпеть неудобства не в один прием?

– С 2009-го работы по фасадам (замена окон, ремонт балконов, утепление) будут производиться одновременно с капитальным ремонтом дома. Но и в нынешнем году изысканы дополнительные средства, чтобы, не откладывая дела в долгий ящик, обновить фасады некоторых из тех домов, которые сейчас ремонтируются.

– Каким образом будут утепляться фасады?

– Для каждой серии свой проект. Но вообще утепление будет происходить традиционным методом – путем наращивания стеновой панели на семь-девять сантиметров. Это позволит установить в подвалах отремонтированных домов регулировочные узлы отопления, а в самих квартирах – краны регулировки. То есть вы сами сможете регулировать температуру в помещении.

Как показывает практика, такое устройство выгодно и городу, и жильцам. Вот в доме на Ленинском проспекте, 75 был произведен комплексный капремонт. Я тогда был главой управы в Гагаринском районе и, проходя мимо, обратил внимание: зима, а тут во всех окнах открытые форточки. Заинтересовался, зашел к жильцам, спрашиваю: неужели так жарко?

Они рассказали, что у них заменили систему отопления, утеплили фасад, и температура в квартирах поднялась до 25-26 градусов. Понятно, что это перебор. Тогда и решили в подвале установить регулировочные узлы отопления. Потребление тепла по дому упало в целом на 30 процентов. Соответственно, меньше стали платить жильцы, на которых делились показания общего счетчика.

– Иными словами, утепление фасада – работа дорогостоящая, но в конечном итоге во всех отношениях себя окупающая?

– Безусловно. Еще на тепло в квартирах влияет замена окон – столярка за эти годы рассохлась, потеряла все свои свойства. Теперь будут ставить стеклопакеты, обладающие высокой звукоизоляцией и низкой теплопроводностью.

Как пережить «заморочки»?

– Виктор Семенович, как складываются отношения с жителями? Понятно, что при всех итоговых плюсах капремонт без отселения – это катастрофа.

– Согласен, ремонт пережить непросто. Если скажу, что все легко, и жители только радуются, вы же все равно не поверите. Нет, в принципе люди довольны, что поменяют окна, трубы и т.д., но с большой настороженностью относятся к тому, как именно это будет делаться и в какие сроки.

– А действительно, сколько предстоит пребывать в состоянии форс-мажора одной отдельно взятой квартире?

– Что самое трудное для жителей? Когда меняются батареи и водопроводные трубы. Особенно это касается отопления, ведь затрагиваются все помещения квартиры. Городским положением для подрядчиков установлен срок – 14 дней. На практике, конечно, получается по-разному. Тут многое зависит от того, насколько хорошо поработает управа района. Очень важна предварительная договоренность. Если согласованы действия, учтены претензии и пожелания жителей, все это увязано с подрядными организациями и заказчиком, то период ремонта переносится легче.

– До какой степени могут идти навстречу жителям? Можно ли оговорить время работ?

– Конечно. Допустим, человек говорит: я не могу сегодня, могу в такие-то дни, естественно, мы подстраиваемся. Нет такого, что вот, мол, хотим доброе дело сделать, поэтому бросьте все свои дела и ждите, пока мы придем.

– Каким образом происходят опросы, информирование?

– Представители подрядных организаций, заказчика, управы, управляющей организации обходят квартиры. Есть телефоны «горячей линии», в том числе префектуры и ГУ ИС. Даем информацию на всех наших стендах, в районной и окружной печати, на квитанциях о квартплате печатаем, куда звонить. Но по опыту могу сказать, что за один раз со всеми не договоришься, надо уговаривать, убеждать.

Бывает так: меняем отопление или водоснабжение «по стоякам» (такой строительный термин есть) – труба идет сверху донизу, и ее надо поменять за один раз. А в квартиру не пускают. Скажем, девятиэтажный дом, девять квартир. Семь квартир открыты, а две – нет. Один хозяин говорит, я евроремонт сделал, другой – просто не хочет. Есть же много пожилых людей, у которых уже нет сил на все эти наши «заморочки».

Тогда начинаем работу в остальных квартирах, а потом уже их жители становятся нашими помощниками, как бы посредниками в отношении со своими соседями. Они давно живут рядом, и все друг друга знают, они же между собой разговаривают не как с нами: «Петр Иваныч, ну ты чего? У нас поменяли, сверху поменяли, а ты?..» И, знаете, помогает.

– Подключаете ли старших по домам, по подъездам?

– Это наша главная опора. Даже там, где они раньше существовали лишь формально, когда начинается большой ремонт какая-то группа непременно активизируется. Вначале они воспринимают все в штыки, потом проходит некоторое время, идет интенсивное общение, и люди потихоньку становятся более лояльными. Ну а дальше и вовсе превращаются в специалистов: понимают не только свои, но и наши трудности. И возникает хороший контакт. Хотя нарекания, конечно, бывают.

Выбираем вежливых

– Какие в основном идут жалобы?

– Касающиеся объемов ремонта. Хотят, чтобы поменяли всю сантехнику, отремонтировали полностью квартиру…

– А сантехнику разве не меняют? У собственников понятно, что нет, а у нанимателей?

– Это не входит в рамки капремонта. Но у нас же живет много людей заслуженных, в частности, ветеранов войны, да и просто не особо обеспеченных пенсионеров. Принимается решение пойти навстречу и сделать параллельно ремонт квартиры. Клеим обои, красим окна…

– Водомеры одновременно в квартирах не устанавливаете?

– В принципе, это отдельная программа. Есть категории горожан, которым приборы учета воды ставят за счет бюджета. Это люди, живущие по социальному найму, получающие субсидию, в округе таких 120 тысяч квартир. Но город принял решение устанавливать счетчики в этих квартирах прямо во время ремонта. Чтобы жителям лишний раз не мучиться.

– Можно уже сказать, в каких районах округа дела обстоят лучше, а на кого, наоборот, чаще жалуются?

– На нынешнем этапе вряд ли стоит делать заключение, что плохо работают там, откуда поступает много обращений. Тут ведь можно рассуждать двояко. Возможно, именно в этом районе работа идет активно, и у людей появились вопросы. А там, где молчат, ничего и не делается. Так что сейчас нас не пугает число обращений, важен их характер. «Мы хотим, чтобы нам сделали то-то» – это одно. И совсем другое: «Я обратился, а меня, извините, послали».

– Но все-таки где-то работа поставлена лучше?

– Неплохо идут дела в Ясеневе, Черемушках, Котловке и Ломоносовском. Причем многое зависит от подрядной организации. Есть такие, которые занимались этой работой еще в советские времена – они, конечно, лучше, организованнее, им уже вся технология известна.

– Зато в советские времена вежливость была в почете далеко не всегда…

– Думаю, с вежливостью будет все в порядке. Сейчас нет монополии, среди подрядчиков – конкуренция, и мы можем выбирать. Надеюсь, в ближайшее время все наладится. Сложнее всего – начало.

Мария Анисимова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация