23:30:44
11 апреля 2021 г.

Галина Евтушенко: «Квартирный вопрос – это примета эпохи»

В гостях у звездыГалина Евтушенко, кинопродюсер, режиссер документального и игрового кино, твердо убеждена, что интерьер любой квартиры может многое рассказать не только об исторической эпохе, в которой живет ее владелец, но и раскрыть тайны человеческого характера, особенности нрава, поведать о пристрастиях и пороках хозяина. Как режиссер Галина умело пользуется этим обстоятельством, и «интерьер эпохи» становится в ее подаче полноправным героем картин.Без гостей нет уюта
– Галина, что значит ДОМ в вашей жизни?

– Как забавно, что вы меня об этом спросили! Дело в том, что я сама, будучи режиссером, этот же вопрос задаю всем своим героям. Например, народный артист СССР Александр Калягин мне на него отвечает так: «Мой дом – это моя крепость. Это место, где до конца можно быть открытым и откровенным». Я с ним согласна: дома и стены помогают.
Очень рада, что у меня есть дом, в котором мы сегодня с вами сидим. Что сюда приходят дорогие моему сердцу люди, и тут присутствуют дорогие моему сердцу вещи. Мы переехали в эту квартиру не столь давно, поэтому большинство книг, как вы видите, находятся пока еще в коробках, а я жду – не дождусь момента, когда смогу все это распаковать. Хотя многие меня спрашивают, мол, зачем все это нужно? Ведь сегодня почти все можно прочитать в Интернете. Но я люблю шелест старых страниц, как люблю разглядывать картины, к которым привыкла. А когда в доме появляются новые интересные вещи, им всегда находится место по соседству со старыми, если они были куплены с желанием или подарены с душой. Мне уютно в своем доме.
– Каковы ваши персональные составляющие уюта?
– Я родилась в Воронеже и жила в центре города, что, конечно, наложило определенный отпечаток на мои вкусы. До университета, в котором училась, было рукой подать так же, как и до кинотеатра, театра и библиотеки. Поэтому сегодня с трудом представляю себя, живущей на окраине. Добираться в удаленные районы мне всегда тяжело.
Как-то так повелось, что в моем доме всегда было много гостей. Вначале это были школьные друзья, потом университетские, затем подружки брата, ушедшего в армию. И до сих пор одна из составляющих комфорта для меня – это наличие людей.
Не могу сказать, что вещизм меня замучил. Но есть то, без чего трудно обходиться: любимые книги, кассеты, фильмы. От чего-то сейчас уже надо отказываться, куда-то пристраивать уже сложившийся в период работы архив, старые рукописи, бумаги. Но тут просто руки не поднимаются. Например, когда обнаруживаю у себя черновики, которые в свое время писал любимый учитель Гуревич, нахожу несколько листов, написанных его рукой. И сразу же хочется их вставить в рамку и повесить на стену!
Что такое «некомфорт»? Когда никого нет в гостях, и одновременно под рукой нет ручек, книг или бумаги.
Воронеж, деревня и обои в цветочек…
– Под какими крышами вам довелось пожить?

– В Воронеже жила вместе с родителями в хорошей квартире, в хороших условиях. Коммуналки не знала. В двадцать один год уехала в деревню Урыг по распределению. Это было богатое село, и у меня там был собственный дом и двенадцать соток огорода Я туда перевезла наш старинный шкаф, стулья, письменный стол. В доме была печка, которую нужно было топить, и в этом помогали ребята (я работала в школе учительницей десятого класса). Мы с ними очень дружили. Само село было необыкновенным, в нем жили потрясающе интеллигентные люди. Директором и завучем школы были те самые истинно русские интеллигенты, о которых писали в старых книгах.
Жизнь в деревне каждый день доставляла новые радости. Это была абсолютно новая для меня атмосфера, а свой быт я воспринимала, как сплошную экзотику. Из города приезжали друзья, все было очень интересно.
Потом жила в Москве в общежитии ВГИКа. Своеобразная, запомнившаяся на всю жизнь студенческая обстановка, наполненная очень важными вещами – творчеством, общением, друзьями. Хотя и там тоже не было никакого роскошества.
Потом была квартира с удобной, комфортной обстановкой, а недавно появилась вот эта прекрасная квартира, которую мы долго строили. В нашем доме живут многие известные кинематографисты.
– Как вы обычно переживаете ремонты?
– Детская память сохранила эпизод, как в доме родителей нам
сделали розовые стены, и на них должен был быть положен бронзовый накат. Это тогда было очень модно – по однотонному фону серебрянка или бронза. Пришел мастер, но ему накат никак не удавался, и он переделывал его пять раз! Родители не выдержали и отказались от этого наката, у нас остались гладкие стены. А вокруг у всех уже были обои. И мне, ребенку, тоже хотелось иметь обои. Хотя бы в цветочек…
– Галя, вы очень хлебосольная хозяйка. Это качество, видимо, передала по наследству мама?
– Мама, действительно, всегда была рада гостям, и стол был полон. На праздники готовили традиционно салат оливье, курицу или тушеное мясо, пекли целый таз пирожков. В последние годы стали делать плов. Наверное, это была общенародная традиция – так жила вся страна. Причем, у всех все было. И пельмени были доступны, и мясо, и птица продавалась всевозможная – утки, гуси…
Надо вам сказать, что жили мы как раз напротив базара. А это же было время, когда люди массово все консервировали. И мы тоже консервировали, хотя сада у нас не было. Но антоновка на базаре напротив продавалась по пять копеек за килограмм! А за пятнадцать можно было купить роскошные, отборнейшие яблоки. За пятнадцать копеек можно было купить два килограмма помидоров и их законсервировать. «А картошку почем покупали?» – спрашивали вечерком соседи. – «Да по пятаку».
Я тоже научилась ходить на базар. Все перепробуешь, а потом выберешь лучшее. А позже появились те постоянные продавцы, к которым я ходила всякий раз. Базар напротив дома означает, что первая клубничка и малинка у нас всегда была в доме и по самой демократичной цене. К вечеру-то цена всегда ниже!
Маленькие ботиночки низкого человека
– Герои ваших фильмов действуют в весьма необычных исторических интерьерах. Какие из них произвели на вас наибольшее впечатление?

– Ну, во-первых, я снимала своих героев в интерьерах их собственных квартир и рабочих кабинетов. А это тоже безумно интересно, потому что среди моих героев были такие творческие натуры, как, скажем, актер Александр Калягин, писатель Михаил Шатров, композитор Александр Журбин и многие другие.
Но самым интересным в режиссерском отношении для меня оказался интерьер Горок Ленинских, куда сейчас перенесен рабочий кабинет Ленина. Снимая там, я неожиданно для себя пережила определенное психологическое потрясение. Мы работали в месте, где находились апартаменты многих людей, где все дышит историей, и где она творилась, где подлинные вещи можно было потрогать руками.
По замыслу моего фильма в одном из эпизодов артисты, игравшие в разных художественных фильмах роль вождя мирового пролетариата – Лавров, Ульянов и Каюров – должны были войти в рабочий кабинет Ленина. Камера с их лиц переезжала на табличку на рабочем столе Ленина, которую можно видеть в разных музеях: «Экспонаты руками не трогать». И эта простая табличка вдруг обретала филососфское звучание. Ведь работавшие в кадре три великих артиста – тоже часть истории нашего общества, истории нашего кино! Как и те экспонаты, среди которых они действовали.
До сих пор с удивлением вспоминаю, как эти актеры по-разному входили в кабинет Ленина. Кто-то – как в старое обжитое место, кто-то – как в колючий, неуютный дом, а кто-то, словно примеривая на себя эту самую историю. К примеру, народный артист СССР Михаил Ульянов, садясь в ленинское кресло, через две минуты вскочил со словами: «Нет, не могу!». Он отошел, остановился за креслом у книжного стеллажа. И это мистика какая-то! – на пленке он стоит в том же самом месте, и в той же самой позе, в которой на снимке стоит сам Ленин.
Я поняла, что дом действительно накладывает на человека свою печать. Суть фразы Достоевского: «Или ты – тварь дрожащая, или право имеешь» может и через интерьер проявляться определенным образом. И режиссеру важно, что именно он в подобных интерьерах может сделать, как может в них себя ощущать и о чем фантазировать.
В Горках есть парк. Но даже когда выходишь на аллею, то все равно чувствуешь себя в притяжении этого дома. Добавьте к этому всякие интересные сохранившиеся вещи – рояль, на котором Ленину играли. Кресло, на котором он передвигался, уже разбитый инсультом, и которое мы хорошо знаем по последним фотографиям. Мы его трогали, катали… Телефоны, к которым прикасались его руки… А чего стоит кухня с алюминиевой посудой!
Я это к тому, что обстановка – очень и очень непростая, остающаяся в памяти и накладывающая определенный отпечаток. И в моем фильме Михаил Ульянов размышляет: «Аскетичная спальня, узкая кровать с одной подушкой. Портрет Ленина и Крупской над ней. И ничего не нужно – ни домов, ни теремов, ни жемчугов, ни бриллиантов. Нужно только одно – власть!» Многих удивляет сегодня, как человек мог жить в такой обстановке. А он ее мало замечал, потому что его мозг питался другим.
– Разве, когда вы приходите, скажем, в Эрмитаж, вы ощущаете не тот же самый исторический трепет?
– Это нечто совсем другое. В Горках, например, сохранилась одежда Ленина. И я помню, как Михаил Ульянов мне тихо сказал: «Знаете, что меня поразило больше всего? Его маленькие ботиночки. Маленькие ботиночки низкого человека».
– Галина, у целого цикла ваших документальных фильмов необычное название: «Двойной портрет в интерьере эпохи». Как оно родилось?
– Мне очень приятен этот вопрос. Я всегда отсылаю зрителей к дивному фильму Висконти «Семейный портрет в интерьере». Висконти был человеком, принадлежавшим старому миру, но стремящимся установить контакт с миром новым, разрушить стену непонимания. Эта идея взята за основу нашего цикла.
«Интерьер» эпохи определяется и жилищем, и костюмами, и нравом людей, в ней проживающих. Вы не задумывались над тем, что «квартирный вопрос, который испортил москвичей», обнаживший их страсти и раскрывший пороки – это тоже черта определенной исторической эпохи. Раньше ведь, когда квартирный вопрос не стоял так остро, он людей не портил! Поэтому для меня каждый интерьер – это достаточно подробный рассказ о людях. В трех фильмах цикла мы уже рассказали о жизни и непростых отношениях с окружающим миром Михаила Зощенко и Юрия Олеши, Эрдмана и Степановой, Эйзенштейна и Мейерхольда. Мы снимали в самых разных квартирах, библиотеках, театрах, местах, где находились их съемочные площадки. Мы меняли города и времена, но при этом всегда оставались в тех подлинных интерьерах, которые и придают фильму аромат настоящей истории.

Беседу вела Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация