23:30:44
11 апреля 2021 г.

Анатолий Калмыков: «С квартирой мне помог Кобзон»

В гостях у звездыВ том, что Анатолий Калмыков – человек с огромным чувством юмора, я убедилась, когда лет десять назад попала на съемки картины «Дети понедельника». Актер был, что называется, в ударе, шутил, рассказывал анекдоты, читал стихи. И вся группа, слушая его, покатывалась со смеху. Тогда же, на съемках, я узнала, что Анатолий Егорович – профессиональный клоун и режиссер эстрады. Что он объездил почти весь мир, ему рукоплескали Мулен Руж, Казино де Пари и Фридрих Штадт Паллас. А еще он – исполнитель сложнейших каскадерских трюков.Детские сны на солдатской койке
– Анатолий Егорович, что такое Дом в вашей жизни?

– Ну, точно, не стены. Для меня дом – это, прежде всего, моя семья – жена и сын, которому сейчас 27.
– Вы, я знаю, родились на Сахалине. Каким вспоминается отчий дом?
– Жили мы весьма скромно, тем не менее, всегда были тепло одеты и хорошо накормлены. Обретались в одном из оставшихся после войны японских домов – с раздвижными дверями и циновками на полу. И в такие японские дома селили наших офицеров. Из мебели имелись только солдатские металлические койки. Снабжения не было почти никакого. Неудивительно, что виноград впервые увидел в пятнадцать лет, когда поехал в Москву. Были, помню, американские сосиски, сухое молоко и много рыбы, морепродуктов, крабов, красной икры.
– Что представляли собой сахалинские дворы?
– Представьте, слова «двор» в нашем лексиконе не было, поскольку это ведь понятие московское, питерское. А у нас были улицы, и мы дрались улица на улицу. Собиралась шпана… Сахалин еще с царских времен был краем уголовным: только в черте города – три лагеря. Люди выходили на свободу, им некуда было деваться, и они снова попадали на тюремные нары. Поэтому можно сказать, что мы воспитывались среди воров и бандитов. Кто был послабее, попадал под их влияние. Тот, кто оказывался сильнее, выходил из-под него. И потом нас оберегали отцы-фронтовики, которые в эту среду нас не пускали.
Еще в школе, как и положено, я влюбился. Девочка была высокого роста, на полголовы выше меня, с ямочками на щеках. Я часами стоял под ее окнами в жуткие морозы, рассматривал тень на занавеске (дама сердца зубрила уроки). Но любовь оказалась безответной: девочка стеснялась со мной разговаривать, у нее был кавалер выше и шире в плечах… Я уехал с Сахалина и больше ее никогда не видел.
– Как отмечались праздники?
– Гуляли на Седьмое ноября, Новый год, День Победы и на 23 февраля. И еще отмечалась Пасха. Хотя у нас не было ни одной церкви, верующие люди находили отдушину, молились… Праздновали Пасху с куличом и крашеными яйцами.
– Что готовила мама?
– Прежде всего – всевозможную рыбу, изредка на столе появлялись крабы или икра. Еще мама делала шикарный холодец – такого я ни разу в жизни нигде больше не ел. Варила она его в печи, которую топили дровами и углем.
Существенным дополнением к этому была корейская кухня. Именно корейцы нас, русских, в те годы на Сахалине и кормили. Они привозили на базар овощи со своих огородов. Сажали и выращивали все, что только можно было вырастить в тех болотах. Острая корейская пища шла у нас под номером «два» после русской: и чим ча, и черемша, и такой деликатес, как соленый папоротник. Когда попал в Москву, мне стало очень не хватать корейской кухни, а ее в столице тогда не было.
О пользе аплодисментов
– Как пришла идея стать клоуном?

– До сих пор не могу себе ответить на этот вопрос, ведь цирка я никогда не видел. Видел, правда, раз-другой по телевизору Юрия Никулина. Но когда родители уходили на работу, я гримом размалевывал лицо, что-то изображал для себя… Я в тот период занимался спортивной гимнастикой, а потом как-то незаметно перешел в народный цирк, где научился жонглировать. Мы с приятелем сделали акробатический номер и стали с ним выступать. Аплодисменты, которые нам доставались, еще больше укрепили желание стать артистом цирка. Я поехал в столицу и поступил в единственное в Москве училище клоунады на улице Ямского поля. Поступил без знакомств и блата, выдержав конкурс в 95 человек на место. Это училище окончили Ефим Шифрин, Клара Новикова, Геннадий Хазанов, Елена Камбурова. А бросили его Андрей Данилко (Верка Сердючка) и Александр Песков… По большому счету им нечему там стало учиться: школа заметно ослабла и, как я считаю, сегодня почти погибла.
– Вы жили в цирковом общежитии?
– Да, в старом купеческом доме в Кунцеве, и это было потрясающе! У нас был свой дворик, деревянный лом с паровым внутренним отоплением. Там жили все студенты-мужчины отделения клоунады. Дом был шумным и веселым: кто-то играл на саксофоне, кто-то на флейте, кто-то жонглировал… Вот это был Дом! Мы даже на каникулы не хотели из него уезжать. Во дворе росли груши, яблони, посаженные еще при царе. Когда я открывал окно, сад «ломился» в комнату.
А еще все продавщицы ближайших магазинов ходили к нам в гости. Помню, как-то раз один наш приятель привел с Арбата чернокожую – студенку какого-то вуза. Девушка появилась с мороза в белом шарфе, а лицо было иссиня-черным…
– В какой цирк вас распределили?
– Ни в какой. Дело в том, что у цирковых артистов, в отличие от театральных, своего постоянного цирка нет. После окончания училища нас приглашают разные режиссеры в ту или иную программу, с которой мы колесим по стране, задерживаясь в городе на месяц, два, три… С нами едут дети, горшки, книжки. Мальчишки и девчонки по три месяца учатся в одной школе, потом в другой. Словом, балаганная жизнь бродяг.
– И ваш сын тоже прошел через это?
– Нет, поскольку мы с супругой вовремя поняли, что ребенку нужен нормальный дом, нужна своя комната, школа за углом, постоянные учителя и друзья. Я ведь женился на артистке цирка из художественно– акробатической группы, она тоже все время ездила.
– И вы, объехав полмира, ушли из цирка?
– Не совсем так. Однако наступил момент, когда мне стало тесновато в рамках цирковой репризы, и я поступил в ГИТИС на отделение «режиссура эстрады и массовых зрелищ». На нашем курсе учились многие знаменитые люди, в том числе Алла Пугачева. А какие были педагоги! Экзамены принимали Кнеббель, Утесов, Рима Зеленая. Нас обучал тот самый Туманов, который делал открытие и закрытие Олимпийских игр.
Одним словом, мы с супругой придумали эстрадный номер – пародию на балет. И в финале не я уносил ее на руках, а она меня. Номер шел на ура. Мы с ним объездили 28 стран, выступали во всех знаменитых залах мира, работали в одних концертах с Дином Ридом, Далидой, Карелом Готтом…
«Играть убийц не соглашаюсь»
– Анатолий Егорович, как у вас появилась первая московская квартира?

– Один знакомый, вместе с которым я еще в студенческие годы любил рыбачить, как-то предложил купить «за смешные деньги» старый дом его отца в деревне Медведково (тогда это еще была деревня). А поскольку, будучи студентом, я подрабатывал на «Мосфильме» каскадером, то деньги в тот период были.
– Кого приходилось дублировать?
– Сниматься начал в 1969-м, а моя первая картина – «Адъютант Его превосходительства», где я дублировал Юрия Соломина, все трюки за него делал.
В фильме «Освобождение» дублировал сразу многих персонажей – бегал под взрывами, падал подкошенный пулями и так далее. Третьей моей картиной стала «Корона Российской империи, или Снова неуловимые». Я дублировал главных героев-ребят, выполнял все их прыжки и драки.
– Вернемся к московскому жилью. Как из деревянного дома попали в городскую квартиру?
– Через два месяца купленный мною деревянный дом было решено снести, и мне, поскольку я был один, дали однокомнатную квартиру. А потом нам с женой и ребенком очень помог Иосиф Кобзон. Во время одного из концертов, где мы вместе работали, он случайно узнал, что я живу и репетирую в однокомнатной квартире, в присутствии домочадцев. И я воочию убедился, что для этого человека не существует слова «нет» ни для кого. К нему обращаются совершенно незнакомые люди, и он всем помогает. Иосиф Давыдович сам предложил помощь, он набрал номер «09», потом по телефону вышел на председателя исполкома, и через неделю моя проблема была решена. Причем, Кобзон еще просил меня ему перезвонить и сказать, хорошую ли квартиру мне дали («Буду знать, как ко мне относятся»).
– Какие роли приходилось играть в кино?
– Кино такая штука, что если ты каскадер, то всю жизнь, может статься, будешь на экране лишь каскадером. А если играешь военных, то есть опасность целые десятилетия провести «при погонах». Режиссеры зачастую используют актерские штампы, тиражируют удачный образ артиста. Но мне повезло: однажды предложили эпизод в картине «Не хочу быть взрослым». А потом пошло-поехало. Играл и главные роли, и не главные. С 1997 года снялся в 55 картинах, переиграл всех бомжей, пьяниц и ментов. Вот только убийц не соглашаюсь играть принципиально. Я же – клоун!
Тапочки как фундамент уюта
– Ваша персональная формула комфорта?

– В доме должны быть тишина и покой. Не люблю, когда кто-то срывается на крик. У нас в семье в этом смысле все давно урегулировано: мы с женой рука об руку живем вот уже 28 лет. Понимаем друг друга с полуслова.
А еще моя персональная формула комфорта – рыбалка. Если не удается выбраться на водоем, я, чтобы погрузиться в этот мир, начинаю перебирать удочки, вязать крючки, наматывать леску на катушки. Вроде никуда не съездил, а порыбачил.
– Наипервейшие бытовые удобства?
– Горячая вода. И мягкие, уютные тапки.
– Кто создает интерьер в вашей квартире?
– Все – только сами! Вот сейчас занимаемся ремонтом. Обои будут новые, кухня меняется на более уютную, а мягкая мебель – на более современную. Не люблю евроремонтов: на мой взгляд, они делают квартиру похожей на офис. А я не хочу жить в офисе! Как, впрочем, и в сауне. Вот у некоторых моих знакомых квартиры обиты вагонкой, как на даче или в бане. Приходишь в ресторан – вагонка, приезжаешь на дачу – вагонка. Приходишь в театр – вагонка…
На даче я всю мебель сделал своими руками. Этажерки, табуретки – все сам. У меня там нет ни одной покупной вещи. Висят рыбацкие сети и пойманные лично мною рыбы в рамах. Там моим знакомым печником положена печь, которую я специально попросил сделать под старину. И печник обжигал кирпичи, делая такие разводы на них, словно печи – сто лет. А как она греет! Большая, красивая, словно старинный замок. Публичность профессии породила любовь к уединению: люблю подолгу жить на даче один. Никого вокруг! Рыбачу, а потом варю себе в печи уху из окуньков. Райская жизнь!
– Не сочтите за грубую лесть, но почему вы с вашим талантом и внешностью не снимаетесь в сериалах?
– Приглашают постоянно, и я даже попробовал сняться в одном сериале. Но меня, хотите верьте, хотите нет, хватило только на одну смену. Такая чисто американская технология съемки для русского артиста – скука смертная!
Рассказываю, как это делается. В студии стоят четыре камеры. В зале сидят клакеры (люди, которых специально приглашают, чтобы они аплодировали, скандировали и создавали прочие шумовые эффекты). Когда вспыхивает одна лампочка – клакеры смеются. Две лампочки – смеются громко. Три – хохочут во все горло. Для меня, клоуна, артиста цирка, обеспечение подобной искусственной реакции на мои действия – дикость!
Ну да ладно, я это проглотил. Три дня мы репетировали с режиссером одну сцену: ни шага в сторону! Потом пришел оператор, который стал учить в тех же сценах каждый свой шаг: куда он едет, как поворачивается. На это ушло еще два дня. Наконец, на шестой день началась съемка. Снималось одно и тоже пятнадцатью дублями!
Американцы считают, будто это они изобрели сериалы. Смешно! У нас это делалось в «Кабачке 13 стульев» 40 лет назад, причем виртуозно. И заметьте, российские артисты работали в прямом эфире! И всегда было весело, всегда – смешно.
Но вернемся к сериалу, купленному у американцев. Мне сказали, что я буду в нем играть повара. Причем все… двести серий. Хорошо! Первая серия: я готовлю еду и говорю репризу: «Нет, уж лучше я буду не поваром, а мужчиной!» Все вокруг смеются. Вдруг, режиссер говорит: «Стоп, героиня не так села! Она положила ногу на ногу, а этого в сценарии нет». И пошло-поехало: не так передвинул сахарницу, не так положил ложечку…
– А как же в «Моей прекрасной няне» наши артисты выживают?
– В «Моей прекрасной няне» продюсеры и режиссер сумели отстоять свою творческую свободу: «Мы у вас, господа, купили сценарий. Спасибо и до свидания!»
В моем случае вышло по-другому. Каждый шаг контролировался. В итоге я метнул в режиссера фартук и покинул площадку. А когда пришел за гонораром, то оказалось, что артистам собираются оплачивать только съемочные дни, а за репетиционные платить вообще не будут… На этой, так сказать, мажорной ноте мой роман с телесериалами закончился. И я не стал поваром!


НАША СПРАВКА

Анатолий Егорович Калмыков – артист эстрады, цирка и кино, признанный мастер эпизода. Родился в 1951 году. В 1972-м окончил отделение клоунады Циркового училища, в 1982-м – режиссерское отделение ГИТИСа. Среди его лучших ролей: Тамошник («Звезда и смерть Хоакина Мурьетты»), клоун («Не хочу быть взрослым»), замдиректора гостиницы («Курортный роман»), сосед («Нина. Расплата за любовь»), вор Судаков («МУР есть МУР»), Мотыльков («Сыщики»), Славик («Фонтан»). Снимался в рекламе (запомнился зрителям, как «Белый орел» и страстный любитель «Рондо»), а также более чем в 20 выпусках «Фитиля».

Елена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация