Зачем нам брокеры? Устроят, пробьют, объяснят
Ипотечные брокеры как самостоятельная сила появились на рынке недвижимости столицы не так давно. Примерно в то время, когда объемы ипотечных кредитов стали исчисляться не единицами и десятками, а сотнями. По данным Росрегистрации, в 2005 году в Москве их было зарегистрировано всего около 7 тысяч. Для Москвы это мало. И все-таки, это уже какая-то доля рынка. И взять ее в свои руки попытались отдельные, специально подготовленные компании.Самые опытные
Ипотечные брокеры подразделяются на три вида – самостоятельные, аффилированные структуры банков и отделы риэлторских компаний. Последние – это уже давно работающие на рынке жилья специалисты и поэтому хорошо на нем ориентирующиеся. Это, несомненно, их самая сильная сторона. Многие риэлторские компании начали заниматься ипотекой очень давно и накопили большой опыт и в общении с банками, и со своими конкурентами. Последнее важно, потому что, не найдя нужное жилье в своих базах, риэлторы обратятся к коллегам из других фирм. Так что бытующее мнение о том, что брокеры-риэлторы плохи тем, что ориентированы при поиске жилья на ограниченную часть рынка – собственную базу, не совсем верно.
Об умении общаться
Банковские брокеры работают в основном с тем банком, который является их прародителем или с дружественными ему финансовыми структурами. Не имея опыта работы с населением в самом широком смысле слова, часть банков пригласила во вновь созданные компании ипотечных брокеров – людей из риэлторского мира. И не ошиблась: собственно банковские служащие не очень хорошо умеют налаживать общий язык с обычным человеком. Банкирами, – даже не начальством, а средним персоналом, – все еще не изжит некоторый снобизм. На потенциальных заемщиков они смотрят свысока. Исключение из правила составляют иностранные банки: прежде чем выйти на наш российских рынок, они набрали и хорошо обучили российских специалистов искусству общения с клиентами.
Так что среди лидеров по числу выданных кредитов в 2005 г. сегодня значится американский банк Дельта Кредит (951 кредит). На втором месте «Внешторгбанк» – 883 кредита, Сбербанк – 705. А на четвертом месте – австрийский банк Райффайзен – 479.
Горды и никому неподвластны
Кроме того, в столице открыты отдельные компании, которые, по уверению их руководителей, работают абсолютно самостоятельно. Своим козырем они считают неподотчетность какой бы то ни было структуре и максимальный охват рынка.
В Центре ипотечного и потребительского кредитования рассказывают, что их структура была основана как совершенно самостоятельная и не имеет ни банковской, ни риэлторской предыстории. Специалистов там готовят с нуля, считая, что технологии рынка сегодня довольно сложны, и ни риэлторское, ни тем более банковское прошлое не позволят человеку стать грамотным специалистом.
В среднем компания проводит в месяц 10 сделок. Отказов от обслуживания в силу непреодолимых препятствий в результате оценки данных заемщика, отмечает генеральный директор компании Сергей Солодков, было немного. Размер вознаграждения центру за проведенную сделку в каждом случае не одинаков и зависит от сложности сделки. Суммарно услуга оплачивается по двум статьям: а) получение кредита; б) проведение сделки (подбор квартиры, оформление документов, передача денег).
Если клиент получает «белую» зарплату, то его могут сразу перенаправить в банк. В противном случае с него возьмут всего 1 – 2% cтоимости кредита. Это минимальная ставка.
Сегодня, по словам С. Солодкова, Центр ипотечного и потребительского кредитования взаимодействует с 25 банками, большим числом риэлторских компаний и компаниями-застройщиками, что принципиально важно: как известно, ипотека на рынке «первички» с трудом пробивает себе дорогу в силу сложностей, связанных с передачей в залог банку неоформленной в чью бы то ни было собственность. А кроме того, банки не рассматривают как юридически весомые договора предварительной продажи, которые сейчас, после выхода ФЗ № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», очень популярны. Банковское учреждение работает только с договорами уступки прав требований или инвестиционными договорами. Однако некоторые игроки строительного рынка научились преодолевать эти препятствия: если банк и строительная компания находятся в доверительных отношениях, то первый идет на кредитование «первички». Но кредитует ее по переменной ставке – до получения прав собственности она может составлять одну величину, например, 11%. А после получения «голубого свидетельства» – 10%.
Такое разное посредничество
Рынок ипотечных брокеров молод. А это значит, что пакет услуг может быть различным, и стоить он может по-разному. Например, в компании «Московский ипотечный центр» варианты обслуживания клиентов делят на три типа. Первый, рассказывает Константин Шибецкий, начальник отдела жилищного ипотечного кредитования центра, – когда клиенту требуется только банк, готовый выдать кредит на покупку уже подобранной квартиры. Такая посредническая услуга обойдется гражданину в $500– 1 100. Второй тип обслуживания – когда требуется полный комплекс обслуживания: взаимодействие с банком, сопровождение кредита, подбор жилья, оформление сделки. В таких случаях, говорят в фирме, плата за банковское сопровождение не взимается. Платить придется только за риэлторские услуги. Это, говорит, К. Шибецкий – наш сознательный демпинг. Фирма работает и как агентство недвижимости, и как ипотечный брокер.
И третий вариант – это оформление кредита с залогом имеющегося жилья. Такие сделки, их иногда называют ломбардными, сейчас весьма популярны. Закладывают дома, участки земли, квартиры и т. п. Деньги за заложенное жилье могут понадобиться для покупки нового, а могут и для других целей. Например, для открытия бизнеса. Стоимость такой услуги оценивается по-разному. Но, как правило, «одобрение в банке» стоит от $3 тыс. и выше.