23:30:44
11 апреля 2021 г.

Доверяй, но проверяй. А как проверить?

Узнав, что 1 марта 2006 года переносится на 1 января 2007-го, в Костроме вздохнули с облегчением. Потому что определиться с выбором способа управления домами до первоначально обозначенного в Жилищном кодексе срока жителям было просто нереально. И дело не только в отсутствии нужных подзаконных актов, их разработка идет, и они не сегодня-завтра появятся на свет. Главное – население не готово к этому переходу в силу элементарной неинформированности.В конце прошлого года мэр Костромы Ирина Переверзева заявила, что городские власти помогут жителям определиться с выбором управляющей компании. «Мы не оставим население наедине с проблемой выбора, потому что не хотим, чтобы люди доверили свою собственность недобросовестным компаниям», – сказала глава города. Однако впоследствии чиновники мэрии сменили эту позицию на прямо противоположную. Сегодня представители городской администрации отвечают иначе: «Мы не хотим, чтобы правоохранительные органы нас привлекли к ответственности».
Заместитель председателя комитета ЖКХ администрации Костромы Олег Смирнов считает, что разъяснительная работа относительно выбора способа управления жильем в областном центре идет в нужном направлении. Старшим по домам розданы специально подготовленные памятки, при комитете ЖКХ недавно начал работать «горячий» телефон, по которому жители могут проконсультироваться относительно грядущих перемен, а в ближайшее время в СМИ будет опубликован типовой договор между собственниками жилья и управляющей компанией.
Но самое главное, считают в мэрии, люди должны понять одну простую мысль: теперь по новому Жилищному кодексу вся ответственность по содержанию и ремонту жилья ложится на собственника. А поскольку в Костроме 75% жилищного фонда приватизировано и лишь 25% осталось муниципальным, то и доля ответственности будет соответствующей. А контролировать весь этот процесс будет орган субъекта Федерации – областная жилищная инспекция. Администрация города по Жилищному кодексу должна лишь содействовать работе управляющих компаний. Но на вопрос, что входит в понятие «содействие», в мэрии откровенно отвечают: «Не знаем. Ждем пояснений из Москвы».
У жителей тоже есть встречные претензии к власти. Граждане отказываются брать в свое управление дома, которые десятилетиями не знали капитального ремонта, хотя деньги за него перечислялись. Мэр Костромы и депутаты областного законодательного собрания обращались в правительство РФ и Государственную Думу с предложением принять нормативно-правовые акты об инвентаризации жилищного фонда с тем, чтобы сделать оценку его состояния и, исходя из этого, рассчитать стоимость необходимого ремонта. Однако никаких решений на этот счет не последовало.
А сумму, которая потребовалась бы на нынешний год на приведение жилого сектора Костромы в более-менее нормальное состояние, заместитель начальника комитета ЖКХ администрации Костромы Олег Смирнов назвал приблизительной – это 150 млн. рублей. Сегодня в бюджете города таких денег нет.
В настоящее время в Костроме создано восемь управляющих компаний: «Наш дом», «ЖКХ № 1», «Костромской дом», «Заволжье», «Новый быт», «Жилстрой», «Экрон-сервис», «Заповит». Еще месяц назад их было всего две. До конца года, как считают в мэрии, может появиться еще до десятка.
Я позвонила по «горячему» телефону, который работает в комитете ЖКХ, и поинтересовалась: «Как гражданам можно застраховаться от недобросовестной управляющей компании?». Мне ответили: посмотрите, насколько серьезна фирма, сможет ли она управлять домом, проанализируйте договор на предоставление услуг, не заключайте его сразу на длительный срок, проследите, чтобы в этом документе был пункт о его расторжении в случае неоказания или некачественного оказания услуг, а при возможных конфликтах обращайтесь в суд. На мой взгляд, все это из области благих пожеланий. Как, к примеру, «посмотреть, насколько серьезна управляющая компания», если даже в мэрии на вопрос, будут ли они давать оценку их текущей работы, отвечают: «Администрация города не может запрашивать информацию у частных фирм о хозяйственной деятельности». Рядового жителя тем более никто не подпустит к финансовым документам.
Вряд ли получится у граждан защититься от возможного обмана со стороны недобросовестных управляющих компаний и с помощью договора. Как говорит Николай Жаров, управляющий партнер адвокатской конторы Костромской области «Репутация»: «Договор может быть замечательным, но главная-то проблема, чтобы он исполнялся. И местные органы власти в этом случае не должны самоустраняться. Их роль должна состоять в отслеживании ситуации, ее анализе и своевременном информировании населения. Ведь у властных структур на руках статистические данные, и если по ним видно, что фирма собрала значительную сумму денег, а услуг не оказывает, значит, надо ставить об этом в известность граждан и делать выводы».
У большинства фирм, которые появляются сегодня на костромском рынке жилищно-коммунальных услуг, небольшой опыт работы и мизерный уставной капитал – 10 тыс. рублей. Такой денежный минимум необходим для регистрации. И предприниматели не считают нужным вносить большую сумму. Потому что если погорят, то рискуют лишь этой «десяткой». Жители же рискуют гораздо большим.

Зинаида Зорина, Костромская область, специально для «КР»

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация