23:30:44
11 апреля 2021 г.

Петр Сапрыкин: «Столица должна стать лидером выполнения национального жилищного проекта»

Жилищное правоНа минувшей неделе прошло собрание хозяйственно-экономического актива Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, который подвел итоги работы за 2005 год, наметил задачи на текущий период. В зале собрались сотрудники департамента и окружных управлений, депутаты Московской городской Думы и студенты вузов – представители альтернативного правительства.В работе собрания приняла участие первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы Людмила Швецова. О том, что удалось сделать в прошедшем году, о роли и задачах департамента рассказал его руководитель Петр Сапрыкин.
По городским программам

Прошедший год был для коллектива департамента традиционно непростым. Несмотря на сложности, в рамках различных жилищных программ справили новоселье почти 29 тысяч семей москвичей.
Мы практически завершили обеспечение жильем всех очередников, отстоявших в очереди 20 лет.
В прошедшем году успешно реализовывались важнейшие жилищные программы: обеспечение жильем очередников, жителей ветхих, аварийных домов и пятиэтажек. Дальнейшее развитие получила система страхования жилья, приватизация, государственная регистрация прав города на жилые помещения, ликвидация коммунального заселения квартир, расселение рабочих общежитий.
В прошедшем году мы приступили к реализации совершенно новой программы – социальной ипотеки. С использованием ипотечного жилищного кредитования почти 800 семьям очередников предоставлена возможность приобрести квартиры по себестоимости строительства с рассрочкой платежа до 30 лет и процентной ставкой 10,5 процента в рублях.
В эксплуатацию введен новый уникальный информационный ресурс – Реестр объектов города Москвы в жилищной сфере. Он содержит 1 млн. 14 тыс. записей, которые отражают информацию о квартирах, принадлежащих городу и расположенных как в новостройках, так и в старых домах.
В связи с принятием нового Жилищного кодекса РФ была развернута серьезная работа по совершенствованию городского жилищного законодательства. Уже принят закон города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Прошел первое чтение законопроект «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве». В ближайшее время в Гордуму будет внесен законопроект «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Заканчивается разработка закона «Основы жилищной политики города Москвы».
Много ли света в «одном окне»?
В повседневной практической работе с москвичами главный упор делался на внедрение строго регламентированного порядка взаимодействия с заявителями в режиме «одного окна». Цель организации этой службы – упростить жителям города сбор различных документов. Сейчас в режиме «одного окна» заявителям выдаются 11 видов документов. В течение года почти 215 тысяч москвичей обратились в эту службу нашего департамента. Но проблема в том, что отсутствие электронного документооборота и правовая неурегулированность статуса документов, полученных по каналам связи с использованием электронной цифровой подписи, отнимают слишком много времени у наших сотрудников. Иногда москвичам даже предлагают самостоятельно собирать необходимый пакет документов. Доля самостоятельно собранных гражданами пакетов доходит до 80 процентов.
Напряженная обстановка сложилась с приватизацией в режиме «одного окна». Из-за того, что федеральный центр определил срок окончания бесплатной приватизации 1 января 2007-го, поток заявок резко возрос. В прошлом году было приватизировано 180 тысяч квартир и комнат. Это в четыре раза больше, чем в начале этого десятилетия. Проблему пытаемся решить двумя путями: законодательной инициативы и увеличения численности сотрудников.
Про качество и сроки
К сожалению, и в 2005-м не удалось преодолеть некоторые узкие места. Мы который год говорим о неритмичности ввода жилья для реализации городских программ. В 2005-м около 50% планового объема квартир поступали только в четвертом квартале. Это создало предновогодний аврал в работе подразделений департамента. Если такова «объективная реальность», то невольно напрашивается вывод о необходимости перестроить нашу работу. Ведь, коль скоро финансирование стройки начинается в первом квартале года, какой смысл надеяться на ввод многоквартирного дома в первом полугодии? Другое дело, когда дом должен быть сдан под заселение еще в третьем квартале прошедшего года, а у него до сих пор нет крыши или коммуникаций.
Причина проблемы известна, и для ее устранения требуется наша активность. Адреса строительства за счет средств городского бюджета сейчас определяются по остаточному принципу. По ним либо отсутствует разработанная градостроительная и разрешительная документация, либо эта документация учитывает требования только коммерческого строительства и нуждается в коренной переделке.
Наши адреса должны определяться в приоритетном порядке не позднее, чем за три года до ввода объектов. Только в этом случае может быть обеспечен сетевой график проектирования и строительства, который поручил реализовать мэр столицы Юрий Михайлович Лужков. По-прежнему остро стоит вопрос о качестве построенного и переданного нам жилья. Невозможно переселить граждан, доказать нашу правоту в суде, если квартира не готова для заселения из-за отсутствия акта госкомиссии, а также ввиду строительных недоделок или брака. В подобных случаях надо более жестко применять штрафные санкции к нарушителям.
Вместе с депутатами
Важное направление работы департамента в истекшем году – конструктивное сотрудничество с депутатами Московской городской Думы, особенно с комиссией по жилищной политике и городскому хозяйству, комиссией по социальной политике. Совместно нами подготовлено несколько нужных городу законов. Однако проблемы в нормативном обеспечении остаются. Работа, связанная с подготовкой подзаконных актов, пока налажена плохо. Мы дожидаемся, когда закон вступит в силу, и только потом начинаем с нуля готовить документы по его реализации.
Жизнь не стоит на месте. За последние годы появились новые формы улучшения жилищных условий. Одна из задач, стоящих перед департаментом, переподготовка кадров. В условиях реформирования жилищной политики необходимо составить четкий план обучения, в том числе дистанционного, сотрудников подразделений департамента.
Важнейшая задача, стоящая сейчас перед департаментом, – способствовать созданию условий для развития самоуправления граждан в жилищной сфере. В прошлом году была продолжена работа по формированию имущественных комплексов в многоквартирных домах, по подготовке перечней общего имущества в многоквартирных домах, проведению информационно-разъяснительной работы с жителями, организации общих собраний собственников помещений по выбору способа управления. Оказывалось содействие в организации и деятельности товариществ собственников жилья и домовых комитетов. В работе по этому направлению есть несомненные успехи, но сделать предстоит еще очень много. Необходимо лучше взаимодействовать с территориальными органами власти по оказанию содействия ТСЖ и домовым комитетам в решении вопросов управления многоквартирными домами. Следует усилить разъяснительную работу с жителями.
Столица покажет пример
Москва должна стать лидером выполнения национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Для этого имеются объективные предпосылки: мощный стройкомплекс, развитый рынок жилья, система социальных жилищных программ. В ближайшее время нам необходимо разработать программу: «Москвичам – доступное и комфортное жилье», которая позволит скоординировать существующие в городе строительные и жилищные программы с федеральной целевой программой «Жилище». Она также должна объединить существующие городские жилищные программы и распространить их действие не только на очередников, но и на другие категории москвичей.


ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ СОБРАНИЯ

Законы готовим вместе
Степан Орлов, председатель Комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и коммунальной реформе:

– Сегодня можно смело сказать: Москва создала действительно социально ориентированную жилищную политику. Главная проблема, с которой мы столкнулись, это вступление в силу нового Жилищного кодекса. Хотя столица активно участвовала в его разработке, большинство наших предложений учтено не было. Тем не менее, закон принят, и мы вынуждены его выполнять.
Правительством Москвы разработан и внесен в городскую Думу ряд законопроектов. Один из них уже принят. Это закон о «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Закон начал работать, и первые вопросы, связанные с его применением, уже возникают.
Я согласен с тем, что надо более оперативно готовить нормативные и подзаконные документы. Также необходима подготовка методических рекомендаций не только для работников департамента, но и для жителей. У москвичей этот закон вызывает немало вопросов. Нужно вспомнить практику разработки методических рекомендаций по монетизации льгот. Что касается закона о признании граждан малоимущими, то здесь также нужно подготовить простые методические рекомендации, которые будут понятны любой пенсионерке.
Теперь о законах, которые планируется принять в Мосгордуме. На рассмотрении находится закон об обеспечении прав граждан при переселении, на подходе новая редакция закона об основах жилищной политики и закон об обеспечении прав граждан на жилые помещения. Все эти документы должны создать новую систему обеспечения прав москвичей на получение жилья. Кроме этого, наша комиссия планирует в ближайшее время рассмотреть закон о паспортизации жилого фонда. Документ важный, он связан с вопросами эксплуатации жилого фонда.
Городская Дума выступила с инициативой продлить сроки приватизации. Надеюсь, что Государственная Дума прислушается к нашим предложениям. Вместе с тем необходимо быть готовыми к другому процессу, который каждый год будет набирать силу – к деприватизации.
Самые полные и свежие данные
Александр Павлов, начальник Управления реестров объектов собственности:

– Особенности реестра объектов собственности заключаются в том, что он является одновременно и правовым, и информационным ресурсом. Учет данных в нем основывается на правоустаналивающих документах, а также сведениях официальных федеральных и городских информационных ресурсов.
Сейчас прорабатывается вопрос о возможном включении данных реестра в архив Москвы. Ведь в реестре сегодня собраны наиболее полные сведения о жилых объектах, находящихся в собственности города. По состоянию на 1 марта 2006 года, учтено 1 миллион 14 тысяч квартир. Учетные данные ежедневно обновляются. Теперь в реестре можно оперативно получать не только полную, но и актуальную информацию об объектах собственности.
Приватизацию – продлить!
Наталья Купленова, заместитель начальника Управления департамента в Центральном округе:

– Я отвечаю в Центральном округе за вопросы, которые касаются приватизации, и буквально каждый день сталкиваюсь с негативной реакцией москвичей на искусственно созданный ажиотаж, на резкое ограничение в сроках. Разумеется, эти сроки необходимо продлить. Кроме того, я сторонник того, чтобы людям, получившим жилье до 1 марта 2005 года, сроки приватизации вообще не устанавливались.
Теперь о работе нашего округа. В ЦАО сегодня приватизировано 77 процентов жилого фонда. Это более высокий показатель, чем в целом по Москве. В последние годы процесс приватизации для граждан существенно упростился: не надо стоять в многочасовой очереди, достаточно кому-то из семьи прийти с ксерокопиями паспортов и свидетельствами о рождении детей, и сотрудники «одного окна» решат все вопросы. Сроки нам установлены жесткие – два месяца. И в эти сроки мы укладываемся. Мы полностью поменяли нашу компьютерную технику. Разработана удобная программа, создана локальная сеть. Непосредственно в отделе приватизации организован прием нотариуса.
Ни дня без суда…
Владимир Смирнов, руководитель правового управления департамента:

– Важное направление работы юристов нашего управления – правовое обеспечение департамента и работа в судах.
Всего юристами департамента в суды было подано 1 813 исковых заявлений. Из них 453 – встречных исковых. Из всех поданных заявлений лишь в 51 случае наши требования суд не удовлетворил.
Еще цифра. Мы имеем 1 669 удовлетворенных исков, когда департамент привлекался в качестве ответчика. Почти в 2 000 случаях суд отказался удовлетворить наши требования. Эта проблема нуждается в изучении, предстоит разобраться, почему мы соглашались с судами, не обжаловали решения в судах высшей инстанции. Возникает и такой вопрос: нужно ли вообще доводить дело до судебного разбирательства?
Еще цифры. За прошедший год юристы 20 370 раз представляли интересы департамента, правительства Москвы и мэра в судах общей юрисдикции. Практически каждый юрист присутствовал в суде каждый день.
Не забывать о пожилых
Михаил Антонцев, председатель Комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям:

– В последнее время мне гораздо проще стало отвечать на вопросы избирателей, поскольку у меня под рукой оказался документ, подготовленный Управлением департамента в Южном округе – четкая информация о количестве очередников, их пофамильный список, кто за кем стоит. Такая информация нужна не только депутатам МГД, но и депутатам муниципальных собраний, ведь она заметно сокращает число обращений граждан.
Проблема приватизации имеет, как известно, массу аспектов. Думаю, стоит уделять больше внимания одному из них – работе с пожилыми, особенно одинокими, москвичами. Нередко люди старшего поколения, поддавшись общим настроениям, спешат стать собственниками жилья, а потом сталкиваются с тем, что им не по средствам его содержать. Этой ситуацией в своих корыстных целях тут же пытаются воспользоваться всевозможные фирмы и фирмочки, деятельность которых не находится под контролем каких-либо государственных органов.
Вопрос более чем серьезный, и мы будем рассматривать его на заседании нашей комиссии.
Очередникам выгодно
Дмитрий Будаков, генеральный директор, председатель правления коммерческого банка «Московское ипотечное агентство»:

– В прошлом году стартовала программа социальной ипотеки. Кроме того, было отлажено взаимодействие между департаментом, ГУП «Агентство по реализации жилищных займов и субсидий» и нашим банком. Первые кредиты уже выданы. Плюс видится в том, что нам удалось сделать эту процедуру рыночной, поскольку ставки по ипотечным кредитам стали меньше уровня инфляции. Это именно та задача, которую ставил перед нами мэр, и которая в прошлом году была решена.
Напомню, по социальной ипотеке ставка составляет всего 10,5 процента в рублях. Людям, покупающим по этой программе у города квартиры, жилье в итоге обходится дешевле. С мая прошлого года два варианта кредитов 10 и 20 лет расширены до четырех – 10, 15, 20 и 30 лет. Неудивительно, что социальная ипотека пользуется большим спросом.
Всего сегодня совместно с департаментом мы обработали более 2 000 заявлений очередников, которые хотели бы участвовать в этой программе.
Великое переселение
Татьяна Геворкян, начальник отдела переселения Управления департамента в Западном округе:

– В соответствии с городской программой в Западном округе в 2005 году переселили 27 домов. На 2006-й запланировано переселение 47 домов, более 4 000 семей. В период с 2007 по 2010 год мы должны будем отселить не менее 50 домов. Это самое большое переселение в городе! В связи с этим, в первую очередь предстоит решить проблему неритмичного поступления площадей, которая возникает из-за того, что строителями неравномерно сдаются дома. В итоге нам не хватает двухкомнатных квартир для переселения, зато наблюдается избыток однокомнатных.
Хотелось бы пожелать, чтобы при заключении инвестиционных договоров те инвесторы, которые работают добросовестно, вовремя сдают дома, и дальше работали в округе. В то же время, некоторые инвесторы сдают дома не только низкого качества, но и плохой планировки. Жалобы жителей не позволяют осуществлять переселение в установленные сроки. Проблемы возникают и из-за плохой планировки квартир. Эту проблему тоже давно пора решать.
Жилищные программы сегодня и завтра
Людмила Швецова, первый заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы:

– Департамент занимается сложной и животрепещущей проблемой городской жизни. Конечно, власть должна лечить, учить, защищать, и нам это удается. Также власть должна защищать право человека на жизнь в человеческих условиях. В 2005 году получили квартиры очередники с 20-летним стажем. Понимаю, что к этому факту относиться можно по-разному, но на самом деле мы не бросили москвичей, которые 20 лет назад встали на учет в совершенно иной стране и условиях. Город выполнил свои обязательства по отношению к этим людям.
К числу важнейших событий 2005-го следует отнести внедрение программы предоставления жилья по социальной ипотеке. Мы прошли трудный путь от создания пакета документов до понимания работниками городских структур и просто москвичами того, что это такое.
В текущем году программа социальной ипотеки будет активно развиваться. Реализация этой программы позволит увеличить количество ежегодно выдаваемых в городе ипотечных кредитов с 4,4 тыс. в 2004 году до 33 тыс. в 2009 году. Стоит еще раз сказать о важности этой формы работы: социальная ипотека не только позволяет обеспечивать жильем нуждающихся, она является экономически обоснованной. Ведь объединяются возможности граждан и государства.
В минувшем году получила дополнительное развитие программа «Молодой семье – доступное жилье». Созданы все нормативные документы. Сегодня в этой программе участвуют около 9 000 молодых семей. А тех, кто хочет участвовать, еще больше. Эту программу надо развивать и дальше.
Очень серьезная работа, которая сейчас разворачивается, – создание условий для развития самоуправления граждан в жилищной сфере. Нам предстоит добиться того, чтобы жители города стали по-настоящему активными участниками процесса управления своим жильем.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация