23:30:44
11 апреля 2021 г.

Президент оставил нас на второй год

ЖКХНовый Жилищный кодекс нацелил отрасль ЖКХ на демонополизацию. Отныне сами граждане – собственники своего жилища — будут выбирать компанию, которой поручат управление домом.В развитие кодекса столичный Департамент жилищной политики и жилищного фонда подготовил проект постановления правительства Москвы, которое недавно подписал мэр города Ю. Лужков («Об организации управления многоквартирными домами в городе Москве» от 17 января 2006 года, № 9- ПП, опубликованное в «КР» №5 и приложению к постановлению, опубликованному в № 7), мы попросили прокомментировать этот документ начальника Управления координации деятельности по управлению многоквартирными домами жилищного департамента Виталия Акимкина.
Начнем новую жизнь с 1 января
Сразу же обозначу срок, когда должно быть проведено собрание собственников, на котором жильцы выберут способ управления домом и собственно управляющую компанию – до 1 января 2007 года. Эта дата утверждена федеральным законом, подписанным президентом РФ В. Путиным в конце прошлого года. Ранее, как известно, называлась другая – 1 марта 2006-го. Об этом уже широко писалось в нашей печати, в том числе, в «КР». Меньше говорилось, что и год – не такой большой срок для людей, не привыкших к жилищной демократии. Если прежде власть назначала нам управляющую организацию (ДЕЗ), а жильцы только платили деньги да жаловались на плохое обслуживание, то теперь они сами в ответе за тех, кого выбрали в управленцы.
Безусловно, власть поможет с выбором, порекомендует компании (чтобы не нарваться на мошенников), будет контролировать их работу. Опыт других отраслей учтен – «дикого рынка» в сфере ЖХХ не будет!
А если жильцы не соберутся, не определятся со способом управления? Подозреваю, что подобных ситуаций будет немало. Не станем их винить за это – не так-то просто изменить психологию. В таком случае, за людей – тоже по конкурсу – выбор сделает управа района. Понравится – не понравится, – другой вопрос. Но то, что дома не останутся без обслуживания ни дня – факт.
Спасибо ДЕЗам за наше счастливое детство
Чтобы понять всю важность перемен, вспомним, от чего ушли. ДЕЗы – вовсе не новая структура в нашем жилищном хозяйстве. Раньше их именовали ЖЭКами (а многие так называют до сих пор), а те в свою очередь соединяли в себе функции заказчика и подрядчика: управляли домами (связывались с ресурсоснабжающими и подрядными организациями), занимались их эксплуатацией. Потом – в 90-е годы, во время экспериментов – эти функции решили разделить. Одни управляют, другие обслуживают. При этом первые еще и контролируют работу вторых. Но ведь в таком случае все приходится умножать на два: два начальника, два главбуха, две служебные машины… При этом число собственно исполнителей (слесарей, уборщиц и т. д.) осталось то же. А это для жителя-собственника сегодня уже невыгодно.
Теперь ЖК вновь объединяет эти организации. Вернулись к старому? Не совсем. И та, и другая организации были государственными, а эффективность их работы известна. Нынче в ЖКХ приходят частники – люди более энергичные, заинтересованные, и это внушает надежду на перемены.
Как известно, из схемы обслуживания всегда было исключено главное лицо – жилец. С его пожеланиями не считались никогда, тратя его деньги. И конечно, перед ним не отчитывались. Сравните с торговлей: покупатель плохой товар не возьмет. А в ЖКХ такое было сплошь и рядом: граждане платили, а крыши текли.
ЖК РФ все ставит с головы на ноги. Отныне заказчиком услуг будет не равнодушный ДЕЗ, а вполне заинтересованный жилец. Собственник! Нанимателей представляет город. Тоже как собственник. Второй субъект рынка – исполнитель. И между ними никаких посредников! Простая, прозрачная схема: мы платим деньги, по сути, – покупаем жилищно-коммунальные услуги, вот и извольте предоставить нам их. Не понравится – найдем другого продавца, более заботливого и честного.
ЖКХ – единственное и неповторимое
Новый рынок сразу будет взят под контроль госорганами – но не в смысле того, что мы начнем диктовать условия его участникам, просто нам необходимо знать, кто из них на нем работает, кого они обслуживают. Для этого будет задействован Реестр городской собственности, созданный в нашем департаменте. В нем, кстати, уже предусмотрены все договоры управления домами, а также перечислены сами организации, где есть собственность города. Будет разработан и новый Реестр, который зафиксирует новые управляющие компании, пришедшие на рынок.
Критерии их отбора будут устанавливаться специальными конкурсными комиссиями. Надежные, добросовестные – это понятно. А вот длительность работы на рынке жилья будет всего лишь одним из условий. Ведь «старожилов» среди них мало – рынок молодой.
С другой стороны, надо привлечь такие частные организации, где есть опытные управленцы. И еще обязательно наличие в компаниях сертифицированных специалистов, хорошо знакомых с ЖКХ.
Порядок проведения конкурсов будет регламентирован специальным нормативным документом РФ (сейчас над его проектом идет работа).
В ближайшее время жилищный департамент совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства предполагают опубликовать список рекомендуемых частных обслуживающих компаний. Понятно, среди них будут и ДЕЗы. Предлагая этот список, мы берем на себя и определенную долю ответственности перед москвичами – не должно быть скандальных и возмутительных случаев, когда компания собрала деньги и… исчезла. Нет, такого не будет.
Сам список планируется опубликовать в Интернете – с тем, чтобы люди смогли выразить о компаниях и свое мнение.
Какие еще элементы регулируемого рынка в сфере ЖКХ можно назвать? Это установление цен на услуги. Москвичи не должны бояться прихода в их дома частных организаций: разорят, мол, жильцов! Частники станут работать по нормативам. Порядок установления (и изменения) цен будет отражен в специальном документе. Иными словами, цены станет регулировать государство. Да, для рыночных отношений это звучит непривычно. Но ведь ЖКХ особая – социальная – сфера. Нет человека, которого бы она не касалась. Это и крыша над головой, и тепло, и безопасность. А потому пустить на самотек процесс ценообразования в этой сфере государство просто не может.
Давайте жить правильно!
Назовем документ: «Нормы и правила содержания и эксплуатации жилья». Они не раз пересматривались, но основа оставалась неизменной. Ведь в них отражен опыт многих поколений, спрессованы знания лучших специалистов отрасли. Одно из главных положений «Норм и правил…»: дома должны эксплуатироваться так, чтобы ремонт тех или иных систем производился не в аварийном, а в планово-предупредительном режиме. Чтобы жильцы не испытывали стресса, сталкиваясь с жилищно-коммунальными проблемами. Когда, скажем, квартиру заливает не из-за рассеянности соседа, а потому что вовремя не сменили трубу.
Эти «Нормы» существуют и сейчас, но, понятно, во многом устарели. В ближайшее время появится их обновленный и расширенный вариант. Также будут установлены и рекомендуемые цены на услуги ЖКХ – исходя из стоимости материалов и трудозатрат.
Стоит упомянуть о новшестве, которого нет в ЖК РФ, и которое появилось в упомянутом выше постановлении: «Договор о взаимодействии управляющей организации и органов власти». Его текст сейчас разрабатывается. Суть дела: такие организации будут подконтрольны управам. Районные власти как раз и станут проверять соответствие деятельности управляющих организаций «Нормам». В самом деле – почему это должны делать жители? Разве они разбираются в инженерии дома? И кто выступит арбитром между ними и управленцами в случае конфликта? Специалисты! Это их прямая обязанность.
В то же время в Комплексе городского хозяйства сейчас готовится примерный договор между собственниками и управляющей компанией. Будет даже издано специальное постановление правительства. Цель его, можно сказать, просветительская: на что жители, подписывая договор, в первую очередь должны обращать внимание.
Найти хороших управленцев!
Менеджер нефтяной скважины и менеджер в старом доме – не одно и то же. Не надо никого убеждать, что первое выгоднее. Хотя второе – беру на себя смелость утверждать – сложнее. Именно поэтому рынок в сфере ЖКХ большого развития не получил. Не очень-то спешат занять его коммерсанты. На 40 тыс. домов сейчас не более двух – трех десятков частных управляющих компаний. А надо 300 – 400! Одна компания на жилой квартал (чем больше домов – тем бизнес прибыльнее).
Придут ли? По-моему убеждению – непременно. Ведь жилищно-коммунальное хозяйство – единственный не поделенный сегмент рынка, а диверсификация бизнеса – закон для любого предпринимателя. Свободный, никем еще не захваченный рынок, где есть реальные деньги – поищите-ка сейчас такой другой! Пусть дивиденды невысокие, но они постоянные, ибо услуги ЖКХ необходимы при любой социальной погоде. Как хлеб и вода.
Будем откровенны, сейчас на рынке ЖКХ больше недостатков, чем достоинств. Жилищный фонд стареет, чтобы привести его в порядок, необходимы немалые вложения. Быстрой прибыли здесь ждать не надо. И второе: это все-таки социальный рынок, и потребители его – часто люди малоимущие. Тем не менее, не будем преувеличивать масштабы проблем. То, что в ЖКХ появятся частные управленцы, – сомнений нет. А тому, что их сейчас мало, есть еще одно объяснение. Сфера эксплуатации домов полностью оккупирована государственными структурами, и они просто не пускают в нее соперников. Это тоже учтено постановлением, и в ближайшее время появятся директивные документы о порядке передачи домов в управление ТСЖ и другим альтернативным организациям. Если, конечно, они окажутся победителями в честном конкурсе.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация