23:30:44
11 апреля 2021 г.

Петр АКСЕНОВ: будем учитывать доход

Так заявил нашему корреспонденту первый заместитель мэра в правительстве столицы, руководитель Комплекса городского хозяйства Петр Аксенов в разговоре о ходе и перспективах реформы жилищно-коммунального хозяйства Москвы.Жара!
Но разговор начался с самого, пожалуй, злободневного сегодня – необычной жары, установившейся в Москве. Повлияла ли она на работу жилищно-коммунального комплекса?
– Еще как, – охотно отреагировал на вопрос не по теме Петр Николаевич. – Такого количества воды для полива мы никогда не планировали и, естественно, не использовали. Вы, наверное, обратили внимание на то, что в столице очень много выгоревших газонов. Их уже не спасти, поэтому силы брошены на то, чтобы уберечь молодые деревья, которые мы посадили осенью и весной, а еще цветы, количество которых этим летом по сравнению с прошлым выросло в два с половиной раза. Основная задача сегодня: сохранить зеленые насаждения. И это в целом удается. Хотя, повторяю, в городе необычно много для середины лета высохших газонов и даже деревьев: сильные ветры буквально усыпали землю желтой листвой.

Чудо-трубы
Затем Петр Николаевич рассказал о подготовке к зиме жилищного фонда, в том числе ведомственного.
– Могу заявить сразу: тревог нет – все работы идут с опережением графиков. По всем позициям мы перевыполняем взятые и утвержденные планы, как по подготовке и реконструкции, так и по перекладке теплосетей – первичных и вторичных. Подготовка оборудования на ЦТП и РТС тоже идет полным ходом. Эти объекты сегодня не вызывают тревоги.
Что касается ведомственного фонда, то на объектах здравоохранения и образования работа идет туго, но по графику. Дело в том, что ведомства провели основные ремонтные работы, но вот с пуском горячей воды на этих объектах случаются трудности, поскольку есть задолженности перед теплоснабжающими организациями. Для того, чтобы разрешить споры по взаиморасчетам, приходится применять так называемое волевое решение.
– Петр Николаевич, говорят, что коммунальные службы начали применять какие-то трубы, которые не требуют профилактики?
– Речь идет о трубах, изготовленных по современным технологиям. Они действительно не требуют частой и долгосрочной профилактики, как трубы, изготовленные по традиционным технологиям: в них нет накипей, свищей; они не требуют периодических испытаний на давление, какие мы производим с инженерными сооружениями, проложенными в 50-60-х годах. Трубы рассчитаны на 15-20 лет эксплуатации, и уже три года успешно работают на ряде участков – в Южном Бутове, других районах. Жалоб пока нет.

… и другие чудеса
В мае, на конференции «Научно-техническое обеспечение реформы ЖКХ», проходившей в рамках четвертой Московской международной выставки «Доркомэкспо-2002», было отмечено, что реформа – это, прежде всего, новые техника и технологии. Какие здесь новации ожидают москвичей? – спросил ваш корреспондент Петра Аксенова.
– Прежде всего, скажу о новой технологии расчетов на базе единых информационно-расчетных центров. О них уже много сказано в средствах массовой информации, в частности, о том, что все расчеты будут занесены в единую квитанцию, что избавит человека от необходимости заполнять большое количество финансовых документов. Мы считали: до десятка (а порой и более) квитанций приходится заполнять москвичам, чтобы оплатить все виды услуг, и люди иногда теряются от такого количества бумаг. За последнее время я посетил несколько таких центров и убедился: мы движемся в нужном направлении – люди меньше теряют времени на оплату коммунальных услуг.
Но можно сделать так, что терять будут еще меньше. И тут должен сказать еще об одной стороне работы расчетных центров, связанной как раз с новыми технологиями. Мы стремимся к тому, чтобы они превратились не только в информационно-расчетные центры, но и чтобы их взаимодействие с населением, в конечном итоге, проходило по самым современным технологиям.
Представьте, что у оператора такого центра будет возможность связаться с клиентом по каналам локальной сети – это могут быть оптико-волоконная или телефонная линии, которые уже сегодня имеют широкое применение в Москве. То есть расчетные центры будут общаться с потребителями тех или иных услуг, не приглашая их к себе персонально. Оператор сможет связаться с потребителем по локальной сети и узнать, какие есть замечания, вопросы; выслушает предложения о совершенствовании работыѕ

Прибор учета – в каждый дом
– Приборы учета воды и тепла мы уже давно ставим в ЦТП, – сказал Петр Аксенов. – Но нам важно, чтобы человек имел возможность оплачивать по прибору учета индивидуально, так, как он рассчитывается за электроэнергию.
И если еще несколько месяцев назад специалисты жилищно-коммунального комплекса Москвы не были готовы к такой оплате – индивидуально, скажем, за потребленную воду, то сейчас могу ответственно заявить: любой москвич сегодня может платить по прибору учета, если он, конечно, пожелает установить (за свой счет!) его у себя в квартире. Но массовая установка счетчиков – процесс не одного месяца и даже года.
У нас есть технологии, которые позволяют, не отключая стояк горячей и холодной воды, устанавливать приборы учета. Для этого стояк замораживают в месте вреза, ставят счетчик, а через несколько часов стояк вновь в рабочем состоянии. И владелец прибора будет платить за реально потребленное количество воды.
Правда, должен сказать, что есть пока нерешенный «вопрос»: допустим, часть жильцов установили себе счетчики и начали платить по ним, но остальные продолжают платить по единому счетчику, установленному в доме. И если случится перерасход воды, то как «разложить» этот перерасход на жильцов дома, если одни платят индивидуально, а другие – коллективно?
Думаю, эта проблема в ближайшее время будет решена. Но то, что мы уже сегодня можем устанавливать счетчики тепла и воды – однозначно. Более того, мы призываем москвичей: устанавливайте счетчики, ведь одна из целей реформы – человек должен платить за фактическое потребление. И это, если хотите, тоже новые технологии.

Число «добровольцев» растет
Рано или поздно жители столицы должны будут оплачивать коммунальные услуги полностью, на 100%. Но, как пояснил Петр Аксенов, жестких сроков нет и не может быть. При этом Петр Николаевич сослался на авторитетное заявление мэра Юрия Лужкова, который не устает подчеркивать: в Москве оплата будет корректироваться с учетом роста благосостояния жителей столицы. Доход людей – вот определяющий фактор в установлении размеров платы за коммунальные услуги.
Что же касается так называемой «добровольной оплаты», то, как заметил Петр Николаевич, «мы убедились, что у многих людей есть возможность платить за фактические услуги – позволяют заработки. При этом число «добровольцев» растет из месяца в месяц. Сегодня их число достигло 11,5%. Мы предполагали, что число тех, кто уже сейчас может платить полностью, не превысит 25%. Пока что наши расчеты подтверждаются…

Кому платить, вот в чем вопрос
Люди стали понимать: если хочешь жить не только в хорошей квартире, но и в уютном, чистом подъезде, в современных условиях – за это надо платить. Вопрос: кому?
Отвечая на него, Петр Аксенов заговорил о рынке коммунальных услуг.
– Чтобы этот рынок заработал, нужны условия, – сказал он. – Жилищная реформа как раз и направлена на их создание. Появятся товарищества собственников жилья, кондоминиумы – они-то и будут в первую очередь искать альтернативные решения по обслуживанию жилья. Появится спрос – появится и предложение. Рынок заработает. И, должен сказать, ТСЖ сегодня активизировались: уже есть примеры, когда они отказываются от услуг наших ДЕЗов, РЭУ, от государственных структур и нанимают частные фирмы, получают более качественное обслуживание, соответственно, платят больше. Я уже не говорю о коммерческих домах, где люди объединяются, создают свои дирекции и эксплуатируют эти дома на уровне современных требований. Более того, именно они проводят сегодня экономический мониторинг, снижая тем самым затраты.
Приведу пример. Я живу в доме ТСЖ. У нас в свое время были поставлены общие счетчики воды и тепла. Но многие живут на дачах, кое-кто часто выезжает в длительные командировки. И люди задались вопросом: почему мы должны платить за непредоставленную услугу? Собрались и решили установить индивидуальные счетчики с регуляторами. И сейчас у нас идет массовая установка индивидуальных счетчиков.
Психология людей меняется, они хотят получать качественные услуги и платить только за то, что реально потребили. Это нормально. И уверен: реформа ЖКХ будет идти по этому пути, но без шоковой терапии, как нам предлагали. Постепенно образуется рынок жилищно-коммунальных услуг; появятся подрядные организации, малые коммерческие предприятия, где не будет «дворников», «сантехников» и прочих устаревших профессий, но будет, возможно, высококвалифицированный «менеджер» по эксплуатации жилья.
По-моему, это будет современный молодой человек, технически грамотный. Он сегодня востребован в городском хозяйстве. В его лице мы увидим и электрика, и сантехника, и садовника, и дворника. Он будет предоставлять качественные услуги, и люди будут ему соответственно платить. Вот такого специалиста и должна создать реформа ЖКХ, о которой мы много говорим.

Двор как предпосылка реформ
По мнению Петра Аксенова, трехлетний опыт осуществления программы «Мой двор, мой подъезд» существенно повлиял на ход реформы ЖКХ.
– Считаю, что эта программа стала одним из этапов реформы, – сказал Петр Николаевич. – По сути, она создала предпосылки рынка жилищно-коммунальных услуг. Сегодня мы отдаем москвичам в эксплуатацию хорошо отремонтированные подъезды, запорные устройства, видеосистемы, благоустроенные дворы. Перед ними задача: провести конкурсы на оказание услуг по эксплуатации домов и дворов. Значит, мы вновь возвращаемся к тому, что жителям нужно создавать ТСЖ и самим решать, как содержать свои дома, сокращая при этом затраты на эксплуатацию.
Еще раз хочу повторить, что изменилась психология людей. Не многие, наверное, помнят, как нас пугали, что будут ломать малые формы, уничтожать цветы, громить подъезды. Есть, конечно, случаи варварства, но нет массового явления. Массовое явление совсем иное – люди стремятся сохранить сделанное. Они почувствовали вкус хорошей жизни, когда вокруг чистые стены и цветы, когда по утрам с тобой здоровается доброжелательный консьерж, когда есть уверенность в том, что дом защищен от варваров и хулиганов. Когда, наконец, пришло осознание, что дом – это среда обитания, в которой мы проводим половину жизни.
Многие москвичи приобщились к программе «Мой двор, мой подъезд»: они приводят в порядок свои подъезды собственными силами, ставят цветы в подъездах, вывешивают картины, собирают деньги и подыскивают консьержей. Нет скандалов, и вид подъезда приносит радость. Сказать, что это делают богатые люди – не могу. Обыкновенные москвичи.
Программа «Мой двор, мой подъезд» показала, что среда обитания может быть не агрессивной, но доброй, располагающей к уюту и душевному равновесию.

Василий Дворыкин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация