Валерий Виноградов: «Если выбор до «лампочки», не пеняйте на последствия»
Реформа ЖКХ для многих – пугало. Таинственные преобразования, после которых почти всю свою зарплату придется выкладывать коммунальщикам, – так зачастую ее воспринимают. Действительно, сделать резкий рывок предполагалось еще в 1998 году. Но такой скачок обернулся бы для людей шоком, – в этом уверены московские власти. И потому придерживаются иной точки зрения, а именно, – постепенного, плавного перехода к рынку. О разных аспектах жилищно-коммунальной реформы корреспонденту «КР» рассказывает префект Юго-Западного округа Валерий Виноградов.На весах – качество и тарифы
– Некоторые граждане уже и не рады новогодним праздникам. А ну как с 1 января нам выкатят и новые, «стопроцентные» цены за «коммуналку»? Наверное, и вам, Валерий Юрьевич, жители задают похожие вопросы? Как вы на них отвечаете?
– Никто пока не говорит, что, скажем, с 1 января 2006 года весь город перейдет на 100-процентную оплату коммунальных услуг. Мэр, Мосгордума
занимают принципиальную позицию в этом вопросе и отстаивают ее. У многих москвичей нет возможности полностью оплачивать коммунальные услуги, мы это понимаем. Пока для большинства горожан это не станет возможным, вряд ли будет принято подобное решение. Скорее всего, плата будет увеличиваться постепенно, при параллельном субсидировании малоимущих.
– Но ведь дело не только и не столько в том, чтобы просто заставить человека платить. Когда же мы придем к оплате тех услуг, которыми реально пользуемся – будь то горячая вода, электричество, чистый двор и лестничные клетки, работающий лифт и мусоропровод?
– Для начала нам нужно научиться скрупулезно подсчитывать расходы. Для того и были созданы Единые информационно-расчетные центры. С ними было немало накладок, тем не менее, учась на ошибках, они уже три года работают. С одной стороны, центры упрощают москвичам процесс оплаты коммунальных услуг и оформления документов тем из них, кто имеет право на льготы и субсидии. А с другой, – позволяют контролировать движение финансовых потоков, анализировать ситуацию, видеть «подводные камни». Сейчас в округе через ЕИРЦ полностью рассчитываются наниматели государственного жилья, 59 ТСЖ – это 66% от общего количества товариществ, 404 ЖСК и ЖК – то есть 100%, а также все объекты социальной сферы: поликлиники, детские сады, школы, больницы, учреждения культуры. Все они перешли на открытую, видимую форму оплаты. Кстати, введение оплаты через ЕИРЦ – это первый этап реформы ЖКХ. В него включены инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженностей бюджета и бюджетных организаций, других потребителей, в том числе населения, перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса.
– Возможно, товарищества собственников жилья не совсем по собственной воле перешли на такие расчеты. Нет ли в этом смысле давления властей?
– Не скажу, что давим, но, бывает, с цифрами в руках объясняем разницу. А дело вот в чем. В государственном жилищном фонде тариф на техническое обслуживание дома составляет 3 рубля 70 копеек за квадратный метр. В ТСЖ, случается, за «квадрат» берут до 20 долларов. Но это дело добровольное, выбор самих собственников – рыночные отношения, в которые мы не имеем права вмешиваться. Почему получается такая «накрутка»? Некоторые товарищества берут на себя функции управляющей компании, там работают по пять – десять человек: бухгалтерия, инженер, технический персонал. Жители все это оплачивают. Если же дом находится в ведении ДЕЗа, не надо нанимать специалистов, покупать дорогостоящую технику. В любом случае на весах лежат качество обслуживания и тарифы. Надо объективно оценить их и правильно сделать выбор. Тем более, скоро всем жителям Москвы предстоит решать, кому они доверят управление своим домом.
Варианты для выбора
– По новому Жилищному кодексу жители каждого дома должны сделать выбор до 1 марта 2006 года. Из чего мы будем выбирать?
– Существующие варианты: частная или государственная управляющая компания (это уже дело вкуса) или заключение договоров напрямую с Мосводоканалом, Мосэнерго, Мосгазом. Заключать эти договоры могут как ТСЖ в целом, так и отдельные жители. Правда, последний вариант мне кажется малореальным. Трудно представить, как в многоквартирном доме мусор каждого жильца будет вывозить другая компания. А вот для коттеджей такой договор вполне возможен. Поэтому всем домам (неважно, в каком фонде они находятся) будет необходимо на общих собраниях принимать решения, какая форма управления им подходит. Для подготовки этих собраний осталось около четырех месяцев. Те, кто будет их организовывать, должны прийти к жителям с какими-то вариантами, с какими-то расчетами, объяснить, сколько что будет стоить. В ДЕЗе – столько, в частной компании – столько, если создать ТСЖ – столько. Эти собрания уже потихонечку идут. Но предварительная работа велика: нужно выявить всех собственников в доме, определить долю каждого в общем имуществе, узнать их мнение о способе управления, разъяснить действующее законодательство, собрать информацию о фирмах, специализирующихся на управлении многоквартирными домами…
– Это все речь идет о людях, приватизировавших квартиру. А мнение нанимателей будет учитываться?
– По районам у нас разное количество частного жилья. В Южном Бутове, например, меньше всего – 55%. Зато в Ломоносовском – 85%, а в среднем по округу получается 75. То есть четверть всей жилой площади – государственное жилье, которое сдается в наем или коммерческую аренду, из них три процента коммунальных квартир. Есть дома, где более половины квартир находятся в государственном управлении. Интересы нанимателей будет представлять Департамент жилищной политики и жилищного фонда города, а стало быть, его представитель в округе – наше управление жилищной политики. Специалисты управления, префектуры, управы должны будут принимать во всем этом участие. Департаментом жилищной политики разработаны методики по проведению таких собраний, типовые договоры, которые можно заключать.
– О контактах с ДЕЗом у многих москвичей остались не самые радужные воспоминания.
– Ни в коей мере не хочу выступить глашатаем ДЕЗа, не все там идеально, но работа этой структуры, по крайней мере, налажена. Вот, например, вполне доволен услугами своей дирекции единого заказчика ЖСК «Андромеда» Ломоносовского района. Говорят, что на заявки реагируют быстро, и в доме чисто. Прошлой зимой, во время обильных снегопадов, двор убирался просто идеально. При этом обслуживание квадратного метра жилья обходится примерно в 23 рубля, то есть за трехкомнатную квартиру семья из трех человек платит в месяц около 1 700 рублей. В 1990 – 1991 годах этот ЖСК пробовал заключить договор на обслуживание дома с другой организацией. В результате – только проблемы и удорожание. Но у каждого свой путь. Вот ТСЖ «Ниагара» (Ломоносовский район). Два года назад, когда жители только заселялись, их поставили перед фактом: вы являетесь членами ТСЖ, и вот вам управляющая компания. Возникло очень много нареканий – качество услуг никак не соответствовало установленным тарифам. Уже на втором собрании собственники решили организовать самоуправление, и до сих пор этим решением премного довольны.
Чтобы не отапливать улицу…
– Для того чтобы принять правильное решение, нужно немало времени потратить на изучение предмета. Не всем, наверное, захочется вникать во всякие непонятные цифры?
– Да, выбрать непросто. Кроме государственных управляющих компаний в нашем округе существуют и частные. Мы сами с карандашом в руках должны просчитать все их плюсы и минусы и принять решение. Если выбор «до лампочки», и решать за нас будет чужой дядя, не следует удивляться, что нам насчитали лишнее или не дали вовремя горячую воду.
– Так какова, по-вашему, цель жилищно-коммунальной реформы?
– Одна из задач реформы именно в том, чтобы привлечь к управлению каждого конкретного человека, дать ему право выбирать и научить за этот выбор нести ответственность. То есть научиться считать и рассчитывать деньги. А за эти деньги гарантировать хорошее, надежное качество услуг. Закончу примером «из жизни». Ко мне на Ленинский проспект приехал гость из Италии. В квартире жарко, топят – сил нет. Чтобы нормально жить, дышать, открываю форточку. Надо было видеть его лицо. Вы, говорит, русские, сумасшедшие. Это ж надо так топить, чтоб и улицу отапливать! Вот когда мы осознаем, что это касается непосредственно нашего кармана, мы будем сами регулировать тепло в квартирах и вовремя ремонтировать текущие краны.
Валерий Юрьевич Виноградов родился в 1958 году в Москве.
Окончил Московский государственный педагогический институт им. Ленина, Московскую государственную юридическую академию. Кандидат исторических наук. Работал в школе, на комсомольской работе.
С 1990 года – в органах исполнительной власти Москвы, работал заместителем, первым заместителем префекта Юго-Западного административного округа, руководителем Департамента (впоследствии – Комитета) территориальных органов управления.
С 2000 года – префект Юго-Западного округа Москвы.
Женат, имеет троих детей.
Увлекается литературой, поэзией, любит теннис, лыжи.