Валерий Виноградов: «Владельцы поквартирных счетчиков платят на 36% меньше»
Когда-то считалось, что на среднестатистического москвича в сутки расходуется 800 литров воды. «Может, 80?», – не веря своим ушам, переспрашивали иностранцы. «800!» – гордо повторяли мы. Затем среднесуточная цифра снизилась до 384 литров, за них мы и платим. Но сколько нам, таким разным, нужно воды на самом деле, пока для большинства остается тайной, которую особенно хотелось бы разгадать в преддверии 100-процентной оплаты коммунальных услуг.Возможно, помогут приборы – домовые и квартирные счетчики, которыми постепенно оснащают жилые здания столицы. О том, как этот процесс проходит на Юго-Западе Москвы, какие проблемы ему сопутствуют, рассказывает префект Валерий Виноградов.
-Установку домовых счетчиков в округе мы предполагаем закончить в этом году. Наблюдение за уже установленными ведем с января, сравниваем, анализируем. В 80% жилищного фонда происходит однозначная экономия воды, в 20% – дело идет с переменным успехом. Но, тем не менее, реальная разница в старых и новых цифрах выливается в 700 000 сбереженных рублей. Хотя по сравнению с домами, где установлены поквартирные счетчики, это экономия довольно скромная. Их владельцы в среднем платят за воду на 36% меньше, чем раньше.
– Так почему бы не устанавливать счетчики сразу поквартирно?
– Установка домовых счетчиков – это первый этап. По ним мы можем точно определить, где происходит перерасход. Затем наша задача разобраться с каждым строением, где есть утечка, и определить ее причины. Основных причин несколько. Одна из главных – несоответствие количества официально зарегистрированных на площади людей числу реально живущих в доме. Мы попросили милицию, чтобы она оперативно реагировала на обращения старших по домам, подъездам о «лишних» жильцах и участвовала в обходе квартир. Вторая серьезная причина – неважное состояние сантехнического оборудования. Везде течет, капает. Пока не выясним причину перерасхода и не устраним ее, должны с жителей брать по старым тарифам, чтобы не создавать нервозную обстановку.
Есть список, куда мы вносим адреса, где установлены домовые счетчики, и отслеживаем динамику. Видим: с января по октябрь включительно каждый месяц идет нормальная экономия. По этим адресам и идем в первую очередь с призывом устанавливать поквартирные счетчики.
– Много ли их уже установлено на Юго-Западе?
– В нашем округе около 400 000 квартир, а квартирных счетчиков установлено 40 000. Это неплохая цифра. Но тех, кто реально перешел на расчет по этим счетчикам, пока всего 6 тысяч.
– За чей счет идет установка?
– В новостройках эта сумма включается в стоимость квартиры, в старых – за счет жильцов. Проще обстоит дело с новым жильем – там сразу ставятся приборы нового поколения, как, например, в микрорайоне Гавриково. Здесь в порядке эксперимента будет работать система, которая показания квартирных счетчиков сразу передает в ЕИРЦ. 6 000 семей через несколько недель смогут сами не снимать показания – это будет делаться автоматически. Им останется только проверить правильность цифр в квитанции.
А в Зюзино, допустим, счетчики старые, с 1999 года, качество уже не то…
Как я уже сказал, в этом году мы практически завершим установку общедомовых приборов, и в следующем году начнем массово устанавливать поквартирные.
– Вернемся к нынешнему этапу. Какие острые ситуации возникают в домах с общим счетчиком? Есть ли недовольные?
– Недавно поступила жалоба от жителей Северного Бутова, у которых на 1-м этаже находится парикмахерская и диспетчерская РЭП. Мол, счетчиков у арендаторов нет, и весь объем потребляемой воды делится на жильцов. Но такого не может быть. По утвержденной методике из общего количества, которое показывает домовой счетчик, вычитаются 5% на коммунальные расходы по самому дому – мытье лестничной клетки, первого этажа, лифта и т. д. Вычитаются и расходы арендаторов. Даже если у них нет счетчиков, есть определенные тарифы, расчеты, по которым они обязаны платить. И только остаток делится на жителей.
Интересно вот что. По счетчику жители начали платить с лета. Июнем – июлем все остались довольны: шла экономия, плата уменьшилась. А в августе случился перерасход на 900 литров. Почему вдруг? Арендаторы остались те же. Или это стал возвращаться народ с дач и из отпусков? Так что в данной ситуации, похоже, жители пытаются переложить ответственность за перерасход (и плату), как говорят, с больной головы на здоровую.
– А если человек все лето провел на даче, ему сделают перерасчет?
– Если он принесет подтверждающую это справку, сделают. Но есть и другая сторона медали. Предположим, бабушка приносит справку, что находилась летом за пределами Москвы, и, соответственно, просит сделать перерасчет. А тем летним временем в квартире бабушки жила внучка, да еще и не одна. Расход холодной и горячей воды определяется домовыми приборами учета и делится на количество зарегистрированных в доме людей. Бабушка благодаря справке не учитывается. Значит, воду, израсходованную внучкой и ее подружкой или приятелем, оплачивают соседи. Происходит такой непроизвольный или, кто знает, умышленный, обман. Поэтому, наверное, правы наши ЕИРЦ и ДЕЗы, когда просят подтверждения соседей или старшего по подъезду, что для перерасчета есть основания.
– Как-то нам задавали вопрос: почему не учитывается, когда в семье есть большая собака? Она же тоже потребляет воду…
– Поставят квартирные счетчики, будет учитываться.
– Говорят, в районе Черемушки была ситуация, когда жительнице пришел счет, в десять раз превышающий ее обычную плату?
– Да, из дома на улице Архитектора Власова, где установлен прибор учета, поступила жалоба. Раньше жительница платила за холодную воду 60 рублей 71 копейку. В сентябре ей пришел счет на 642 рубля. Оказалось, что в подвале была утечка воды, и показания раскидали на всех жильцов, хотя перерасход должен лечь на плечи эксплуатирующего предприятия. Если подрядная организация дважды допускает возникновение такой ситуации, то составляется протокол об административном нарушении. Могут и лишить лицензии на эксплуатацию жилого фонда. Непонятно только, почему операторы ЕИРЦ, которые оформляют платежный документ, сами не обратили внимания на такую несуразную цифру. Да и прочие жители промолчали. Но сейчас там уже провели проверку и делают перерасчет всем жителям. Ну, а лучшая гарантия того, что не платишь «за чужого дядю», – личный квартирный счетчик.
– Кстати, не так уж безоговорочно их устанавливают. То есть установить-то могут за твой счет, но расчеты по нему принимать отказываются. Особенно когда дело касается одиноких пожилых людей, есть тому примеры.
– Понятно, что, когда потребление маленькое, это никому, кроме самого потребителя, не выгодно. Выгодно, чтобы все платили за 384 литра. Раньше были возможны отговорки: нет методики, нет типового договора, сегодня все отработано, и нет объективных причин отказать жителю. Каждый такой случай надо разбирать, вытаскивать «за ушко» тех, кто по своей безалаберности или вредности этого не делает. У ДЕЗа нет прямой заинтересованности счетчик не устанавливать, она скорей у Мосводоканала. Они свои убытки растягивают на всех, а убытки серьезные.
– А установку общедомовых счетчиков в ЖСК кто финансирует?
– Деньги, выделяемые из бюджета на установку приборов учета, направляются только в дома государственного жилищного фонда. Финансирование этих работ в ЖСК тоже происходит, но по линии ГУП Мосжилкооперация. Правление ЖСК должно об этом знать.
– Имеют ли право старшие по домам присутствовать при снятии показаний с домовых счетчиков? Должны ли их оповещать, когда происходит переход на расчеты по ним?
– Безусловно! Для того и существуют старшие по домам, чтоб быть в курсе всего, с домом происходящего. Если их права ущемляются, надо о каждом таком случае нам сообщать.
Валерий Юрьевич Виноградов родился в 1958 году в Москве.
Окончил Московский государственный педагогический институт им. Ленина, Московскую государственную юридическую академию.
Преподавал в школе, был на комсомольской работе. С 1990 года – в органах исполнительной власти Москвы. Работал заместителем, первым заместителем префекта Юго-Западного административного округа, в 1995 г. назначен руководителем Департамента (впоследствии – Комитета) территориальных органов управления.
С 2000 года – префект Юго-Западного административного округа города Москвы.
Женат, имеет троих детей.
Увлекается литературой, поэзией, любит теннис, лыжи.