Беда постучалась в ваш дом
В предыдущем материале («Квартирный ряд», 16 июля) мы познакомили читателей с ситуацией, сложившейся в Москве со льготным жилищным страхованием. Сегодня продолжаем разговор на эту тему.Итак, вы все же позаботились о своем жилье – застраховали его. Но (не дай, конечно, бог!) с ним что-то случилось: загорелось, залило… Что делать? Куда бежать? Об этом нам рассказали в Городском центре жилищного страхования.
Первые действия понятны: если опасности для жизни нет, надо, конечно же, спасать имущество – самим ли, либо с помощью вызванных служб. Но вот пожарные потушили огонь, работники ремонтного управления ликвидировали течь в трубах. Тогда вы вызываете представителя РЭУ, ГРЭПа, (техника, инженера) и тот должен составить акт, в котором описаны повреждения и обязательно указана причина, вызвавшая аварию.
Затем необходим звонок в страховую компанию. Вы должны рассказать, что случилось, сообщить свою фамилию, адрес. Телефон компании – в страховом свидетельстве. Чтобы он был всегда под рукой, советуем, кстати, переписать его в домашнюю телефонную книгу. Зафиксируйте этот звонок, спросив номер своей заявки. Теперь вам надо ждать эксперта страховой компании, который и должен подсчитать сумму причитающегося вам ущерба.
Но прежде он должен в течение трех дней перезвонить вам, договориться о встрече и сказать, какие документы надо приготовить. Придет эксперт через несколько дней. Не вините его в медлительности и не торопите его! Это в ваших же интересах. Ведь все последствия аварии могут проявиться не сразу, а спустя какое-то время. Это относится к поврежденному паркету, разрушенной штукатурке, другим разным элементам жилья. Вот пусть все эти последствия аварии эксперт и увидит во всей красе.
Какие надо иметь документы? Названный выше акт о повреждениях, квитанцию об оплате страхового взноса (который, как правило, производится вместе с коммунальными платежами), причем обязательно за тот месяц, когда произошло страховое событие, доказательство того, что вы именно и есть тот человек, который должен получить деньги (если вы наниматель, то достаточно паспорта, а коль собственник – еще и соответствующее свидетельство), и, наконец, ваше заявление в страховую компанию о выплате компенсации. Стандартный бланк такого заявления вам должен предоставить работник компании.
Итак, эксперт производит компетентное расследование случившегося, оценивает ущерб. Все фиксируется в специальном акте, с которым обязательно знакомится страхователь, подписывает его. Затем в течение пяти дней оформляется документ о выплате компенсации.
Деньги приходят на счет, который указывает страхователь в своем заявлении. Причем в два этапа. Сначала от самой страховой компании, и не позже, чем через пять дней после того, как составлен акт. Это примерно треть суммы, которую вы должны получить. А еще через пять-семь дней должны поступить остальные деньги – от Городского центра жилищного страхования — та их часть, которую возмещает вам городской бюджет.
Какие при этом могут возникнуть недоразумения? Страховая компания может затянуть решение о выплате, и это бывает в том случае, когда нечетко определена причина аварии. Например, вас залил сверху сосед. Страховой случай это или нет? Однозначно сказать нельзя. Если, к примеру, вода хлынула из переполненной ванны, то явно здесь что-то не в порядке с канализационным стоком. Иными словами, дело в пришедшей в негодность инженерной системе, а это именно тот случай, который предусмотрен в договоре на страхование.
А если тот же сосед поставил в раковину кастрюлю и забыл закрыть кран? Здесь виной уже не техника, а халатность человека. К страховому случаю такая ситуация не относится, и тут уж необходимы меры административного или судебного порядка, чтобы заставить соседа возместить ущерб. Поэтому так важно при составлении работниками РЭУ и ГРЭПа первоначального акта о происшествии проследить, чтобы это было сделано тщательно и грамотно.
Бывает и так, что люди недовольны компенсацией — мала, не покрывает всех издержек на восстановление квартиры. Что ж, такое возможно, если в вашей квартире был, скажем, евроремонт. Ведь оценка ущерба производится по так называемым типовым потребительским качествам, а они рассчитываются из среднерыночных ремонтных цен. Другое дело, когда вы знаете виновника аварии. Тогда вы вправе спросить с него (вдобавок к уже полученной страховке) недостающую сумму. Акты, составленные работниками эксплуатирующей организации и экспертом страховой компании, помогут вам в этом.
И наконец, еще раз напомним одно важное условие получения денег: регулярная и своевременная выплата страховых взносов. Если вы вспомнили об оплате только в середине месяца, а через два дня случился пожар, то никакой компенсации вам не положено. Условие строгое и непреклонное: взносы должны поступать до первого числа последующего месяца. А потому совет: платите сразу за несколько месяцев вперед, а еще лучше – за год.