Электронный ДЕЗ: презентация в Жулебине
Именно в том самом цифровом районе, ставшем экспериментальной площадкой города и округа, прошла презентация электронного ДЕЗа. Префект Юго-Восточного округа Владимир Зотов и его «команда», представители правительства Москвы, вместе с руководителями района, журналистами и теми, кто разрабатывает и реализует проект, посмотрели, как информационные технологии работают в жилищно-коммунальном хозяйстве, облегчают и модернизируют работу властей и коммунальщиков. Сфера ЖКХ наиболее приближена к людям, к их повседневной жизни. Чем электронные технологии полезны конкретному жителю, попытался выяснить корреспондент «КР».
Недремлющее око
Следом за префектом в Жулебине высадился десант директоров ДЕЗов, заместителей глав управ и руководителей отделов городского хозяйства районов ЮВАО. Опыт надо распространять.
Экскурс начали с районного Центра безопасности и оперативно-диспетчерского управления на Жулебинском бульваре, 31. Рассказ одного из руководителей ЧОПа о 537 видеокамерах, установленных в подъездах, на улицах и высотных зданиях, не вызвал особого интереса у самых ревнивых ценителей реформы ЖКХ. Кого сейчас этим удивишь? Более наглядной была демонстрация чрезвычайной ситуации – на улице обнаружена бесхозная сумка, и прохожий по экстренной связи сообщает об этом оператору, который тут же связывается со старшим по смене, тот – с группой быстрого реагирования, докладывает о происшествии в ОВД.
Действительно, результаты работы электронных охранных систем впечатляют. Видеозапись помогает стражам порядка раскрывать преступления, да и воришек отпугивает. Уличная преступность и число квартирных краж в районе снизились на 20%. Помимо жилых домов, под наблюдением находится одна школа, в Центр безопасности выведены сигналы систем тревожной сигнализации из других школ и всех детсадов. К домам подведено оптоволокно – можно принять сигнал из любой квартиры, это прекрасная альтернатива вневедомственной охране.
Позвони мне, позвони
Еще больше оживились коммунальщики, когда им представили работу Единой информационно-справочной службы по вопросам ЖКХ. По телефону 221-3939 сюда может обратиться любой житель района. Звонки принимает оператор, который отвечает на них или переадресует в зависимости от тематики – в ЕИРЦ по вопросам начислений, в ДЕЗ по благоустройству, в диспетчерскую, если хотят вызвать сантехника. Заявка на ремонт будет внесена в общую базу, и ее сразу же увидит диспетчер, обслуживающий конкретный участок.
По будням в рабочее время звонки принимает оператор. Если он занят, на них отвечает оператор Cаll-центра Института автоматизированных систем. В ночное время звонки направляются в центральную диспетчерскую. Все 11 диспетчерских Жулебина связаны в единую сеть с ДЕЗом, ЕИРЦ, управой. Случись авария, информация об этом моментально поступит на участки текущего ремонта подрядных организаций, в ДЕЗ, аварийные службы.
Все обращения регистрируются, ведется статистика – ответишь грубо, об этом узнают, а если не отреагируешь на жалобу, последствия могут быть плачевными. Отчеты об обработке обращений жителей предоставляются директору ДЕЗа ежедневно. Кстати, число жалоб на работу дирекции и подрядчиков за последнее время уменьшилось почти на треть.
За перетоп ответишь!
По-настоящему удивили слова представителя ОАО «Электронная Москва» о том, что можно посмотреть, как любой из 126 домов в Жулебине потребляет тепло, горячую и холодную воду – с какой температурой, давлением, расходом – в режиме реального времени. Информация с узлов учета в домах поступает на сервер коммерческого учета потребления энергоресурсов в Центре безопасности. Дирекция может сама, без участия поставщиков, узнать, поступило ли тепло в тот или иной дом, и какого оно качества.
Надо получить данные – нажал кнопку, и на большущем мониторе возникли картинки и графики. Здесь уже можно говорить об энергоаудите, выставлять обоснованные претензии поставщикам за перетоп или недотоп, разрабатывать гибкие тарифы оплаты горячей воды, отопления по типу сетки ночного и дневного тарифа за электричество. Накопленная информация с сервера коммерческого учета поступает в ЕИРЦ, который формирует по ним начисления за месяц. С июня большинство жителей Жулебина платят за горячую и холодную воду по домовым счетчикам.
Поначалу оказалось, что примерно в 30 домах потребление воды зашкаливает за нормативы (384 л в сутки на человека). Пришлось районным властям, ДЕЗу, старшим по домам и подъездам попотеть – нашли немало несанкционированных врезов. Обнаружили и незарегистрированных гостей столицы, которые воду льют, но не платят. Теперь таких домов, где вода расходуется сверх меры, нет. Напротив, жители стали платить меньше, что, как ни странно, вызвало шквал вопросов и обращений. Психология человека какова? Раз мало взяли в этот раз – значит, в другой обдерут, как липку. Оказалось, что нет – потребление снизилось, оплата уменьшилась. Суммарная экономия по жилищно-коммунальным платежам от установки домовых узлов учета в Жулебине составляет 1,2 млн. рублей в месяц.
Автоматика подскажет
Затем была представлена система полной диспетчеризации дома на улице Миля, 4, корп. 1. На монитор в диспетчерской выведены сигналы с контрольных датчиков открытия подъездов, подвальных и чердачных дверей, электрощитовых, лифтовых кабин. Можно автоматически включать и выключать освещение, проводить диагностику работы лифта, разговаривать по переговорному устройству. Если кто-то вошел на чердак или в подвал, на экране появляются данные – фотография и фамилия, время прихода и ухода. У всех представителей организаций, обслуживающих дом, есть специальные магнитные ключи, с которых считывается информация. Если это неизвестное лицо, раздается сигнал тревоги.
Все дома в Жулебине соединены оптико-волоконной сетью, и такая система диспетчеризации может быть установлена в любом месте, не обязательно в диспетчерской. Это актуально в связи с грядущим самоопределением жителей многоквартирных домов. Даже если они выберут другую управляющую организацию – не беда, дом к этому готов.
Для чистоты эксперимента
Но самый живой интерес у директоров ДЕЗов вызвал индивидуальный тепловой пункт (ИТП) в так называемом «умном доме» на Жулебинском бульваре, 36, корп. 2, где в квартирах установлены регуляторы тепла и теплосчетчики фирмы «Данфосс». (Газета писала об этом доме в номере 36 от 8 сентября – Ред.). Мало того, что ИТП финский, собран из заводских блоков специалистами инженерно-производственного центра «Термодин», для чистоты эксперимента дом выведен из транзитной схемы тепло- и водоснабжения.
Сейчас идет обучение жителей, как пользоваться новой автоматикой, которая обещает сократить платежи за отопление от 30 до 50%. Представители фирмы передадут в ДЕЗ программу расчетов по квартирам, научат работать с ней. А на будущий год хотят сделать более масштабный проект – взять группу домов, получающих тепло от одного ЦТП. Чем их больше, тем весомее и нагляднее экономия.
Последний адрес нашего маршрута – Единый расчетно-информационный центр на улице Маршала Полубоярова, 14. И здесь было на что посмотреть. В округе завершается внедрение единого городского программно-технического комплекса АСУ «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ». Весьма полезная вещь. Но об этом мы еще расскажем.