Москва хочет хорошо выглядеть
Август этого года был урожайным на интересные идеи московских властей в области градостроительной политики, благоустройства территорий и инвестирования строительства. На заседаниях московского правительства несколько вторников подряд обсуждались проблемы, которые давно уже волнуют москвичей.Конечно, москвичам нравится въезжать в новые, современные квартиры, и активное строительство современных кварталов люди одобряют. Но вместе с тем, они не могут оставаться равнодушными, когда вычурным и нелепым новоделом уродуется их город. Как выяснилось, московские власти и жители мегаполиса едины в желании сохранить не только исторический центр Москвы, ее достопримечательности и природоохранные зоны, но также гармоничный облик всех территорий столицы. Этот вопрос стал предметом серьезного обсуждения и на одном из заседаний правительства Москвы в августе этого года.
Закон «О генеральном плане города Москвы», принятый в апреле 2005 года, определил основные тенденции столичной застройки и благоустройства ее территорий. Однако для того, чтобы положения этого документа помогали охранной и созидательной деятельности, необходимы подзаконные акты, детализирующие градостроительные процессы. Не говоря уж о том, что для решения этих проблем не хватает норм на федеральном уровне.
Как выяснилось, сегодня нет даже нормативного документа о том, как должна проходить историко-культурная экспертиза. Необходим и общий государственный реестр памятников архитектуры, да много чего в законодательном пакете не хватает, чтобы городские и федеральные власти, архитекторы, эксперты по охране культурного наследия, инвесторы и застройщики смогли найти общий язык.
Главный архитектор города Александр Кузьмин заметил, что сегодня, с одной стороны, – нельзя задерживать современное строительство и благоустройство города, а с другой, – необходимо сохранить его исторические уголки и гармоничный ландшафт. Поэтому и появилась идея для конкретных участков, выбираемых под застройку, разрабатывать специальные градостроительные регламенты на основе историко-культурного опорного плана данных территорий. Это поможет властным структурам всех уровней, архитекторам, потенциальным заказчикам и застройщикам «понять» уже существующие ландшафты и определить схему особого порядка градостроительной деятельности, применимой именно к этой местности. Иными словами, это четкие параметры, позволяющие ориентироваться, что можно делать на данной территории, а чего нельзя.
Понятно, что в пределах старинной усадьбы или иного памятника архитектуры можно вести только восстановительные и реставрационные работы. Ни о каком строительстве на таком участке не может быть и речи. Но, если инвестор внедряется в охраняемую историко-культурную зону городской застройки где-нибудь в районе Садового кольца, то его «творческие» планы должны соответствовать уже сформировавшейся градостроительной и исторической концепции. Как в старину: выше двух этажей строить нельзя…
Конечно, основные ограничения в большей степени коснутся центральной части города, поскольку именно там сосредоточено большинство памятников архитектуры. Но многие исторические достопримечательности, старинные усадьбы, монастыри, заповедные места, парки находятся в отдаленных районах. И это тоже охраняемые территории, и общую гармонию близлежащих мест необходимо сохранить. А потенциальным инвесторам и застройщикам есть смысл заняться подробным изучением историко-культурных пластов огромного города.
Уже подготовлен проект постановления московского правительства «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве». А также порядок разработки и общие положения градостроительного регламента. В целом, подготовленный документ мэром столицы одобрен.