23:30:44
11 апреля 2021 г.

Приватизация жилья: что может случиться после 2007 года?

Жилищные программыПосле того, как в прошлом году народу объявили о прекращении приватизации с 1-го января 2007 года, количество желающих оформить занимаемые квартиры в собственность возросло в несколько раз. Люди выстаивают очереди, сдавая необходимые для приватизации документы.Для некоторых, а их меньшинство, приватизация является средством достижения иной цели (они собираются в недалеком будущем квартиру или продать, или заложить, или завещать, или подарить). Все остальные – большинство – приватизируют свои квартиры, как мне кажется, до конца не сознавая всех последствий этого шага. Конкретно сейчас им приватизация не нужна, когда она им понадобится – они тоже не знают. Но раз она прекращается, значит, полагают они, надо торопиться сделать это.
Вот они успеют, оформят квартиру в собственность, и будут считать, что им повезло. Долго ли будут так думать?
Цель этой заметки – рассмотреть один из возможных сценариев развития событий после 1-го января 2007 г.
Чтобы заглянуть в будущее, для начала вспомним недалекое прошлое.
1. Ваучеризация
Были все предприятия государственные, общенародные, и каждому жителю дали по ваучеру. Кто как им распорядился – вспомните сами. Результат: у большинства предприятий появился частный собственник, но основная масса граждан страны никак не обогатилась от передачи ранее принадлежавших им фабрик, заводов и т. п. в частные руки. Перераспределение государственного имущества породило как просто богатых людей, так и очень богатых, владеющих огромными состояниями. И, на что бы хотелось обратить внимание уважаемых читателей, у государства остается все меньше предприятий, которые могут быть переданы в частные руки. В этой сфере деятельности в глобальном смысле делить нечего – можно только у одного собственника отнять, другому отдать.
2. Монетизация льгот
Были льготы, их отменили, осуществили денежную компенсацию. Оказались ли в результате льготники в плюсе? Точных данных пока нет, но судя по репортажам и публикациям, – в восторге далеко не все.
Теперь о том, что может произойти:
– в будущем нас ожидает реформа ЖКХ, в результате которой рано или поздно:
а) будет создан рынок жилищно-коммунальных услуг;
б) граждане станут платить за указанные услуги в полном объеме;
в) будут отменены льготы в этой сфере. Их заменит денежная компенсация. Насколько это будет равноценная замена – сейчас неясно;
– собственники жилья, в отличие от нанимателей, будут платить не только за жилищно-коммунальные услуги, но и:

  • налог на собственность (размер платежа пока неизвестен, проектом соответствующего закона предусмотрено, что он может достигать 1% от рыночной стоимости жилья с понижающим коэффициентом 0,8 за год. Для города Москвы это может означать свыше $500 в год за квартиру площадью 50 кв. м);
  • отчисления на капитальный ремонт (размер платежа пока неизвестен. Но если считать, что капремонт должен происходить раз в 25 лет, стоит он $300 на кв. м, то собственник ежемесячно должен отчислять на эти цели по доллару за метр площади);
  • оплачивать страховку жилья – иначе, если квартира будет утрачена в результате пожара, иного несчастного случая, даже не по вашей вине, никаких возмещений вы не получите. В Москве действует программа льготного страхования жилья по цене 0,8 руб. за кв. м.

– с 1-го января 2007 года станет невозможным расприватизировать квартиру.
Чем все это грозит простому человеку, ставшему собственником жилья?

  • Он должен быть готов к значительно большим платежам за жилищно-коммунальные услуги, чем наниматель такой же квартиры.
  • В случае неплатежей, – собственник не сможет расприватизировать квартиру, не сможет вернуть ее государству, а будет вынужден для погашения задолженности продать жилье другому лицу. Учитывая его положение, цену продажи он вряд ли сможет диктовать сам.

В результате такой человек либо останется жить по старому адресу с разрешения нового собственника уже как пользователь жилья, либо, рассчитавшись с долгами, на оставшиеся деньги будет искать на рынке более дешевое, но и менее комфортабельное жилое помещение.
Это результат, к которому придет немалое число из тех, кто стоит сейчас в очереди за приватизацией и тех, кто приватизировал квартиру ранее.
Таким образом, для людей с небольшим доходом, вопрос приватизировать или не приватизировать квартиру, равен вопросу о том, с кем они хотят обсуждать свои жилищные проблемы после 1-го января 2007 г. – с государственными органами или с частными лицами.
А итогом для страны в целом станет то, что по аналогии с ваучеризацией, когда огромные объемы государственного имущества оказались в руках небольшого числа частных собственников, лет через десять значительная часть жилищного фонда России будет по дешевке передана в собственность незначительному числу новых собственников (так как не сможет быть возвращена государству и не может быть сохранена у собственников с небольшими доходами).
Основная часть населения станет снова по существу нанимателями, только нанимать жилье они будут не столько у государства, сколько у новых собственников. И при этом, согласно действующему законодательству, данная часть жителей будет лишена возможности пользоваться субсидиями на оплату услуг ЖКХ (согласно постановлению правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. № 444 субсидии распространяются только на нанимателей в государственном жилищном фонде).
Когда и в этой сфере делить станет нечего, может быть, начнем что-нибудь и производить.
* * *
В заключение предлагаю уважаемым читателям несколько цитат из статьи директора Департамента строительства и ЖКХ Минпромэнерго РФ С. И. Круглика, опубликованной в библиотечке «Российской газеты» (Выпуск № 6, 2005 г.):
«Перед государством стоит задача построить сектор ЖКХ таким образом, чтобы жилье оказалось полностью в частной собственности, а цены на жилищные услуги и управление жилищным фондом регулировались бы рынком… Возможны несколько видов источников инвестиций в сектор ЖКХ: заемные средства, инвестиции банковского сектора, средства финансово-промышленных групп, государственные средства. Со временем государственные инвестиции в сектор ЖКХ будут полностью заменены на частные. Необходимо вообще отдалить этот сектор от власти, оставить наедине друг с другом потребителя и производителя жилищно-коммунальных услуг…
До последнего времени во многих муниципальных образованиях устанавливались тарифы ниже себестоимости. А надо выводить их на полную окупаемость… Повторю еще: административное сдерживание коммунальных тарифов, занижение их себестоимости в регионах стало одним из главных тормозов коммунальной реформы. Федеральный центр говорит о необходимости стопроцентной оплаты коммунальных услуг, в регионах устанавливают их на уровне 82,5%, в муниципальных образованиях – 76,5%… Не может быть рынка в такой ситуации…
Принятые законы, и прежде всего Жилищный кодекс, открывают новые возможности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основная задача – создание условий для развития частной инициативы и конкуренции в сфере управления жильем, уход органов государственной и муниципальной власти из жилищного сектора.
Эксплуатация и ремонт жилья – это та сфера отношений собственников жилья и профессиональной управляющей компании, которая не должна регулироваться административными методами. Затраты на эксплуатацию и ремонт должны определяться по правилам, обычным для всех других сфер бизнеса».
Без комментариев…

Арсений Фролов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация