Кто вы, мистер малоимущий?
Итак, по новому Жилищному кодексу бесплатно жилье будет предоставляться только малоимущим. Как будут определять – кто бедный, а кто нет? Нужен некий внятный принцип, и его еще предстоит разработать. Этой проблеме была посвящена встреча заместителя руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда Николая Федосеева со специалистами аппарата и помощниками депутатов Мосгордумы.Сегодня на учете стоит около 200 тысяч семей. В этом году квартиры получат очередники 1985 года, которые не имеют льгот. Все, кто был принят на учет до 1 марта, сохраняют право на получение жилья по договорам социального найма, как записано в законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
С 1 марта должны приниматься на учет только малоимущие граждане, нуждающиеся в жилье (статья 49 ЖК). Право решать, кто такие малоимущие, предоставлено субъектам Федерации. А методика определяется федеральными нормативными документами. По-прежнему учетная норма в столице – 10 кв. м общей площади на человека для отдельных квартир, 15 кв. м – для жителей квартир коммунального заселения. Новый ЖК внес некоторые изменения в определение общей площади жилого помещения. Если до 1 марта в общую площадь квартиры включали площадь лоджий и балконов, то теперь ее не считают. К значительным потрясениям это не привело. По данным БТИ, площадь лоджий и балконов с учетом коэффициентов составляет всего от 1 до 5% от площади квартиры.
Кого же можно отнести к категории «малоимущие»? В статье 49 ЖК сказано, что при определении учитывается доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (это могут быть объекты недвижимости, садовые участки, машины).
Но если в Москве можно получить сведения об имуществе, которое принадлежит гражданину, то регистрационные палаты Московской области пока таких данных о дачах и земельных участках, принадлежащих москвичам, не дают. Самый трудный вопрос: как определить рыночную стоимость имущества? Сможет ли бедный человек заплатить за оценку своего имущества независимому оценщику? А если возникнет спор, и оценщики разойдутся во мнениях?
К сожалению, обращения в налоговую инспекцию тоже оказались безрезультатными. Налоговики используют сведения о стоимости жилья, которые представляет БТИ, а те, разумеется, отличаются от рыночной стоимости. И по федеральному законодательству налоговая инспекция имеет право давать такие сведения только правоохранительным органам. Департамент жилищной политики предлагал обязать налоговиков федеральным законом давать сведения об имущественном положении граждан. Но до сих пор такого закона нет.
Есть сложности и с определением доходов очередников. Очень часто такую справку подписывает человек, который не несет ответственности за достоверность сведений.
Но даже если представить, что все эти вопросы решены, появляется еще одна проблема. Каким должен быть порог, разделяющий имущего, способного заплатить за покупку квартиры, и малоимущего, претендующего на социальное жилье? Для людей небольшая разница в доходах может оказаться критической, а для рынка недвижимости – ничтожной.
Сейчас разрабатывается механизм, который бы позволил не устанавливать четкий порог, а определял бы коэффициент обеспеченности. Это, с одной стороны, усложняет процедуру, а с другой стороны, позволяет более точно определить нужды каждой конкретной семьи. Ведь когда человек приходит за кредитом, банк проверяет его платежеспособность. Для каждого конкретного заемщика коэффициент обеспеченности определяется индивидуально. Эта процедура четко описана, разработаны специальные компьютерные программы.
Пока не принят московский закон о малоимущих, в очередь на получение жилья ставят тех, кто сам считает себя малоимущим, в заявительном порядке. Они получат квартиры лет через 15–20. За эти годы их имущественное положение может измениться, поэтому время от времени, а возможно, два раза – во время постановки на учет и когда будут предоставлять жилье – придется проводить перерегистрацию.
Обеспечение жильем в 2004–2005 годах участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. | |||||
---|---|---|---|---|---|
Округ | Обеспечено в 2004 году, семей | Подлежат обеспечению в 2005 году, семей | ВСЕГО в 2004–2005 гг. обеспечено, семей | ВСЕГО обеспечено, % | |
Всего | в т. ч. уже предложена площадь | ||||
ЦАО | 183 | 109 | 109 | 292 | 100 |
САО | 228 | 242 | 242 | 470 | 100 |
СВАО | 149 | 223 | 223 | 372 | 100 |
ВАО | 192 | 97 | 95* | 287 | 99 |
ЮВАО | 220 | 105 | 105 | 325 | 100 |
ЮАО | 182 | 205 | 205 | 387 | 100 |
ЮЗАО | 174 | 79 | 79 | 253 | 100 |
ЗАО | 149 | 157 | 157 | 306 | 100 |
СЗАО | 142 | 244 | 244 | 386 | 100 |
ЗелАО | 19 | 21 | 21 | 40 | 100 |
ИТОГО | 1638 | 1482 | 1480 | 3118 | 100 |
*Две семьи участников Великой Отечественной войны в Восточном округе изъявили желание не получить бесплатно, а купить жилье в конкретном доме. Данный дом еще не построен. Информация с официального сайта Департамента жилищной политики. |