Виктор Пивоваров: нельзя все сводить к уровню слесаря-сантехника
Предлагаемая правительством модель преобразований в ЖКХ может быть довольно эффективной, но претворение в жизнь этой программы связано с серьезными проблемами, считает директор Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ Виктор Пивоваров.– Наверное, будет интересно узнать, что и наша Академия, и управление жилищного хозяйства были созданы в 1931 году в составе ведомства, возглавляемого Генрихом Ягодой. Органы безопасности «отпустили» ЖКХ в отдельную структуру только во время Отечественной войны. Разумеется, такая позиция власти вызывает недоумение, но в то же время говорит о том, что руководство страны понимало социальную и политическую значимость жилищно-коммунальной проблемы, ее взрывоопасность, и то, какое влияние оказывает жилищный вопрос на настроение людей. Сегодня мы пытаемся строить демократическое общество, и тем более надо помнить: неудачные, непродуманные решения, касающиеся насущных проблем населения, – это всегда ошибки политические.
Безусловно, система ЖКХ нуждается в реформировании, но это требует профессионального и системного подхода. А что толку выхватить из общей системы пару проблем и объявлять реформы?
За последнее время жилищно-коммунальная сфера уже испытала на себе достаточно непродуманных экспериментов. Да и прежнюю систему, когда квартплата была чисто символической, не стоит идеализировать. Ведь для государства эта сфера была чрезвычайно затратной, вот и шла игра: мы вам обязаны предоставить бесплатное жилье, а вы за это будете работать за мизерные зарплаты. Но объективности ради, надо отметить, что в тот период существовала довольно четкая государственная стратегия отрасли, единые нормативные документы, стандарты, тарифы, учитывались особенности регионов. А это очень важно.
В девяностые годы решили, что вопросы ЖКХ не достойны федерального значения и могут быть сведены к уровню слесаря-сантехника, этакого дядьки в телогрейке… И постановили, что ЖКХ – это дело субъектов Федерации и муниципалитетов. В результате стали замерзать регионы. Сейчас, наконец, приходит понимание, что реформа ЖКХ – проблема государственного уровня. Но, на мой взгляд, четкой экономической и научно-технической политики в этой отрасли сегодня в России нет. Решения, законы, которые принимаются, не отражают всего комплекса проблем системы ЖКХ и не всегда хорошо продуманы. Слишком много безграмотных людей за последнее время пришло к власти…
– Какие, на ваш взгляд, важные вопросы, не попадают в поле зрения сегодняшних реформаторов?
– Предлагаемая модель преобразований системы ЖКХ может быть эффективной, но есть серьезные вопросы по претворению в жизнь этих новшеств.
Сегодня много говорится об управлении, но в стороне остается техническая сторона проблемы повышения эффективности эксплуатации всего жилищно-коммунального хозяйства. Государство должно быть заинтересовано, чтобы на всех уровнях управления была разработана четкая экономическая и научно-техническая политика по реформированию и модернизации ЖКХ. Ведь на сегодня износ оборудования в отрасли достиг 73%, инженерных сетей – 65%. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов за последние десять лет выросло в 5 раз.
Одна из основных причин продолжающегося кризиса ЖКХ – отсутствие прозрачной и четкой системы финансирования отрасли. При изменении форматов управления этот вопрос сам собой не решится. Ведь те же ТСЖ, желающие самостоятельно управлять домом, должны обладать массой специальной информации о тарифах и состоянии эксплуатируемого хозяйства, об отраслевых нормативах, обслуживающих организациях и т.д. Кроме того, считаю, что ни одна принятая программа не принесет пользы, пока у нас не будет экономии на стадии потребления, пока в каждой квартире не будет установлена современная система учета и контроля. И управляющие организации должны быть экономически заинтересованы в эффективном использовании ресурсов. Сегодня, например, потери тепла при эксплуатации энергетического оборудования и систем теплоснабжения достигают 60% при норме – 16%.
И, конечно, нельзя игнорировать социальную сторону реформы. Прежде чем заставлять население платить за услуги ЖКХ большие деньги, надо дать людям возможность их заработать. А то реформы хотим европейские, а население живет в условиях, далеко не европейских. Конечно, хорошо продуманная система жилищных субсидий помогает выправить ситуацию. В столице эта система неплохо работает, но в регионах – не везде, поскольку все зависит от политики местных властей.
– А тут еще надвигается стопроцентная оплата услуг ЖКХ, к которой мы должны перейти к концу этого года и которую население встречает, прямо скажем, без восторга.
– Это утвержденный стандарт стоимости эксплуатации 1 кв. метра общей площади жилья. Здесь заложены все затраты на поддержание жилищного фонда в нормальном состоянии, в том числе затраты на теплоснабжение, ремонт кровли, теплосетей и т.д. Проще говоря, это стоимость жилищно-коммунальных услуг в расчете на 1 кв. м по установленным на местах экономически обоснованным тарифам. Конечно, многое зависит от категории домов, и этот показатель обязательно необходимо учитывать при введении таких нормативов. Уже сегодня более чем в половине субъектов Федерации уровень оплаты за жилье установлен в размере 90% этой нормы, в двадцати регионах – 80-90%. Так, что по установленным тарифам мы уже приближаемся к этой пугающей «стопроцентной отметке». Другое дело, что население не может платить за жилье такие деньги. Но это уже зависит от грамотной региональной политики.
Конечно, повышение квартплаты никогда не было мерой популярной, но предприятия ЖКХ должны нормально финансироваться, а не на 40% от необходимых затрат, как это сейчас зачастую происходит.
Сегодня по стране около 65% предприятий, обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс, убыточны и находятся на грани банкротства. Причина давно известна – недостаточное финансирование. Практически все регионы страны в этом плане дотационные, но государство не в состоянии содержать всю отрасль ЖКХ. Значит, надо поделить реальные затраты с потребителями. Но всегда надо помнить, что шоковые методы повышения квартплаты сразу в два, три раза ни к чему хорошему нас не приведут, поэтому еще один важный принцип эффективного реформирования – поэтапность.
– Практически во всех регионах предприятия ЖКХ работают в условиях постоянной нехватки средств, но далеко не везде происходят аварии и растет социальная напряженность. С чем это связано?
– Вот наглядный пример: зимой прошлого года многие города Ленинградской области «замерзали», но были и исключения. Этого не случилось в Выборге и в других городах, руководители которых задолго до начала зимы попросили наших специалистов сделать анализ и дать оценку теплосетей и других инженерных коммуникаций. У нас есть технологии, позволяющие провести такое обследование в любом регионе. Понятно, что средств на замену всех изношенных инженерных сетей в Выборге, как и в любом другом городе, не было, но благодаря точным данным о состоянии коммуникаций, был сделан их ремонт в самых опасных местах. Такие исследования и работы по заказу префектур мы регулярно проводим для Юго-Восточного, Северного и Северо-Восточного округов Москвы. Руководство Якутии также постоянно сотрудничает с нашими специалистами.
Даже если нет возможности для капремонта и полной замены труб, то можно решить проблему по-другому. Ведь сейчас существуют современные технологии: химическими, электрохимическими, электроимпульсными методами можно «промыть» старую трубу, и она еще лет 10-15 может работать. А если ее надо «подлатать» в труднодоступном месте, то вполне можно обойтись без традиционной сварки, используя современный метод холодной пайки. В тех регионах, где руководство интересуется и занимается этими вопросами, все проходит спокойно.
Структура платежей населения за ЖКУ в 2004 году | |
---|---|
Капитальный ремонт жилищного фонда | 0,7% |
Текущий ремонт и обслуживание жилищного фонда (в том числе плата за найм 0,6%) | 15% |
Отопление | 29,3% |
Горячее водоснабжение | 17,4% |
Вода и канализация | 15% |
Сетевой газ | 5,6% |
Электроэнерния | 9,6% |
Вывоз мусора | 4,3% |
Содержание и ремонт лифтов | 3% |
Источник: Госстрой России