«…Когда в товарищах согласья нет»
Одна из главных задач реформы «коммуналки» – расширение и внедрение в сферу ЖКХ самоуправления. О том, с какими негативными явлениями можно столкнуться на этом пути, рассказывает президент Московской жилищной ассоциации, председатель Совета общественного самоуправления «На Пятницкой», гендиректор некоммерческого объединения «Центр экологических инициатив» Владимир Кузнецов.
— Наш совет общественного самоуправления был организован в 1991 году одним из первых в Москве и сделал достаточно много для защиты интересов граждан. Мое глубокое убеждение: если властные структуры хорошо справляются со своей работой – никакие органы общественного самоуправления не нужны. Тем более что в основе подобных объединений, как правило, лежит конфликтная ситуация или проблема, которую надо решить. У нас, например, все началось с тяжбы по поводу массовой вырубки деревьев на территории двора. Жители поняли, что ходить и возмущаться поодиночке – дело бесполезное. А когда мы объединились и получили юридический статус, с нами во всех инстанциях стали разговаривать уже иначе. Нам удалось отстоять многие позиции, в том числе спасти от сноса несколько домов, которые составляли исторический ансамбль Замоскворечья, не дали погубить «Царев сад».
– В последнее время активно пропагандируется форма самоуправления, основанная на объединении собственников жилья. Насколько это эффективно для защиты интересов людей?
– Такие объединения, как товарищества собственников жилья, известны с начала девяностых годов. В то время, когда они зарождались, сразу же начались конфликты и серьезные противостояния между ТСЖ и советами общественного самоуправления. В товарищества, как правило, объединялись люди имущие, а советы самоуправления состояли из активных, но пожилых людей со старым менталитетом. Столкновение интересов происходило на почве парковки машин, гаражей, выгула собак и т.д.
Но даже если представить, что органы общественного самоуправления себя изживут, подобные противостояния демонстрируют взрывоопасность самой тенденции поголовного вовлечения жителей в органы самоуправления. Я думаю, что форма объединения жильцов на основе собственнических интересов может продуктивно работать только в новых домах, где ТСЖ создавались на этапе строительства. А не в домах, где граждане стали собственниками, приватизировав муниципальные квартиры, и осуществили не совсем понятную им процедуру только ради того, чтобы оставить квартиру в наследство! Ведь в настоящий момент у них даже нет денег, чтобы нормально содержать свое жилье…
А ведь предполагалось, что, получая квартиры в собственность, люди будут их содержать в должном порядке, создадут ТСЖ, кондоминиумы, и постепенно управление домами будет передано собственникам жилья. Тогда, мол, и жилищный фонд города будет в надлежащем состоянии. А теперь как можно в рамках одного товарищества свести интересы неимущих стариков и бизнесмена, имеющего несколько иномарок и выкупившего два этажа?
– А разве такое возможно?
– Во всяком случае, это явление довольно распространенное. Да и законом не запрещено. Можно организовать любое товарищество, другое дело, какие у него будут полномочия. При любом столкновении интересов, конфликтной ситуации жильцы стараются создать противовес, то есть объединиться и решить спорный вопрос по-своему. В итоге получается одна сплошная склока, а жильцы, не участвующие в конфликте, понаблюдав эту картину, постараются вообще дистанцироваться от любого товарищества. Как в таких условиях вести нормальную эксплуатацию дома?
– Но ведь есть возможность разобраться в конфликте с помощью общего собрания жильцов, решение которого превалирует над решением любого ТСЖ?
– К сожалению, эти механизмы практически не работают, да и законы не сведены должным образом. Когда у объединения собственников жилья абсолютно разное видение насущных проблем, попытки навязывать решения ТСЖ всем жителям многоквартирного дома обычно заканчиваются тем, что основная масса граждан стремится сохранить привычные взаимоотношения с ДЕЗами и ЖЭКами. Кстати, муниципальные структуры ЖКХ заинтересованы в таком ходе событий, сохраняющем их лидерство в этой сфере, и часто провоцируют или искусственно создают подобные конфликты.
– А управляющие компании способны составить конкуренцию муниципальным структурам ЖКХ?
– Некоторые коммерческие предприятия предоставляют довольно приличное обслуживание. Только кому нужна дорогая качественная услуга в некачественном доме? В чем ее смысл? Если речь идет об элитной новостройке, там это оправдано. А если говорить о доминирующей части жилищного фонда, понятно, что малообеспеченные жители старых домов не могут и не будут платить за услуги цену, превышающую приемлемые нормы, даже если их ТСЖ заключило договор с управляющей компанией.
– Известны случаи, когда ТСЖ, объединяющие жителей элитных новостроек, отказываются от услуг управляющих компаний и обращаются в муниципальные структуры ЖКХ именно по экономическим причинам. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
– То, что услуги частных управляющих организаций часто дороже муниципальных, вполне объяснимо: по квартплате через ЕИРЦ им поступает 50% от необходимого, и нет бюджетной поддержки. У управляющих компаний в отличие от тех же ДЕЗов нет в распоряжении столько нежилого фонда, подвалов, всевозможных служебных помещений, где можно разместить наемных рабочих. Предпринимателю же необходимо либо обеспечить приезжего рабочего временным жильем, либо привлекать к работе жителей, обеспеченных жилплощадью. Что само по себе уже увеличивает затраты. Так из многих показателей и формируется стоимость услуги. И потом, надо разграничить предприятия малого бизнеса, продающие только услугу, от компаний, претендующих полностью заниматься управлением и эксплуатацией зданий. Грамотное добросовестное управление, продуманная система договоров могут снизить стоимость услуги.
– Что вы можете сказать о перспективе развития бизнеса в коммунальной сфере?
– К сожалению, предпринимателей, желающих заниматься управлением в жилищной сфере, чаще всего привлекает возможность манипуляции с недвижимостью, с нежилыми помещениями, освободившимися квартирами и так далее. Cо стороны государства поддержки малому бизнесу, работающему в этой сфере, нет. Муниципальным структурам ЖКХ конкуренция вообще не нужна, они заинтересованы оставить за собой основные позиции и при рыночных отношениях. Конечно, бизнес будет продолжать внедряться в «коммуналку», но думаю, что даже принятие нового Жилищного кодекса не приблизит нас к созданию цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг.