23:30:44
11 апреля 2021 г.

Не миф, а реальность

ЖКХСостояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве России сегодня таково, что требуется порядка двух триллионов рублей, чтобы привести его в более-менее нормальное состояние. Естественно, что ни один бюджет – ни федеральный, ни тем более муниципальный – не может нести коммунальные расходы, сопоставимые с годовым бюджетом целого государства. Сделать проблемную отрасль прибыльной сложно, но можно. О том, как реализуется федеральная подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ», рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Юрий ТЫРТЫШОВ.
– Юрий Павлович, в одном из своих выступлений вы сообщили, что инвестиции в ЖКХ в 2003 году составили 15% от всех инвестиций в экономику страны. Сохранится ли такой уровень в году текущем?
– В этом году объем инвестиций в ЖКХ должен значительно возрасти. Это связано с тем, что в отрасль приходят крупные частные компании. Прежде всего, это инвесторы, которые обеспечат реализацию проектов модернизации и обновления основных фондов ЖКХ.
Федеральное агентство за последние два месяца заключило соглашения с Фондом содействия развитию регионов, ООО «Межрегионгаз», ОАО «Российские коммунальные инвестиции», Межрегиональной инвестиционной строительной коммунальной компанией. Кроме того, подписано соглашение «О долгосрочном инвестиционном сотрудничестве» с коммерческим банком «Агропромкредит». В ближайшие три года банк собирается вложить в инфраструктурные проекты более 100 млн. долларов. Готовятся к подписанию еще несколько подобных соглашений.
– Износ коммунальной инфраструктуры России составляет 60%. Как можно сделать ЖКХ рентабельным? Помимо ухода от перекрестного субсидирования, можно ли здесь еще что-то предпринять? Насколько этому поможет повсеместное внедрение счетчиков и энергосберегающих технологий?
– Действительно, сегодня приходится говорить о сверхнормативном износе основных фондов ЖКХ, а, следовательно, и о том, что эксплуатация изношенного оборудования и сетей обходится гораздо дороже. В 2003 году 65% предприятий оказались убыточными. Однако это не значит, что жилищно-коммунальный сектор безнадежен.
Следует отметить, что плановая рентабельность, хотя и незначительная, и сейчас закладывается в тарифы. Точнее было бы говорить, что проблема не в том, что предприятия нерентабельны, а в том, что средства из некоторых источников финансирования (прежде всего, это бюджеты) выделяются не в полном объеме.
Рентабельность отрасли – не миф, а реальность, имеющая примеры по всему миру. За время проведения реформы у нас в стране сделаны только первые важные шаги в направлении обеспечения самоокупаемости ЖКХ: тарифы приближены к экономически обоснованным.
Осуществить переход предприятий коммунального хозяйства на окупаемость за счет платежей потребителей и полностью отказаться от бюджетного дотирования можно двумя способами: в очередной раз повысив тарифы или реально сократив затраты на оказание услуг. Как основной мы выбираем второй путь. И главный метод в этом процессе, конечно, энергоресурсосбережение и внедрение более эффективных и экономичных технологических решений.
К сожалению, подобное решение вопроса запоздало на несколько лет…
– Насколько будет содействовать внедрению бизнеса в ЖКХ декларация о взаимодействии власти, частного бизнеса и потребителей в коммунальной сфере, подписанная по итогам прошедшего во Владимире межрегионального отраслевого форума?
– Эта декларация – первый публичный документ, оговаривающий цели и принципы, на которых будет базироваться процесс коммерциализации ЖКХ. Как пример процитирую одно из положений декларации. «Чтобы частный бизнес начал эффективно работать в коммунальном секторе, необходимо сформировать полноценную систему взаимоотношений в отрасли, когда муниципальные образования будут определять спрос на услуги по управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а частные операторы – предлагать конкурентоспособный продукт, удовлетворяющий потребностям муниципалитетов и населения».
Принятие декларации предполагает, что на рынке ЖКХ будет царить честная конкуренция, а не дикий произвол одного монополиста. И именно это посодействует скорейшему и успешному внедрению бизнеса в отрасль.
– Некоторые эксперты без особого оптимизма говорят о будущем ОАО «Российские коммунальные системы». Ваше мнение по этому поводу?
– ОАО «РКС» появилось на жилищно-коммунальном рынке только в прошлом году, но уже заявляет об увеличении потока инвестиционных вложений. Например, в Кирове планируется вложить в водоснабжение города порядка 600 млн. рублей, долгосрочный договор подписан с ними на 15 лет. Правда, компания сейчас решает в основном организационно-правовые вопросы… Здесь важно наладить контроль за реальным вложением средств, чтобы инвестиции не оказались только на бумаге.
– Возможно ли проникновение западного крупного бизнеса в ЖКХ России?
– Да, конечно, у нас есть примеры поставки оборудования в лизинг. Недавно я встречался с представителем одной из фирм, не буду ее пока называть, владельцы которой готовы вкладывать на кредитной и лизинговой основе средства в коммунальное хозяйство.
Немецкие компании уже имеют первый опыт санации жилищного фонда в России. Одна из них занимается инфраструктурными проектами в Белгороде.
В российский жилищно-коммунальный сектор уже несколько лет направляется поток иностранных инвестиций. В частности, предоставлены займы Международного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму 210 млн. долларов.
– Первоначальные инвестиции в ЖКХ, которые придется сделать частному бизнесу, огромны, а реальный возврат вложенных средств произойдет не через год-два. Так чем же так привлекает бизнесменов этот «кусок пирога»? Не получат ли жители через пару лет взлетевшие до небес тарифы вместо качественного и недорогого обслуживания?
– Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут быть использованы сэкономленные средства (в результате сокращения себестоимости коммунальных услуг). Кроме того, ЖКХ — та сфера, где полностью, как ни в каком другом бизнесе, гарантирован сбыт услуг. И это прибавляет ей инвестиционной привлекательности.
Гарантом тарифной политики в новых условиях должен стать закон «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который внесен на рассмотрение Госдумы в общем пакете жилищных законопроектов. К тому же реальная конкуренция на рынке ЖКХ будет подталкивать компании к естественному снижению цен на услуги.
Но хотел бы подчеркнуть: Федеральное агентство настаивает, чтобы жилищно-коммунальное имущество оставалось в муниципальной или государственной собственности. Потому что если государство совсем уйдет из этой отрасли, наступит монополия частного капитала.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Юрий Павлович ТЫРТЫШОВ родился 27 июля 1967 г.
Окончил Ставропольский политехнический институт по специальности «Строительство промышленных и гражданских зданий и сооружений».
С 1997 г. руководил жилищно-коммунальным комплексом Ставропольского края сначала в должности начальника управления, затем — министра.
В 2003 г. возглавил Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов МЧС России.
С апреля 2004 г. — зам. главы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Кандидат экономических наук. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Действительный государственный советник РФ 3 класса. Женат, имеет троих детей.

Беседу вела Полина Козлова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация