Судился бомж с государством
Человек, потерявший жилье, становится в нашей стране изгоем. Формально он – гражданин России, а на самом деле его как бы не существует. У него нет ни прав, ни обязанностей. Он не может бесплатно лечиться, поскольку полис медицинского страхования предоставляется согласно регистрации в паспорте, по этой же причине не может устроиться на нормальную работу…Стать бомжем может даже самый добропорядочный человек, никогда не преступавший закон. Например, наш читатель Олег Владимирович Покусаев.
Недавно этот молодой 35-летний мужчина – не пьяница, не тунеядец, не хулиган – отметил горький «юбилей»: 10-летие своего статуса бомжа. Отметил в полном одиночестве, в социальной гостинице, в окружении таких же бедолаг, как и он сам.
Выписался сгоряча
…Олегу было всего 15, когда умер его отец. Семью сразу же настигла нищета. Но малолетку Олега на работу не брали – в городе Сухиничи Калужской области, где он жил с матерью, и без того не хватало вакансий. А через пару лет, когда Олег достиг совершеннолетия, их стало еще меньше. Предприятия разваливались на глазах, новоявленные безработные покидали город в поисках лучшей доли. Олег тоже отправился сперва в Брянск, потом в Москву, работал на самых разных предприятиях. Честно отслужил в армии. Вернулся домой, но в отчем доме ему не было места. У матери появился новый муж, и в тесной двухкомнатной квартире помимо Олега обитало еще четыре человека. «Уезжал бы ты отсюда, сынок…» – попросила мать.
Олег сгоряча выписался с жилплощади матери и отправился искать счастья в столицу. Все складывалось хорошо: устроился на работу в строительно-монтажное управление Метростроя. Его поселили в общежитии, в комнате на двоих.
В 1992 году Олег стал женатым человеком. Но молодой семье негде было жить, да на предприятии начались систематические задержки зарплаты. Олег уволился из СМУ по собственному желанию – решил поискать работу со стабильной зарплатой. И нашел. Но одновременно еще больше обострилась его жилищная проблема: руководство СМУ стало настаивать на том, чтобы уже не работающий у них Олег освободил койко-место в общежитии. Такое право администрация имела: согласно ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР «работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления». Задержка зарплаты на предприятии или полная ее невыплата к неуважительной причине тогда не приравнивалась, как, впрочем, не считается таковой и сейчас. И по решению Солнцевского межмуниципального суда Москвы Олега сняли с регистрационного учета и выселили из общежития. В никуда.
В одночасье ставшему бомжем Олегу пришлось развестись с женой. Но Покусаев не покатился по наклонной. Он по-прежнему добросовестно работал и даже учился – в Институте экономики и предпринимательства. Кроме того, он еще пытался решить вопрос с жильем. Сперва попытался встать в очередь на улучшение жилищных условий. Но ему ответили, что поскольку он не имеет регистрации по месту жительства на территории Москвы, то и в очередь включен быть не может.
Тяжба длиною в жизнь
Олег стал ходить по судам, доказывая, что такие, как он, имеют право на жилье. Времени на тяжбу потребовалось столь много, что Покусаеву пришлось – с большим сожалением – оставить учебу в институте и постоянную работу. Чтобы не умереть с голода, он перебивался случайными заработками, обосновался в социальной гостинице, где дозволялось только ночевать.
Неудачи следовали одна за другой. Суды упорно не желали прислушаться к аргументам Олега Покусаева. А они сводились к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 50 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. А в ч. 3 ст. 56 говорится, что данное право не подлежит ограничению ни при каких обстоятельствах. А в самом начале главного государственного документа указывается: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Однако в России хоть и существует, но практически не работает система обеспечения граждан жильем по минимальным стандартам в разумный и непродолжительный срок. А разумным сроком Покусаев считает не годы, а считанные месяцы. Поскольку, справедливо замечает он, человек, долгое время не имеющий жилья, попросту деградирует и часто становится опасным для общества.
Продолжая логическую цепочку, Олег Владимирович делает вывод: вопиющая ситуация с жильем в нашей стране «является результатом бездействия органов государственной власти».
Дабы побудить их заняться своими прямыми обязанностями, Покусаев обращался в суд с исками о признании, ни много ни мало, бездействия Совета Федерации РФ и Госдумы РФ и требовал обязать эти государственные структуры «принять закон или иной нормативный акт, предусматривающий порядок обеспечения нуждающихся граждан жильем по минимальным стандартам в разумный срок». Все судебные инстанции ему наотрез отказывали. В судебных решениях в разных вариациях приводился один и тот же аргумент. В частности, в определении Федерального судьи Тверского районного суда г. Москвы Л.И. Быковской сказано: «Вмешательство в деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти по рассмотрению вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции, Конституцией РФ не допускается. Вмешательство органов судебной власти в законодательную процедуру, осуществляемую законодательным органом, является нарушением принципа разделения властей…»
Между тем в Конституции РФ нет термина «принцип разделения властей» – в ней говорится о разграничении полномочий. Последнее означает, что каждая государственная структура должна заниматься своим прямым делом, а вовсе не делить граждан на «своих» и «чужих», перекидывая их, словно мячики, от одного кабинета к другому.
Кстати, в той же Конституции есть и еще одна статья, напрямую связанная с рассказанной ситуацией. Это – статья 46: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Ни в одном судебном решении, выданному Олегу Покусаеву, данная норма не упоминается.
Галина Ванина
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Андрей Крайнов, Московская коллегия адвокатов
Герой статьи, несомненно, прав в своих претензиях. Он совершенно справедливо ссылается на Конституцию РФ, которая гласит, что каждому гражданину нашей страны гарантируется право на жилище. Эта норма должна быть подкреплена пакетом соответствующих законов. В жилищной сфере и в самом деле действует множество нормативно-правовых актов, но, к сожалению, чуть ли не половина из них не только не подкрепляет право граждан на жилье, а… ограничивает его.
Что касается квадратных метров в бывших общежитиях, то в новом Жилищном кодексе РФ, который вступит в силу с 1 марта текущего года, указывается, что такое жилье будет предоставляться гражданам, зарегистрированным в общежитии долгое время, по договору социального найма. Иными словами, они получат полноценные ордера.
Но поскольку Олега Покусаева выселили из общежития раньше введения в действие ЖК РФ, то данная норма на него уже не распространяется. Поэтому лучший выход из его положения – найти постоянную работу с постоянным доходом и задуматься о приобретении жилья с помощью ипотечного кредитования или накопительной системы.