Учиться никогда не поздно
Что немцу – хорошо, тому русскому неплохо бы поучиться. В эти дни, когда в Москве проходит российско-немецкий семинар «Управление недвижимостью и развитие жилищного фонда», россиянам предоставляется возможность ознакомиться с полезным опытом.Почему Германия? Во-первых, как вы помните, эта страна имела восточную часть и западную. И именно восточная часть по своей структуре жилищного фонда, по системе управления жилищным хозяйством была очень похожа на нашу страну советского периода. В начале 90-х годов объединились совершенно разные системы: начиная от строительства домов и заканчивая выделением квартир. Немцам потребовалось десять лет, чтобы свести их к некоему единообразию.
Налаживанию эффективной системы управления немало способствовал и появившийся излишек площади: из Восточной Германии люди стали переезжать в Западную. А когда есть спрос, предложения становятся более продуманными и качественными. Это, конечно, основная разница между нашими странами, так как в России всегда ощущалась острая нехватка жилья. Вместе с тем, для нас очень интересен опыт реновации и санации зданий в Германии, создание системы эффективного управления частных компаний, акционерных обществ с уставным капиталом, подконтрольным государству.
Но, между тем, в Москве уже накоплен немалый опыт, которым мы можем поделиться. Во время семинара немцам покажут столицу, ее лучшие «московские дворики», товарищества собственников жилья, а также продемонстрируют реконструированные дома.
Немаловажную роль в реформе ЖКХ играет ее информационное обеспечение и подготовка кадров для жилищной сферы. Об этом также будут говорить на семинаре, а сегодня специально для нашей газеты об этом рассказывает первый заместитель руководителя Центра информационного обеспечения и содействия реформе в ЖКХ города Москвы Ирина ШРАМКО.
Обратная связь
Когда мы говорим о реформе, то важно понять ее цели и задачи. Многие называют здесь и 100-процентную оплату коммунальных услуг, и повышение рентабельности, и создание конкурентной среды… А цель реформы на самом деле проста — это создание комфортной среды проживания людей. Поэтому одним из важных аспектов является постоянная связь с населением.
Это нужно и власти для того, чтобы видеть все болевые точки, и понимать, как их вовремя устранить. А населению необходимо знать, что делает власть. Для этого создаются и внедряются различные программы: персональные персонифицированные счета, развитие самоуправления граждан в жилищной сфере, создание условий для малого бизнеса в системе ЖКХ, а также конкурентной среды в сфере услуг. И вот здесь, помимо всего прочего, важна работа единых информационных расчетных центров. Ведь они не только создают условия качественного обслуживания населения в режиме «одного окна», но и позволяют увидеть прохождение всех финансовых потоков в сфере ЖКХ, а также вовремя определить необходимые дотации.
Важнейшим элементом реформирования является применение новых технологий в реновации и модернизации зданий. Хотелось бы обратить внимание на крупномасштабные московские программы по благоустройству: «Мой двор, мой подъезд», «Улучшаем свое жилище», а также крупные программы по энергоэффективности. И при этом главным остается социальная направленность этих реформ, они не должны ухудшать благосостояние москвичей. Ведь правительство Москвы недаром называют правительством социальных программ.
Следующая немаловажная ступень: возможность оплачивать ресурсы по фактическому потреблению, то есть – установка счетчиков на системы тепло- и водоснабжения. И здесь очень многое зависит от жителей каждого дома.
Мы привыкли платить, образно говоря, две копейки за жилищные услуги, но при этом у нас заплеванные подъезды, а львиная доля тепла уходит через открытые форточки на лестничных площадках. А с появлением приборов учета люди будут знать, за что конкретно они платят.
При этом очень важна обратная связь с населением. Это и «горячие» линии, и пейджеры глав управ, префекта, и встречи с населением, и прямые эфиры. Значимая роль при этом отводится СМИ: муниципальным, окружным и городским, в которых на доступном уровне москвичам объясняются разные аспекты проведения реформы ЖКХ. Совершенно очевидно, что это комплексная работа, которая должна быть построена не только на том, чтобы власть рассказывала людям, что она хочет делать. Самое главное сегодня, чтобы люди начинали понимать: мы находимся на том этапе реформы, когда от них, как от собственников и нанимателей, потребуется понимание и активное участие в этом процессе.
Чувство собственника
Проблема заключается в том, что многие владельцы квартир до сих пор до конца не осознают себя собственниками. В основном это связано с тем, что раньше, получая квартиру бесплатно от государства, человек не мог полностью ею распоряжаться. Сегодня, купив квартиру за свои деньги, многие переносят то, советское отношение к жилью и на свою собственность.
А ведь недвижимость не должна лежать «мертвым» грузом, она должна прирастать в цене. Какой бы ни был дорогой ремонт сделан в квартире, если подъезд грязный, а придомовая территория не обустроена, то собственность будет только дешеветь. Но за этим как раз должен следить собственник. А он не обладает достаточной информацией и знаниями законодательства в плане: где заканчивается мое и начинается чужое. Для большинства — граница проходит по порогу квартиры, а что происходит дальше, не волнует.
Поэтому к содержанию жилья относятся крайне нерачительно. И дело даже не столько в том, что нет эффективного управления со стороны жилищных организаций. Сами жители не проявляют должной активности по защите собственного жилища. Мы все привыкли, что государство нам должно, мы готовы писать жалобы во все инстанции, но нам недосуг подумать, как создать такую систему в доме, чтобы в нем хотя бы было чисто.
Мы встречались с коллегами из других стран и спрашивали: сколько у них жалоб на плохое обслуживание. Оказалось, что такого вообще нет, потому что если есть жалобы, собственник подает в суд на управляющую компанию. Для них жаловаться в муниципалитет на плохое обслуживание – нонсенс. Но для того, чтобы подать иск в суд, нужна четкая система договорных отношений, при которой потребитель и поставщик услуг прописывают все свои права. Так вот наша задача даже не в том, чтобы создать договорную базу, а в том, чтобы люди начинали понимать, как ее использовать.
Я глубоко убеждена в том, что цель реформы – обеспечение комфортной среды проживания населению, а жители должны быть активной стороной. Поэтому здесь важнейшим элементом становится вопрос подготовки кадров.
Кадры решают все
Раньше торгового работника из советских времен не брали ни в один супермаркет. Сегодня система управления жилищным фондом — это та же система рыночных отношений, где во главу угла поставлен менеджмент. И это требует подготовки и переподготовки кадров во всех областях, начиная от жилищных организаций, предприятий коммунального обслуживания до представителей органов власти, которые этой проблемой занимаются.
Сегодня подготовкой кадров для ЖКХ занимается громадное количество учебных заведений: институты, курсы повышения квалификации, но, к сожалению, многие вузы не знают современной нормативной базы и учат по старинке.
Проблема подготовки кадров заключается еще и в том, что мы не работаем на конечного потребителя, не отслеживается, куда уходит выпускник, чем он занимается и как применяет полученные знания, да и те ли знания он вообще получил. В моей практике встречалось, что на последнем занятии при обучении председателей ТСЖ они задавали элементарные вопросы, которые должны были выяснить в самом начале учебы. К нам в Центр реформы ЖКХ на консультацию приходят полномочные представители ДЕЗов по работе с населением, которые прошли курсы переподготовки, и спрашивают, что такое общедолевая собственность. Вопрос, который в их курсе должен быть изучен на первом занятии. То есть основные, базовые вещи они так до конца и не поняли.
Понятно, что нужно учить всех разными формами и методами: начиная от специальных рубрик в газетах и заканчивая вузами. Когда мы внедряли систему ЕИРЦ, то даже для журналистов организовали специальные курсы. Ведь со страниц газет нужно было быстро и в доступной форме объяснить людям, в чем заключается нововведение.
А для самих работников ЕИРЦ мы организовали курсы, где центральными дисциплинами были психология и конфликтология, поскольку операторы, работающие с населением, должны их знать не абстрактно, а применимо к своей специальности.
Система подготовки кадров сейчас должна быть построена таким образом, чтобы она охватывала комплексно весь спектр вопросов. Это важнейший элемент в системе реформирования, и если мы что-то хотим изменить, то должны готовить кадры на совершенно ином уровне.