Другого пути нет
В московском районе «Замоскворечье» 15 товариществ собственников жилья. Сравните: в «Басманном» их 5, а в районе «Арбат» всего 2. Между тем новых домов, где и должны создаваться ТСЖ, здесь немного: товарищества возникают в домах, уже поживших, техническое состояние которых далеко небезупречно.Именно это обстоятельство, как известно, и заставляет жильцов отказываться от создания самоуправления в доме: проблем от такой затеи бывает больше, чем преимуществ. Тем не менее, дома с более чем вековой историей здесь обретают вторую молодость.
Начальник отдела реформирования ЖКХ ДЕЗа «Замоскворечье» Людмила Старостина считает это результатом серьезной совместной работы специалистов управы, ДЕЗа и старших по домам и подъездам с жителями.
Яркий пример – ТСЖ «Замоскворечье», образованное в доме 65 по Пятницкой улице. Оно возникло в 1997 году, когда жители решили самостоятельно начать капитальный ремонт своего дома, построенного еще в 1911 году. Тогда степень изношенности здания составляла 68 процентов.
Идея создания ТСЖ родилась у одного из жителей дома, который собрал инициативную группу и сумел сплотить людей общей идеей благоустройства. В результате мало общавшиеся между собой соседи стали единомышленниками.
Собранные средства стали тем начальным капиталом, который и был использован при ремонте. Затем общая касса начала пополняться за счет призовых сумм, выигранных в различных конкурсах.
С помощью ДЕЗа жители очистили подвал, привели в порядок подъезд, сохранив старинные дубовые перила и мраморные ступени, восстановили кованые ворота, на средства гранта международной организации по развитию гражданских инициатив поставили пластиковые рамы больших оконных переплетов на лестничных площадках. Все работы в доме проводятся на средства жильцов, собственными силами и с участием детей. Аналогичный пример возрождения жилого дома – ТСЖ «Надежда» в 4-м Монетчиковском переулке.
Сегодня в ДЕЗе «Замоскворечье» лежат 16 заявок от жителей района с просьбой организовать ТСЖ. Правда, «до конца» дойдут не все: эта процедура состоит из огромного количества согласований в инстанциях, а чиновники самостоятельность жителей поддерживают неохотно.
Впрочем сказать, что поголовно все жители центра мечтают создать ТСЖ, тоже нельзя. Люди боятся потерять бюджетное финансирование с дотациями на ремонт и техобслуживание, оказаться вне более или менее отлаженной системы обслуживания коммунальными службами. У жителей, пожелавших создать ТСЖ, сложности возникают сразу: нужно, например, провести опрессовку, проверить отопление, придется работать с задвижками, расположенными в соседнем доме. А кто их пустит в технические помещения?
Людмила Старостина убеждена, что без четкой правовой базы ТСЖ останутся благими намерениями, потому что проблемы на пути их создания буквально цепляют одна другую.
Классический пример – взаимоотношения с арендаторами. В центре Москвы первые этажи многих жилых домов давно заняты различными фирмами и организациями. Понятно, что добровольно «насиженные места» они не покинут, да и документы у них наверняка в порядке, а значит и оснований освобождать помещения нет. У жильцов прав еще меньше, словом, замкнутый круг.
И еще одна проблема: пока квалифицированных управленцев жилищным фондом практически нет, будущие топ-менеджеры еще в лучшем случае студенты. Без них ТСЖ не состоятся, а без товариществ собственников жилья управляющие компании не востребованы.
И все же будущее за ТСЖ. Жизнь просто заставит жителей объединяться, чтобы обеспечить самим себе достойную жизнь и сообща избавиться от вредных привычек получать услуги от государства бесплатно. Все имеет реальную стоимость, и чем раньше мы это поймем, тем быстрее будем жить в цивилизованных условиях.