Не миф, а реальность
Состояние дел в жилищно-коммунальном хозяйстве России сегодня таково, что требуется порядка двух триллионов рублей, чтобы привести его в более-менее нормальное состояние. Естественно, что ни один бюджет – ни федеральный, ни тем более муниципальный – не может нести коммунальные расходы, сопоставимые с годовым бюджетом целого государства. Сделать проблемную отрасль прибыльной сложно, но можно. О том, как реализуется федеральная подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ», рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Юрий ТЫРТЫШОВ.
– Юрий Павлович, в одном из своих выступлений вы сообщили, что инвестиции в ЖКХ в 2003 году составили 15% от всех инвестиций в экономику страны. Сохранится ли такой уровень в году текущем?
– В этом году объем инвестиций в ЖКХ должен значительно возрасти. Это связано с тем, что в отрасль приходят крупные частные компании. Прежде всего, это инвесторы, которые обеспечат реализацию проектов модернизации и обновления основных фондов ЖКХ.
Федеральное агентство за последние два месяца заключило соглашения с Фондом содействия развитию регионов, ООО «Межрегионгаз», ОАО «Российские коммунальные инвестиции», Межрегиональной инвестиционной строительной коммунальной компанией. Кроме того, подписано соглашение «О долгосрочном инвестиционном сотрудничестве» с коммерческим банком «Агропромкредит». В ближайшие три года банк собирается вложить в инфраструктурные проекты более 100 млн. долларов. Готовятся к подписанию еще несколько подобных соглашений.
– Износ коммунальной инфраструктуры России составляет 60%. Как можно сделать ЖКХ рентабельным? Помимо ухода от перекрестного субсидирования, можно ли здесь еще что-то предпринять? Насколько этому поможет повсеместное внедрение счетчиков и энергосберегающих технологий?
– Действительно, сегодня приходится говорить о сверхнормативном износе основных фондов ЖКХ, а, следовательно, и о том, что эксплуатация изношенного оборудования и сетей обходится гораздо дороже. В 2003 году 65% предприятий оказались убыточными. Однако это не значит, что жилищно-коммунальный сектор безнадежен.
Следует отметить, что плановая рентабельность, хотя и незначительная, и сейчас закладывается в тарифы. Точнее было бы говорить, что проблема не в том, что предприятия нерентабельны, а в том, что средства из некоторых источников финансирования (прежде всего, это бюджеты) выделяются не в полном объеме.
Рентабельность отрасли – не миф, а реальность, имеющая примеры по всему миру. За время проведения реформы у нас в стране сделаны только первые важные шаги в направлении обеспечения самоокупаемости ЖКХ: тарифы приближены к экономически обоснованным.
Осуществить переход предприятий коммунального хозяйства на окупаемость за счет платежей потребителей и полностью отказаться от бюджетного дотирования можно двумя способами: в очередной раз повысив тарифы или реально сократив затраты на оказание услуг. Как основной мы выбираем второй путь. И главный метод в этом процессе, конечно, энергоресурсосбережение и внедрение более эффективных и экономичных технологических решений.
К сожалению, подобное решение вопроса запоздало на несколько лет…
– Насколько будет содействовать внедрению бизнеса в ЖКХ декларация о взаимодействии власти, частного бизнеса и потребителей в коммунальной сфере, подписанная по итогам прошедшего во Владимире межрегионального отраслевого форума?
– Эта декларация – первый публичный документ, оговаривающий цели и принципы, на которых будет базироваться процесс коммерциализации ЖКХ. Как пример процитирую одно из положений декларации. «Чтобы частный бизнес начал эффективно работать в коммунальном секторе, необходимо сформировать полноценную систему взаимоотношений в отрасли, когда муниципальные образования будут определять спрос на услуги по управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а частные операторы – предлагать конкурентоспособный продукт, удовлетворяющий потребностям муниципалитетов и населения».
Принятие декларации предполагает, что на рынке ЖКХ будет царить честная конкуренция, а не дикий произвол одного монополиста. И именно это посодействует скорейшему и успешному внедрению бизнеса в отрасль.
– Некоторые эксперты без особого оптимизма говорят о будущем ОАО «Российские коммунальные системы». Ваше мнение по этому поводу?
– ОАО «РКС» появилось на жилищно-коммунальном рынке только в прошлом году, но уже заявляет об увеличении потока инвестиционных вложений. Например, в Кирове планируется вложить в водоснабжение города порядка 600 млн. рублей, долгосрочный договор подписан с ними на 15 лет. Правда, компания сейчас решает в основном организационно-правовые вопросы… Здесь важно наладить контроль за реальным вложением средств, чтобы инвестиции не оказались только на бумаге.
– Возможно ли проникновение западного крупного бизнеса в ЖКХ России?
– Да, конечно, у нас есть примеры поставки оборудования в лизинг. Недавно я встречался с представителем одной из фирм, не буду ее пока называть, владельцы которой готовы вкладывать на кредитной и лизинговой основе средства в коммунальное хозяйство.
Немецкие компании уже имеют первый опыт санации жилищного фонда в России. Одна из них занимается инфраструктурными проектами в Белгороде.
В российский жилищно-коммунальный сектор уже несколько лет направляется поток иностранных инвестиций. В частности, предоставлены займы Международного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на сумму 210 млн. долларов.
– Первоначальные инвестиции в ЖКХ, которые придется сделать частному бизнесу, огромны, а реальный возврат вложенных средств произойдет не через год-два. Так чем же так привлекает бизнесменов этот «кусок пирога»? Не получат ли жители через пару лет взлетевшие до небес тарифы вместо качественного и недорогого обслуживания?
– Экономическая привлекательность ресурсосберегающих проектов состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут быть использованы сэкономленные средства (в результате сокращения себестоимости коммунальных услуг). Кроме того, ЖКХ — та сфера, где полностью, как ни в каком другом бизнесе, гарантирован сбыт услуг. И это прибавляет ей инвестиционной привлекательности.
Гарантом тарифной политики в новых условиях должен стать закон «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который внесен на рассмотрение Госдумы в общем пакете жилищных законопроектов. К тому же реальная конкуренция на рынке ЖКХ будет подталкивать компании к естественному снижению цен на услуги.
Но хотел бы подчеркнуть: Федеральное агентство настаивает, чтобы жилищно-коммунальное имущество оставалось в муниципальной или государственной собственности. Потому что если государство совсем уйдет из этой отрасли, наступит монополия частного капитала.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Юрий Павлович ТЫРТЫШОВ родился 27 июля 1967 г.
Окончил Ставропольский политехнический институт по специальности «Строительство промышленных и гражданских зданий и сооружений».
С 1997 г. руководил жилищно-коммунальным комплексом Ставропольского края сначала в должности начальника управления, затем — министра.
В 2003 г. возглавил Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов МЧС России.
С апреля 2004 г. — зам. главы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Кандидат экономических наук. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Действительный государственный советник РФ 3 класса. Женат, имеет троих детей.