Братеевское братство
Этот дом по улице Братеевской, 18, корпус 1, по своему уникальный. Не так уж много в столице многоэтажек, где живут сразу 14 юношей и девушек, которые когда-то остались без родителей. Под свое крылышко этих во многом неприспособленных к самостоятельной жизни новоселов собрала старшая по дому Вера Марковна ЕЛИСЕЕВА…Жилье всегда предоставляли выпускникам детских домов и интернатов. Это могли быть не только квартиры, но и комнаты в общежитиях и другая площадь. А несколько лет назад в Москве переступившим порог образовательных учреждений детям-сиротам стали выделять только отдельные квартиры.
В Южном округе бывшие детдомовцы въехали в новостройки в двух районах: в Братееве и Бирюлеве Западном. Чтобы поговорить о том, как живется выпускникам интернатов и детских домов в Братееве, мы собрались в комнате консьержки, куда частенько заглядывают ребята.
Алексей Теняев въехал в свою однокомнатную квартиру на 21 этаже три года назад, сразу же после того, как окончил среднюю школу.
«В комнатах обои, в ванной и туалете – кафель, на кухне – плита. И все это не нужно ни с кем делить!», – таковы были первые впечатления юноши от квартиры. Вот только как всем этим распоряжаться, он толком не знал. На помощь пришла Вера Марковна: «Мы с ним и убирались, и готовить обед учились. Потом он мне помогал наводить порядок во дворе. Таскал камни для фонтана».
Таких же, как Алеша, неопытных подростков, поселившихся в высотке, учили заполнять «платежки» и за ручку водили в Сберкассу оплачивать коммунальные услуги еще и социальные работники. Соцпедагоги опекают сирот вплоть до 23 лет.
– Чтобы не было махинаций с квартирами, происходивших еще несколько лет назад, сегодня жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляет ГУП «Моссоцгарантия», – рассказывает Вера Елисеева. – Они заключают договор безвозмездного пользования с бывшим воспитанником на 5 лет. Потом этот договор может быть перезаключен или оформлен новый договор социального найма квартиры.
В комнату заглянула парочка молодых людей, которым лет по двадцать пять – поздороваться с Верой Марковной.
– О, это тоже наши ребята! – воскликнул А. Теняев.
Судьба сыграла злую шутку с одним из молодых людей Л. Он вышел из интерната в 1997 году. Через некоторое время получил квартиру. Тогда ордера выдавали на руки. И многие детдомовцы теряли голову в надежде что-нибудь быстро заработать. На эту же удочку попался и Л. – остался и без денег, и без квартиры, да еще попал в больницу со множеством переломов и сотрясением мозга. Сколько ни убеждают его взрослые обратиться в Моссоцгарантию, чтобы помогли с новым жильем, парень только мотает головой в ответ. Говорит, что гордость мешает: один раз дали – не удержал.
– Сейчас ребятам хорошо, – заметил с явной ноткой зависти еще один наш собеседник К. – Когда я входил во взрослую жизнь, о нас мало кто заботился.
К. после интерната окончил строительное училище, долгое время мыкался по съемным квартирам: половина зарплаты уходила. И только два года назад получил жилье.
Судьба у ребят этого дома складывается по-разному: кто-то получает высшее образование, кто-то уже создал семью и обзавелся детьми, а кто-то еще не определился с назначением в жизни. Но всем всегда есть к кому обратиться за помощью и советом.