Дом утеплили сэндвичами
Сегодня все жилые дома в столице возводятся с применением теплосберегающих технологий, в квартирах устанавливаются счетчики. А вот в Измайлове есть дом постройки 70-х годов прошлого века, который после проведенной в нем реконструкции полностью отвечает современным требованиям ресурсосбережения. О «второй жизни» старого дома в Восточном округе рассказывает директор «Энергетического агентства «Восток-Запад» Сергей КИЩЕНКО.
– Этот эксперимент проводился по заказу правительства столицы в рамках проекта ТАСИС «Энергосбережение в строительном секторе». Европейский опыт и технологии модернизации жилых зданий переносились на московскую землю. Для реконструкции определили девятиэтажный панельный дом 24 по улице Хабаровской в Восточном округе. Причем, жильцов не отселяли. В качестве экспертов участвовали специалисты из Германии и Франции. Но в основном работы вели, естественно, россияне. Ваш покорный слуга был национальным координатором всего проекта.
– Догадываюсь: рабсила – наша, а мозги и деньги – франко-немецкие…
– Не совсем так. Действительно, исполняли работы наши мастера: генподрядчик – фирма МГОЖС Главмосстроя. А МосжилНИИпроект приспосабливал западные технологии к нашим условиям. Принципиальные идеи, экспертная оценка были европейскими (при участии российских специалистов), а материалы – отечественными. Финансирование тоже осуществлялось, в основном, за счет столичного правительства. Правда, ТАСИС оплатил разработку технических предложений, мониторинг, а также установку счетчиков в каждой квартире.
Работы велись в два этапа. На первом, для получения фактических данных по энергопотреблению дома, в начале 2000-го года было установлено измерительное оборудование, в том числе и регистрирующие устройства для измерения температуры и влажности в 8 характерных квартирах, расположенных на первом, последнем и среднем этажах, а также в угловых подъездах.
Ведь что происходило раньше в квартирах? С наступлением осени жильцы мерзли, особенно на первых этажах, где температура не превышала 10-11 градусов. Люди отапливали жилье газом, включали электрические обогреватели. Тепла не хватало. А в апреле наоборот – становилось чересчур жарко.
Получив конкретные данные по энергопотреблению дома, российские и западноевропейские специалисты подготовили энергоэффективные технические предложения, которые институт «МосжилНИИпроект» воплотил в соответствующий рабочий проект. По нему и была произведена реконструкция дома. Утеплили наружные стены, подвалы, чердаки. Застеклили балконы. В окнах установили стеклопакеты. Ну, и, конечно, поставили счетчики расходов тепла, горячей и холодной воды. Сначала на входе в дом, а затем в каждой квартире.
– Оборудование и приборы завозились из-за рубежа или использовали отечественные?
– Частично использовались российские материалы, в том числе производства московских предприятий, а частично – импортные. Причем, наружную теплоизоляцию стен сделали по оригинальному проекту – с вентилируемым фасадом. В Европе чаще используется теплоизоляция так называемого сэндвичного типа, которая накладывается слоями вплотную на стену. Мы же сделали ее с воздушным зазором между стеной, так долговечнее.
Работы завершили к лету 2001 года. В результате потребление холодной воды сократилось на 30%, горячей – на 25%, расходы отопительной системы – на 20%. Эксперимент удался, достигнута существенная экономия ресурсов.
– С отоплением ясно: во-первых, авторегулировка, во-вторых, утепление. Понятно, что тепло сохраняется, не уходит на улицу. Но вот экономия горячей воды за счет чего получилась?
– Да тоже за счет утепления стен, подвалов и чердака. Температура воды не теряется в трубах. Горячая вода действительно стала горячей, поэтому и меньше расходуется! Устранены все протечки горячей и холодной воды, отремонтированы или заменены неисправные краны и вентили. И, конечно же, счетчики – они дисциплинируют жильцов. Так сказать, сработал и субъективный фактор.
– Значит, люди сами заинтересованы в экономии, поскольку платить за тепло и воду стали по счетчикам, то есть значительно меньше?
– Нет, счетчики для них пока что являются неким виртуальным стимулом. А платят по-прежнему по городским нормативам, как и все – за 384 литра холодной и горячей воды ежесуточно.
– Но ведь на самом деле жильцы этого дома в Восточном округе сейчас потребляют гораздо меньше тепла и воды, чем раньше… Откуда взялись эти заоблачные усредненные нормативы? И почему жильцы обязаны оплачивать по нормативам, а не по факту?
– Таковы действующие правила. Чтобы платить по счетчикам, нужно разработать новое законодательство, изменить порядок оплаты предоставляемых услуг. Что мешает? Отчаянное сопротивление монополистов – поставщиков энергоресурсов, весь бизнес которых построен на затратном механизме, идущем еще из советских, плановых времен: чем больше продал, тем меньше получил, причем безотносительно к качеству поставляемого товара.
– Где же правительство Москвы? Ставим счетчики, а платим под диктовку отраслевых монополистов – абсурд какой-то…
– Городское правительство занимается этой проблемой. Готовятся новые правила и нормативы. Но здесь мало просто переписать законы, нужно менять структуру управления жилищно-коммунальным хозяйством. Водоканал и прочие поставщики ресурсов должны продавать их обслуживающей организации, а она – жильцам. Сейчас наши ДЕЗы по сути выключены из финансовых потоков. Жильцы оплачивают услуги поставщиков напрямую. А на Западе везде есть управляющие компании, которые покупают ресурсы и продают их жильцам в соответствии с показателями счетчиков. Вот и у нас должны быть созданы такие компании, полностью отвечающие за обслуживание домов. Жильцы объединяются, скажем, в товарищество собственников жилья, которое заключает договор с управляющей компанией, а та, в свою очередь, – с поставщиками ресурсов и услуг. Тогда будет порядок и соответствующая оплата.
Все условия для такой организации ЖКХ в Москве уже имеются. Создана материально-техническая база экономии тепла и воды в жилых домах. Приборы учета воды установлены примерно в половине московских домов и 400 тысячах квартир. Налажено производство теплосберегающих стен, панелей и материалов, стеклопакетов и счетчиков. Столичным правительством принято постановление «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствования расчетов за холодную и горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы…». Практически подготовлены необходимые нормативные акты. Дело за малым: была бы воля властей воплотить все на практике. Но нужна и настойчивость жильцов. Ведь некоторым ТСЖ и ЖСК уже удалось добиться оплаты потребляемых ресурсов по домовым счетчикам.
И еще мне хотелось бы обратить внимание на то, что основной потенциал энергосбережения в жилом секторе находится именно в эксплуатационой сфере, так как ежегодный прирост жилых площадей составляет лишь около одного процента от эксплуатируемого фонда. Поэтому наибольший эффект может дать именно реконструкция зданий. При этом не только снижаются энергетические и эксплуатационные затраты, но и повышается качество жилья, увеличивается срок службы зданий.
– Реконструкция домов производится без отселения жильцов, и им, понятное дело, приходится не сладко. Учитываются хотя бы их пожелания?
– Конечно, при реконструкции зданий необходимо взаимоувязывать не только технические и финансово-экономические факторы, но и социальные. На территории Восточной Германии, например, перед проведением реконструкции в течение нескольких месяцев изучаются пожелания жильцов. Российские же традиции отношения к потребителю хорошо известны. Поэтому, во избежание жалоб и препон, организациям и предприятиям, которые будут участвовать в реконструкции, придется «наступить на горло собственной песне», чтобы избежать соблазна не заметить интересов жильцов.