Золото и золотари
«Черный снег» – если кто помнит, это было название так и не поставленной пьесы булгаковского Максудова. Но таким вот, «черным» – вопреки ностальгическим киношным реконструкциям – снег был вообще в Москве. Не славился чистотой наш город и в летнюю пору.В архивах Москвы сохранилась челобитная – от жителей города к российской вседержительнице Екатерине Второй. А в ней – нижайшая просьба: «…запретить сброс в реки мусора и вывоз нечистот на лед зимой». Императрица вняла своим подданным, и такой указ был издан. Увы, чище вода в реках и водоемах от этого не стала… О чем говорить, если даже в семидесятые годы позапрошлого века одна из московских газет писала о Красной площади: «С какой стороны ни подойдешь к ней – надо зажать нос. Иначе не пройдешь». Когда намечался выезд императора, издавался высочайший указ: «Подводам золотарей в этот день не появляться».
Только в 1887 году Московская городская Дума поручила группе инженеров разработать проект канализации города. Справедливости ради надо сказать, что и крупные европейские города обратились к решению данной проблемы примерно в то же время. В Москве был объявлен городской заем, который позволил найти средства на этот проект. Горожане охотно раскупали облигации. Было собрано 4 млн. золотых рублей. На эти деньги у крестьян были выкуплены земли, находящиеся в пойме Москвы-реки. Здесь находились знаменитые Чагинские болота, а неподалеку деревенька с симпатичным названием Марьино. Ей-то и был вынесен приговор. Крестьян переселили, их избы снесли, а на их месте появились Люблинские поля орошения – первые сооружения для очистки сточных вод. Золотом и решили золотарную проблему.
Куда расти городу?
Шли годы. В 1937 году на этом месте построили Люблинскую станцию аэрации. Степень обработки стоков здесь такова, что полученная в результате вода чище, нежели та, что протекает по Москве-реке в центре города! А на месте полей возникли иловые площадки, на которых в естественных условиях обезвоживался осадок, образованный в процессе очистки сточных вод. Сейчас станция – одна из крупнейших и самых оснащенных в Европе.
Но бывшие поля орошения – с точки зрения экологии – оставались весьма неблагополучными. Специфический запах канализации чувствовался далеко за их пределами. А ведь это тысяча гектаров пустующих земель! И где? В получасе езды на машине до центра города. Все районы вокруг Марьина были давно застроены, обжиты – Капотня, Братеево. Москва давно шагнула за кольцевую дорогу. А здесь, на берегу реки, все еще свободные площади, но поселить людей здесь было нельзя.
В конце семидесятых на территории неподалеку от станции Перерва Курской железной дороги появились все же первые дома. Микрорайон так и прозвали: «Старое Марьино». Застройка велась вплоть до Люблинской улицы. А там – стоп! Дальше – болото. Появится ли «Новое Марьино»? Убрать иловые площадки и подготовить эту территорию к застройке задумали в 1985 году. Но делать это начали лишь десять лет спустя.