11:28:41
22 ноября 2024 г.

Золото и золотари

«Черный снег» – если кто помнит, это было название так и не поставленной пьесы булгаковского Максудова. Но таким вот, «черным» – вопреки ностальгическим киношным реконструкциям – снег был вообще в Москве. Не славился чистотой наш город и в летнюю пору.В архивах Москвы сохранилась челобитная – от жителей города к российской вседержительнице Екатерине Второй. А в ней – нижайшая просьба: «…запретить сброс в реки мусора и вывоз нечистот на лед зимой». Императрица вняла своим подданным, и такой указ был издан. Увы, чище вода в реках и водоемах от этого не стала… О чем говорить, если даже в семидесятые годы позапрошлого века одна из московских газет писала о Красной площади: «С какой стороны ни подойдешь к ней – надо зажать нос. Иначе не пройдешь». Когда намечался выезд императора, издавался высочайший указ: «Подводам золотарей в этот день не появляться».
Только в 1887 году Московская городская Дума поручила группе инженеров разработать проект канализации города. Справедливости ради надо сказать, что и крупные европейские города обратились к решению данной проблемы примерно в то же время. В Москве был объявлен городской заем, который позволил найти средства на этот проект. Горожане охотно раскупали облигации. Было собрано 4 млн. золотых рублей. На эти деньги у крестьян были выкуплены земли, находящиеся в пойме Москвы-реки. Здесь находились знаменитые Чагинские болота, а неподалеку деревенька с симпатичным названием Марьино. Ей-то и был вынесен приговор. Крестьян переселили, их избы снесли, а на их месте появились Люблинские поля орошения – первые сооружения для очистки сточных вод. Золотом и решили золотарную проблему.
Куда расти городу?
Шли годы. В 1937 году на этом месте построили Люблинскую станцию аэрации. Степень обработки стоков здесь такова, что полученная в результате вода чище, нежели та, что протекает по Москве-реке в центре города! А на месте полей возникли иловые площадки, на которых в естественных условиях обезвоживался осадок, образованный в процессе очистки сточных вод. Сейчас станция – одна из крупнейших и самых оснащенных в Европе.
Но бывшие поля орошения – с точки зрения экологии – оставались весьма неблагополучными. Специфический запах канализации чувствовался далеко за их пределами. А ведь это тысяча гектаров пустующих земель! И где? В получасе езды на машине до центра города. Все районы вокруг Марьина были давно застроены, обжиты – Капотня, Братеево. Москва давно шагнула за кольцевую дорогу. А здесь, на берегу реки, все еще свободные площади, но поселить людей здесь было нельзя.
В конце семидесятых на территории неподалеку от станции Перерва Курской железной дороги появились все же первые дома. Микрорайон так и прозвали: «Старое Марьино». Застройка велась вплоть до Люблинской улицы. А там – стоп! Дальше – болото. Появится ли «Новое Марьино»? Убрать иловые площадки и подготовить эту территорию к застройке задумали в 1985 году. Но делать это начали лишь десять лет спустя.

Илья Грибов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация