23:30:44
11 апреля 2021 г.

Татьяна Подберецкая: «Действую по закону и в интересах жильцов»

Год назад в ДЕЗе Преображенского района (Восточный административный округ) появился удивительный приказ: дирекция собиралась вернуть всем семьям района деньги, которые они в течение предыдущих двух с лишним лет переплачивали за тепло. Такого еще в городе не было.Понятно, что подобный шаг вызвал протест снабжающей организации – ГУП «Теплоремонтналадка», но и не только ее.
Примерно в те же дни в нашей газете появилась беседа с руководителем ДЕЗа, и один из вопросов звучал так: «Татьяна Георгиевна, а вы не боитесь?» Ответ: «Я ничего не боюсь. Действую по закону и в интересах жильцов». Через неделю ее сняли.
И вот мы вновь в дирекции (теперь она называется «Управляющая компания «Преображенское») и снова берем интервью у ее руководителя – Татьяны Подберецкой.
«Квартирный ряд»: Ход событий мы примерно знали. Префектура разорвала с вами контракт, вы подали в суд, и дело выиграли. Ваша правота была полностью доказана. Но что вам все-таки инкриминировалось?
Татьяна Подберецкая:
Нарушения в работе дирекции. И главные из них – неправильно выстроенные отношения с ресурсоснабжающими организациями – Теплоремонтналадкой и Мосводоканалом. Остальное – мелочи: где-то не выполнен ремонт подъезда, где-то не благоустроен двор. Что, кстати, не подтвердилось ни в одном случае. Все работы были сделаны.
К.Р.: Напомните читателям, в чем была суть конфликта.
Т.П.:
Суть в том, что брали деньги с людей по тепловым нагрузкам, а мы, дирекция, располагали точными показаниями теплосчетчиков, которые сами же установили в каждом доме. Теплоснабжающая организация предъявила нам счет примерно на 140 миллионов рублей, реальное же потребление получалось немногим более 100 миллионов. Разницу мы им отказались оплачивать.
Фактически тепловики лишались гораздо большего: город снимал с них часть положенной им дотации, а также некую надбавку, которая также перечисляется им из бюджета. Это еще 50 миллионов. Было за что бороться…
Что же касается Мосводоканала, то там предлагали заключить договор на основании приборов учета в ЦТП. А это даже больше норматива, то есть больше 383 литров на человека в сутки, мы же настаивали: только по показаниям приборов учета в доме. На нас подали в суд, и тот подтвердил нашу правоту. Насколько я знаю, мы были единственной из 125 дирекций города, которая так и не заключила договор. Кому может понравиться такое непослушание? Тогда и сняли.
К.Р.: По сути, вы подтвердили известную российскую максиму: «Не высовывайся! Не выступай с инициативой! За это наказывают». Но сейчас-то все должно быть по-другому. Я говорю о недавнем постановлении правительства Москвы «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы», согласно которому приборы учета должны широко войти в практику ЖКХ, появиться в каждом доме. Вы просто опередили события.
Т.П.:
Я бы сказала не только о названой вами программе установки счетчиков, но и о концепции реформы ЖКХ вообще – наша позиция вполне отвечает ей. Иногда я думаю: почему реформа стоит? Говорят: «Население к ней еще не готово». Но я думаю, что к ней не готовы коммунальные предприятия.
К.Р.: А что, кстати, показали ваши счетчики? Каждый из нас и в самом деле тратит в сутки 383 литра воды (40-50 ведер) в день?
Т.П.:
Разброс по домам большой, но в среднем – на четверть меньше. Что, впрочем, тоже немало – где-то вдвое выше, чем в Европе. Экономить воду мы еще не научились. Но расчет по водомерам – это как раз и есть стимул экономии.
К.Р.: А как сейчас у вас выстраиваются отношения с монополистами?
Т.П.:
К сожалению, пока ничего не изменилось. Все осталось по-прежнему. Тексты договоров, которые они нам предлагают, содержат массу всяких кабальных моментов по отношению к жилищным организациям (по существу – гражданам) и никаких требований к монополистам.
У нас отнято право контролировать их работу. Нас могут просто не допустить к показаниям их приборов, и при этом никакой ответственности за это не понесут. Или: предлагается снимать показания в ЦТП. Но от этого пункта трубы идут к домам, и они, трубы, на балансе водо– и теплоснабжающей организаций. А отвечать за эти потери они не хотят. Пусть расплачиваются жильцы.
И другое. Сейчас через ЕИРЦ платежи идут непосредственно поставщикам, но если те плохо обслуживают, недодают, скажем, тепло, и мы снижаем за это плату, то нас еще и наказывают: могут безакцептно (не спрашивая у нас на то разрешения) снять деньги со счета. Так, кстати, случилось и с той суммой, которую мы хотели вернуть людям. В то время, когда меня не было в дирекции, моему заместителю «выкрутили руки» и заставили эти деньги заплатить тепловой организации.
К.Р.: Но ведь это противозаконно! Есть решение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 25 декабря 2001 года, «Положение о безналичном расчете» ЦБ РФ. Деньги можно снять только по решению арбитражного суда.
Т.П.:
Обошлись без него. Но на нас, жилищников, федеральные нормы, к сожалению, не распространяются. Не сдамся, буду отстаивать свою позицию. В этом я нашла понимание у нового руководства префектуры. Загадывать не хочу, но знаю твердо: мириться с беззаконием не намерена.
К.Р.: Сейчас на вашей стороне еще и постановление правительства Москвы о совершенствовании системы водопотребления и теплоэнергии именно с помощью счетчиков. А, кстати, что конкретно оно вам дало?
Т.П.:
Для меня самое важное в нем то, что дирекциям отныне предоставлено право заключать договоры по приборам учета в доме. Это и есть правовое подтверждение нашей позиции и нашей правоты. Но всех вопросов это постановление, конечно, не решает.
Ориентировано оно на счетчики, которые устанавливаются на доме. Кто их будет устанавливать? За чей счет? Кому они будут принадлежать? Все это пока неясно. И далее: сняли показатели, а теперь что? Самим раскидывать плату на каждую семью? Но зарегистрировано два человека, а фактически живут – и тратят воду – шесть. Что прикажете делать? Буквально перед вами я встречалась с немецкими специалистами, для них это тоже задача актуальна. Предложили свой подход. Посмотрим. Изучим.
К.Р.: Водомер на доме – это все же слабый стимул экономии. Скорее – упорядочение расчета с ресурсоснабжающими организациями. Настоящего прорыва в смысле экономии можно ждать, когда счетчики будут в квартирах. Но будут ли? Дело добровольное… Что вы, управление, можете сделать для того, чтобы они получили распространение? И можете ли вообще?
Т.П.:
И можем, и делаем. Недавно не принимали у строителей дом до тех пор, пока там не поставили приборы учета. Но, в основном, у нас старые дома, счетчиков практически нет.
Как сагитировать людей? Если б я тогда смогла вернуть населению эти 3 миллиона, это был бы самый убедительный аргумент. Впрочем, этой мысли не оставляю. Пока же ведем разъяснительную работу, убеждаем, что затраты окупятся с лихвой. Пишем об этом часто в газете «Преображенские ведомости»…
К.Р.: Районной?
Т.П.:
Нет, почему же – своей, нашего управления. Вывешиваем информацию на стендах, которые есть в каждом подъезде. Ходим по квартирам. И, наконец, для одной из них – там живет семья инвалида – нашли инвестора, и там поставили прибор учета. Ведем ежемесячный мониторинг. Получается 140 – 150 литров на человека! Кстати, малообеспеченным людям такие приборы в первую очередь и нужны.
К.Р.: Долгий путь… Не найдете же инвестора для каждой квартиры.
Т.П.:
Есть иные пути. Мы знаем компанию, которая согласна установить такие приборы безвозмездно для населения, в счет платы за дальнейшее их обслуживание. Все это, конечно, быстро не решится. А пока такого нет – мы сами решили экономить на энергоресурсах. Поставили прибор в ЦТП, который в зависимости от расхода, температурных данных на улице регулирует их подачу. Сегодняшняя экономия – 20 процентов.
К.Р.: Теперь о других делах. Уже на подходе я обратил внимание на новую вывеску. Что значит эта смена названия – была дирекция, стало управление?
Т.П.:
Но мы ведь и, по сути, были им. У нас уже три года существуют договоры с каждым собственником и нанимателем. И форма, и содержание их тщательно продуманы. С первыми – собственниками, которых у нас 80 процентов – у нас договор на управление и техническое обслуживание жилья. С нанимателями – просто на обслуживание.
Кстати, с этих договоров все и началось. Ведь в них как раз и сказано, что нам, тогдашнему ДЕЗу, жильцы передоверили защиту своих интересов в их отношениях с коммунальными организациями. Мы – представители населения, а потому несем прямую ответственность и за качество услуг, и за точность расчетов с жильцами. Так что нынешнее наше название – управляющая компания – больше отвечает сути дела.
К.Р.: Расширились ли ваши права?
Т.П.:
Пока сменили название, но теперь хотим поменять и статус. Сейчас же по-прежнему во всем подотчетны префектуре, управе, связаны по рукам и ногам различными инструкциями. От меня требуют ремонта буквально всех подъездов, а зачем, если некоторые еще имеют вполне приличный вид? Да я лучше эти деньги потрачу на благоустройство придомовой территории. Нельзя. Финансовое нарушение.
У меня нет возможности самой планировать текущий ремонт зданий, с учетом именно нашей специфики, наших особенностей. Не могу я и строить отношения с поставщиками так, как этого требуют интересы жителей, интересы района. Бюджетные средства, получается, нам дают, но распорядиться ими я не могу.
Какой же я руководитель? Что даст управляющая компания? Оставаясь государственным унитарным предприятием, получая деньги из бюджета, она сможет еще и сама зарабатывать их, а потом тратить на ремонт и сохранность домов, но по своему усмотрению. По идее у нас должны быть только два контролера: жильцы и налоговая инспекция.
К.Р.: Мечта! Вы же не частная организация.
Т.П.:
Будем. Во всяком случае, стремимся к этому. Пока таких прецедентов нет. Непонятен, скажем, механизм акционирования ГУПов. Но жизнь подталкивает к тому, что и этот вопрос должен как-то решиться. Возможно, мы будем первыми. Что ж, не привыкать.


О нашем собеседнике:
Подберецкая Татьяна Георгиевна. В жилищной сфере работает с 1990 года. Сначала просто инженер, но уже через три месяца главный инженер РЭУ, потом руководитель дирекции (с 1997 года). Из внерабочих и давних увлечений (до 2000 года!) – горные лыжи. Любимые книги – классика. Часто перечитывает Толстого и Достоевского. Постоянные спутники – Пушкин, Блок, Ахматова. Гордится дочкой – ведущим тележурналистом одной из компаний. Но настоящая духовная близость – по ее собственному признанию – с пятилетней внучкой Машей.

Исаак ГЛАН

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация