Квартплата, которая напрягает всех
В редакцию пришло коллективное письмо от москвичей В. Хомякова, Н. Майоровой, В. Кудинова. Письмо гневное, поэтому оставим эмоции наших читателей за пределами этой статьи, расскажем о сути обращения.
Нам обещали, мы надеялись
Все помнят обещание властей не повышать платежи населения в первом полугодии 2012 года. На последнем заседании Госсовета 17 июля президент РФ Владимир Путин поручил взять под контроль выполнение этих обещаний. Несмотря на это, то и дело говорится о многочисленных нарушениях и о практике невыполнения под разными предлогами решений об ограничении платежей в ЖКХ.
Авторы письма проанализировали отписки на жалобы граждан об увеличении роста платежей за жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии нынешнего года. Оказалось, что чиновники объясняют рост платежей, к примеру, за тепловую энергию в первом полугодии тем, что жители увеличили объемы потребления, и общедомовые счетчики это зафиксировали. В ответах также не признают обязательными часть платежей по ЕПД (Единому платежному документу). А между тем, оплата за «социальные» общедомовые антенны в первом полугодии 2012 г. выросла почти вдвое – с 65 до 120 руб. в месяц. Радиоточки и домофоны, которые также вписаны в ЕПД и обязательны к оплате, также подорожали значительно, но чиновники не считают их услугами ЖКХ и на этом основании объясняют рост платежей.
Таким образом, фактически расходы населения на оплату ЖКУ вопреки обещаниям выросли по перечисленным выше причинам. Можно ли, – недоумевают наши читатели, – несмотря на принятые государством обязательства об ограничении платежей в первом полугодии 2012 г., увеличивать их под предлогом роста объемов потребления тепла по общедомовым счетчикам (на что жители влиять не могут) и непризнания части платежей в ЕПД (антенна, радио и т.п.) обязательными?
Не понять, откуда ноги растут
Надо сказать, что необоснованный рост платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии 2012 года, когда, казалось бы, вообще никакого роста быть не должно, отмечен не только в Москве, но и во многих других регионах страны. Этой проблемой озаботилась и Общественная палата РФ. Председатель Комиссии по местному самоуправлению и ЖКХ Светлана Разворотнева, на круглом столе в информационном агентстве РБК рассказала:
«На протяжении года вместе с ФСТ (Федеральная служба по тарифам) мы пытались разобраться в процессе формирования тарифов. Вроде бы процесс этот предельно регламентирован, на федеральном уровне установлены предельные индексы повышения тарифов, есть региональные организации – РЭКи, которые должны их соблюдать. Но на выходе все равно получаются какие-то странные цифры. Я никак не могла понять, почему в Калининграде вода, газ, свет, тепло стоят в полтора раза больше, чем в соседних регионах? Потом мне рассказали об одной из причин – там содержат футбольную команду…».
Комиссия отчаялась разобраться «внутри» тарифов. Поэтому определили регионы, в которых повышение зашкаливает за 15%, договорились с Контрольно-Счетной палатой РФ о том, что в этому году она все свои усилия направит именно на проверку нарушений в сфере ЖКХ. Кроме того, сейчас по итогам обращений на горячую линию Общественной палаты (тел. 8-800-700-8-800 – звонок бесплатный, время работы с 9.00 до 18.00 без выходных) готовится и вскоре будет обнародована интерактивная карта мониторинга роста платежей за услуги ЖКХ, на которой будут отмечены регионы – «рекордсмены». Такие уже выявлены: в Московской области есть случаи, когда тарифы повышали на 25%, в Приморском крае – на 35%, в Удмуртии – на 53%, из Бурятии поступали сообщения о том, что местами тарифы повышены на 70%.
При комиссии также создана рабочая группа по контролю в сфере ЖКХ, в которую вошло по одному представителю от каждой региональной общественной палаты. Предполагается, что сотрудники контрольно-счетных органов вместе с общественниками будут проводить проверки по каждому конкретному факту превышения роста тарифов.
«Нехорошие» управляющие
Сразу отметим, что комиссия Общественной палаты «мониторила» конечные платежи жителей, то есть те суммы, которые в итоге выставляются в ЕПД, а не только тарифы на коммунальные услуги (газ, холодная, горячая вода, тепло, электричество). Казалось бы, есть регулируемые государством тарифы на «коммуналку», и они не должны повышаться больше чем на 12% за год, тогда почему итоговые платежи превышают обещанный предел?
Как отметила Светлана Разворотнева, у комиссии сложилось определенное понимание, почему это происходит. Такой скачок цен связан с тем, что в регионах вместе с повышением тарифов на коммунальные услуги под шумок приняли решение о повышении платы за обслуживание домов для социальных нанимателей. У регионов есть право на такое повышение, но оно не касается собственников. Собственники вправе определять плату за обслуживание своего дома на общем собрании. Между тем, управляющие компании пользуются юридической неграмотностью граждан и поднимают расценки без согласования с жильцами. А это возможно только на основе договора между управляющими компаниями и собственниками. Поэтому нужно внимательно читать договор и не подписывать. А компанию, которая злоупотребляет доверием жителей, нужно переизбирать на общем собрании.
Сейчас Контрольно- счетная палата РФ нашла способ проверять и управляющие компании. Если в составе платежа присутствует бюджетная субсидия – это уже повод контрольным органам прийти и проверить. И, конечно же, любое необоснованное повышение платежа должно инициировать жителей на то, чтобы начать задавать своей УК неприятные вопросы.
Возьмите в руки калькулятор
Итак, Комиссия Общественной палаты РФ по жилищной политике и ЖКХ пришла к выводу, что виновниками сверхповышения квартплаты чаще всего являются управляющие компании. Хотя Светлана Разворотнева признала, что есть случаи необоснованного завышения и коммунальных тарифов. Иного мнения придерживается директор Института экономики и жилищно-коммунального комплекса НИУ ВШЭ Виктор Колесник. Он согласен, что проблема роста тарифов – самая большая проблема. Во всяком случае, именно так она позиционирована в средствах массовой информации, но на самом деле всех больше волнует совокупный платеж, который выставлен в квитанции.
Он рассказал:
«Я не поленился, взял калькулятор и посчитал реальное повышение квартплаты в Москве в 2012 г. В сумме после июльского и сентябрьского скачка рост должен составить 15% . По факту вышло – порядка 25%. Причина, в числе прочих, в том, что сентябрьское повышение тарифов на коммунальные услуги начислялось не от какого-то зафиксированного базового уровня, а от июльских тарифов.
В ЖКХ существует несколько мифов о причинах повышения тарифов. Одна из них – рост издержек при добыче газа. Это так, потому что в последние годы Газпром уходит с месторождений, где добывался относительно легкий газ, на более трудные месторождения. А это требует капитальных вложений. Поскольку повышается тариф на газ, то, соответственно, по цепочке, растут цены на коммунальные ресурсы. Частично это экономически обосновано, в основном – бесхозяйственность. При ежегодном формировании тарифа ресурсоснабжающие организации подают заявки в РЭКи (региональные энергетические комиссии). В этих заявках указываются основные расходы – плата за ресурсы, модернизация, фонд оплаты труда, и прочие расходы – у кого-то это 18%, у кого-то гораздо больше. Что в этих прочих расходах – большой вопрос! Всем памятна история с Мосводоканалом, который «захотел» летательный аппарат и включил его стоимость в тариф.
Далее производится ресурс, поставляется к границе дома управляющим компаниям, ТСЖ, мы начинаем платить, но при этом не задумываемся, зачем и за что? К примеру, холодная вода – это питьевая вода. Вы платите за воду, как за питьевую. Но если вода совсем никудышная, то вопросы вы задаете не ресурсоснабжающей организации, а управляющей, ТСЖ. То же самое происходит с горячей водой, у которой температура ниже нормативной, с отоплением, когда батареи еле теплятся, с перепадами напряжения в электросети. Приведу в сравнение магазин. Мы знаем вкус определенного продукта, и, если он не соответствует стандарту, то без особых проблем возвращаем продукт. Но таких прав нет у жителей по отношению к ресурсоснабжающим организациям. Соответственно, как и у управляющей компании, ТСЖ. Мы получаем ежегодный рост тарифов, но при этом качество услуг не растет, растет только сумма выплат из нашего кармана.
Я сторонник того, что тарифы на коммунальные услуги должны повышаться. Они не могут стоять на месте. Но как это должно происходить, каким образом должен регулироваться этот рост, и что, собственно говоря, должно ложиться в основу этого процесса? На сегодня жители являются рабами современной системы тарифообразования, потому что по большому счету тарифы, которые ежегодно повышаются, мало влияют на качество предоставляемых и получаемых нами услуг. Можно сказать, практически не влияют».
Футбол, конечно, дело хорошее…
Любой здравомыслящий человек, читая эту статью, задаст себе вопрос: как же с этим бороться? Начинать нужно с открытости. В свободном доступе должны быть заявки на тарифы предприятий естественных монополий. Чтоб каждый видел, из чего они складываются, обоснованы или нет их «хотелки», какая часть тарифа идет на заработную плату, где затраты на добычу ресурса и его переработку. И сейчас ресурсоснабжающие организации обязаны раскрывать информацию, в том числе и о составляющих тарифа на свой ресурс. Однако разобраться в этом способен разве что очень опытный аудитор, умеющий работать с первичной документацией.
Как-то в Общественной палате представитель одного из регионов рассказал: «Смотрю документацию по тарифу, которую предоставила региональная электросеть. Вдруг обнаруживаю, что на город с населением 300 000 жителей «заложено» в штат 28 монтеров. Спрашиваю, зачем столько на такой маленький город? Оказалось, что это футбольная команда, которую содержит электросеть»…
Готовьте тостеры на выброс
В скором времени нас ждет еще одно «коммунальное» потрясение. Все больше говорят о введении социальных норм потребления электроэнергии. Пока речь идет о 75-100 кВт/час в месяц, которые граждане будут оплачивать по фиксированному минимальному тарифу. Почем будет сверхнормативное потребление – большой вопрос. Хотя и на него тариф обещают оставить регулируемым. Что это означает на практике? Хорошо, если социальная норма будет установлена из расчета 75-100 кВт/час в месяц на человека, а не на квартиру, тогда среднестатистическая семья вполне уложится в этот объем. Если же та же самая норма будет установлена на жилое помещение, то есть, на семью в целом, то электроэнергия станет слишком дорогим удовольствием.
Слово эксперту
От западных стран Россия всегда выгодно отличалась относительно невысокими тарифами на услуги ЖКХ. Однако за последние 7 лет рост тарифов привел к тому, что сегодня стоимость кубометра воды в России уже вплотную приблизилась к среднеевропейским показателям. Похожая ситуация и с другими коммунальными услугами. Казалось бы, России импортировать ничего не надо – ни газ, ни электроэнергию, ни уж тем более воду, тем не менее цены растут, приближаясь к европейским ставкам. Об особенностях регулирования тарифов, о разнице в стоимости обслуживания квартир у нас и в странах Западной Европы рассказал эксперт в области международных инвестиций в недвижимость Игорь Индриксонс.
Конкуренция
В Европе рост тарифов ЖКХ контролируется с двух сторон – как самим рынком, так и государством. В самом начале отмечу, что вся инфраструктура ЖКХ (трубы, электросети и т. д.) находится в общем пользовании у обслуживающих компаний. В каждой стране был найден свой собственный подход. В некоторых странах инфраструктура национализирована, а ее обслуживанием занимаются специальные подрядчики, которым платит или государство, или же сами компании. В других странах инфраструктура была передана частым компаниям, но в то же время эти компании законодательно лишены права заниматься поставками газа, воды или электроэнергии. Конечно, так или иначе, но эти расходы входят в конечную стоимость услуг для потребителя, но опять же тарифы таких компаний, которые владеют инфраструктурой или обслуживают ее, регулируются государством, которое не допускает монополизации и большого роста цен.
Для примера рыночного регулирования возьмем Великобританию, там каждый человек волен сам выбирать поставщика услуг. На законодательном уровне закреплено, что все оперирующие на рынке компании вправе использовать одну и ту же сетевую инфраструктуру (трубы, электросети и т. п.), т. е. в этом компоненте все равны. Каждый гражданин вправе выбирать ту компанию, чьи тарифы или условия ему подходят больше всего, а если он будет чем-то недоволен, то очень легко может сменить поставщика. Таким образом, на рынке услуг ЖКХ Великобритании высока конкуренция среди компаний, и практически единственный инструмент привлечения клиентов – ставка тарифов. Нередко компании проводят маркетинговые акции, в которых предлагают подписать контракт с компанией на 5 лет и получить скидку или фиксированную ставку на все 5 лет. Примерно так же дела обстоят и в других европейских странах. Попробуйте вспомнить хоть одну пятилетку в России, в течение которой хотя бы раз не повышались тарифы!
На рынке поставщиков электроэнергии ситуация в Европе обстоит еще интереснее. Счетчики электроэнергии оборудованы специальным ключом с микрочипом, который представляет собой некое подобие сим-карты, и этот чип привязан к электронному счету в определенной энергетической компании. Владелец такого ключа в любом терминале – в супермаркете или просто на улице – может пополнить этот счет. При этом хозяин жилья может иметь сразу несколько таких ключей (они унифицированы у всех компаний) и сам выбирать поставщика услуг хоть каждый месяц.
Похожая ситуация и с газоснабжением, с той лишь разницей, что для газовых счетчиков используется не ключ с микрочипом, а пластиковая карта – также со встроенным микрочипом. В остальном технология работы полностью такая же. Все эти технологии обеспечивают высокую конкурентность на рынке поставщиков услуг ЖКХ в Великобритании и в Европе в целом.
Контроль
В первую очередь, регулирующие органы в европейских странах не допускают появления монополий на рынке предоставления услуг ЖКХ – ни среди поставщиков газа, ни воды, ни электроэнергии. Государственные органы регулируют также ценовую политику поставщиков. Справедливости ради надо отметить, что под регулирование не подпадают поставки газа и электричества, так как эти энергоносители торгуются на бирже. Государство контролирует цены на воду и на сервисные сборы (за обслуживание дома и близлежащей территории). Для этого оно использует специальные индексы повышения цен, т. е. ежегодно регулирующие органы стран Европы публикуют такой индекс. Например, он составляет 3%. Это значит, что поставщики воды могут повысить цены не более чем на 3% в этом году. Меньше или вообще не повышать – можно, больше – нельзя. Естественно, для поставщиков воды и для сервисных компаний, обслуживающих дома и территории, рассчитываются отдельные индексы специальными аналитическими департаментами на основе разработанных ими методик, учитывающих все необходимые факторы.
Еще один важный момент регулирования со стороны государства состоит в том, что осуществляется очень четкий и жесткий контроль для предотвращения мошенничества и краж. Все поставщики на рынке обязаны проходить полный аудит у независимых компаний, а результаты аудита должны быть опубликованы и находятся в открытом доступе.
Про нас
В России владелец недвижимости не обладает возможностью выбирать поставщика тех или иных услуг ЖКХ – на рынке установлена олигополия, когда есть только видимость какой-то конкуренции, на самом деле все подчиняются единому центру. Она-то и порождает беспрерывный рост тарифов. Все услуги у нас централизованные, и, например, житель какой-нибудь московской многоэтажки не может использовать свой собственный котел и выбирать компанию-поставщика, как это делают во всем цивилизованном мире. Многие, возможно, будут удивлены тем, что во всех европейских странах в каждой квартире есть свое собственное отопление, свой бойлер, к которому подходит только холодная вода.
Например, в России очень часто случаются различные аварии и утечки, в результаты которых месячные счета конечных потребителей вырастают на размер утечки. И, к сожалению, это случается весьма часто, а люди, естественно, недовольны, потому что платить за все приходится именно им, конечным потребителям. У недовольных такой ситуацией в домоуправлении (нормальное ТСЖ все еще редкость даже для Москвы) запрашивают документы о том, где и когда случилась утечка, сколько длилась и т. п. Естественно, таких документов ни у кого нет. Если человек подает в суд, забрасывает все дела и работу, занимается только этим, то через полтора-два года ему выплачивают мизерную компенсацию. Поэтому люди предпочитают с этим не связываться, чем и пользуются те, кто хочет нажиться. На Западе же понятия утечек вообще не существует. Если таковая произошла, то вся ответственность за нее и все расходы по устранению ее причины ложатся исключительно на самого поставщика или на его страховую компанию, которая такие риски застраховала.
Теперь подытожим наш небольшой анализ. Возьмем для сравнения среднестатистическую московскую двухкомнатную квартиру. Ежемесячно на оплату услуг в среднем уходит 4000–4500 руб., в зависимости от количества проживающих, это примерно 100 евро в месяц. Если взять среднестатистический показатель по европейским странам, то там сумма будет меньше на 60%. При этом надо учитывать, что Европе приходится импортировать газ и частично электроэнергию. А если сравнивать с США, где, как и в России, нет необходимости импортировать газ и электроэнергию, то в Штатах стоимость обслуживания дома или квартиры будет в 2 раза дешевле – на уровне 50-60 долларов.