Сергей Бородычев: «Улыбка новосела многого стоит»
В Москве уже несколько лет сносят пятиэтажки, а на их месте возводят новое жилье. Некоторые горожане не могут смириться с тем, что их переселяют в другие районы. Порой люди идут на все, лишь бы остаться в ставшем родным им доме. А некоторые даже рискуют жизнью, лишь бы не лишиться так полюбившегося им жилья.В Южном округе столицы уже перебрались на новое место жительства около восьми тысяч семей, снесено более 90 домов. В большинстве случаев все проходит гладко и без эксцессов. Но если что-то идет не так, то на помощь приходят жилищники. О том, как идет переселение, наш корреспондент беседует с заместителем префекта Южного административного округа Сергеем Бородычевым.
«Квартирный ряд»: Многочисленны ли случаи, когда жители Южного округа не желают перебираться на новое место жительства?
Сергей Бородычев: В последние два года мы переселяем почти по две тысячи семей в год. Вот несколько цифр. В 2002 году в Южном округе было переселено, а потом снесено в рамках программы по ликвидации ветхого жилого фонда 34 дома. В прошлом году снесли 24 дома и переселили 1919 семей. В нынешнем году планируется переселить еще 22 пятиэтажки.
Снос старых и строительство новых домов в округе, в основном, ведется кварталами. Подобным образом уже проводится застройка на месте снесенных домов в районах Нагорный и Чертаново Южное. Ярким примером может послужить район Москворечье-Сабурово, где постепенно идет застройка улицы Борисовские пруды и снос ветхого жилья в поселке Московского завода радиотехнической аппаратуры.
В последнее время случаев, когда москвичи сопротивляются переезду, стало немного. Заметно поубавилось дел, рассматриваемых в судах. Еще три-четыре года назад мы передавали в суды до 200 дел в год, а сейчас не более 15. Большой объем и высокий темп сноса и переселения дают возможность округу уже в следующем году выполнить поставленную правительством Москвы задачу переселить и снести до 2010 года пятиэтажки первого периода индустриального домостроения. Но обновление жилищного фонда в округе на этом не закончится. В нынешнем году прибавляется к всему прочему программа капитального ремонта, реставрации и реновации зданий.
К.Р.: И все-таки, Сергей Владимирович, без проблем не обходится?
С.Б.: Без этого, к сожалению, не получается. Зачастую недовольны те, чьи дома в том или ином районе первыми попадают под переселение и снос для строительства «стартового» дома. Ведь сначала, чтобы возвести новостройку в обжитом месте, следует найти для нее площадку. В прошлом году мы переселяли жителей из домов по улице Новинки. Так вот, в одной из квартир жильцы наотрез отказались выезжать.
Года три назад хозяйка жилья приехала из Тамбова и купила эту квартиру в доме. Стоит он в удобном для проживания месте – недалеко станция метро «Коломенская». По площади квартира довольно скромная: всего 20 квадратных метров нежилой площади и 15 жилой. В ней зарегистрированы еще дочь и мать хозяйки. Удобно ли троим взрослым людям находиться в такой квартире? Ответ ясен. Но женщина ни в какую не соглашалась переезжать. Объясняла отказ тем, что приобрела недвижимость специально в этом доме.
В соответствии с законодательством мы должны предоставлять жилье в пределах города. Конечно, если бы в округе хватало строительных площадок, люди без сомнения оставались бы в своих районах. Это было бы просто замечательно: и у нас не возникало никаких сложностей, и горожане были бы довольны. Но не всегда так бывает. Этой женщине предлагались варианты по площади в два раза больше, чем она занимала, но она от них отказывалась.
Пришлось обратиться в суд, который нас поддержал. Хозяйка квартиры подала кассационную жалобу в Мосгорсуд. К тому времени жильцы из пятиэтажки переехали в новые квартиры. Во всем доме осталась одна эта семья. Сами понимаете, что оставаться в выселенном доме небезопасно. Не говоря уже о расходе электроэнергии, воды, отопления и так далее. Тогда мы вновь подали в суд иск о немедленном выселении.
К.Р.: Почему?
С.Б.: А если что-то случится? К примеру, пожар. В пустующих домах они часто случаются. «Омертвевшие» дома притягивают к себе не только бомжей, но и тех, кто не в ладах с законом. В префектуру обратились руководители службы ГОиЧС и Госпожнадзора с просьбой немедленно переселить данную семью, поскольку существовала угроза для их жизни. И мы, согласно закону, переселили туда, куда предлагали изначально – в Марьинский парк.
К.Р.: Получается, что желания жителей не в счет?
С.Б.: Почему же? Как раз наоборот. С каждой семьей, у которой возникают какие-либо проблемы, мы встречаемся в удобное для всех ее членов время, а это бывает, как правило, вечером, после работы, или в субботние дни, предлагаем разные варианты квартир, по возможности в разных районах, чтобы могли выбрать. В беседах принимают участие начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЮАО, руководители отделов переселения и юридического, специалисты. Так что мы очень внимательно относимся к просьбам и пожеланиям жителей. Как я уже говорил, у нас сейчас практически нет судебных дел по переселению.
Иногда при всех плюсах новостроек люди все-таки желают остаться вблизи от прежнего места жительства, так как рядом проживают родственники. В таком случае мы предлагаем «вторичное» жилье за выездом, предварительно отремонтированное. Например, из тех же домов по улице Новинки шесть семей переехали во «вторичку». Мы и той женщине предлагали. Площадь в такой квартире, как правило, больше той, чем люди занимали, и по метражу, и по стоимости. Так что если у кого-то возникают сложности при переселении, о них следует говорить специалистам Управления.
К.Р.: Какие основные причины отказа людей от предлагаемой площади? С.Б.: Ситуации бывают разные. Некоторые хотят переехать поближе к родственникам или к месту работы, к примеру, в Бутово, Зеленоград или Фили. Тогда мы обращаемся в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и просим помочь в конкретном вопросе. Я не помню ни одного случая, чтобы нам отказали. Все решается оперативно.
Иногда люди желают переехать в новые дома вместе с прежними соседями. Особенно одинокие пожилые люди, которые боятся, что, получив новые квартиры, останутся совершенно одни. Так было и по улице Новинки, и по улице Борисовские пруды, в поселке завода радиотехнической аппаратуры. Сотни людей лет тридцать-сорок назад пришли работать на это предприятие. Они вместе многие годы не только работали бок о бок, но и жили по соседству. Если есть возможность, стараемся подобрать им площадь не только в одном доме, но и в одном подъезде, или на одной лестничной клетке. Кроме того, люди опасаются, что по новому месту жительства может не быть поликлиники, или детского сада. Но этого можно не бояться, так как в Москве уже давно решен этот вопрос, и застройка микрорайонов ведется комплексно.
К.Р.: Когда в столице только началось массовое переселение, многие предприимчивые люди на что только ни шли, чтобы им досталось как можно больше бесплатной жилплощади. Встречаются сегодня такие?
С.Б.: К сожалению, случаи, когда люди не очень красиво поступают, бывают. Переселяли мы один из домов по Варшавскому шоссе. В однокомнатной квартире проживали разведенные супруги, расторгнувшие брак около двух лет назад. Перед самым выселением бывший муж зарегистрировался с приехавшей из другого региона беременной женщиной, у которой четверо детей. Так вот эта семья требовала большую квартиру. Они обращались со своей просьбой в различные инстанции. Если бы все шло, как они хотели, то бывшая супруга получила бы однокомнатную квартиру, а вторая семья должна была получить более 140 квадратных метров. После нашего обращения в суд вторая жена была выписана из квартиры.
Или вот еще ситуация. Несколько лет назад в Южном округе поселился молодой человек, выходец из бывшей республики СССР. Он женился на москвичке. Через некоторое время стал требовать для своей жены, инвалида первой группы, решения жилищного вопроса с правом на дополнительную площадь. Мы стали разбираться. Оказалось, что жена такого шустрого приезжего – 1911 года рождения, а он сам – 1967-го. Понятно, что мы не могли принять положительного решения.
К.Р.: Если хотя бы одна семья начинает «капризничать» по поводу переезда, выходит, что задерживается снос пятиэтажки и новое строительство. Но не всегда же по вине горожан задерживается эта программа. Бывает, что и сами строители являются виновниками тех или иных сбоев?
С.Б.: Должен заметить, что за последние два года никакой задержки в выполнении программы не было. Каждый год в округе составляется наглядный сетевой график. В нем указывается срок завершения строительства домов, площадь которых пойдет под переселение. Выделяются все этапы строительства, переселения и сноса дома. Программа находится под жестким контролем префекта округа Петра Павловича Бирюкова. Раз в неделю он проводит совещания со всеми участниками программы: инвесторами, строителями, подрядчиками, окружными управлениями, главами управ. Бывают ли сбои на том или ином этапе? Конечно, бывают. На совещаниях и отрабатываются все вопросы взаимодействия.
Для того, чтобы не было задержки в осмотрах будущими новоселами предлагаемых им квартир, назначаются ответственные сотрудники от управы или дирекции единого заказчика, которые вместе со строителями готовы в любое время показать переселенцам квартиру. Беседы с жителями переселяемых домов проходят в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЮАО ежедневно с 8 утра до 8 вечера в то время, когда им удобнее.
К.Р.: Говорят, что переезд сродни пожару. Обязательно что-то забудешь на старом месте, потеряешь. А если нет машины, так это уже совсем тяжкое дело – перетаскивать на себе вещи из старого дома в новый. Нанимать сейчас транспорт – дорогое удовольствие.
С.Б.: Если бы вы переезжали на новую квартиру, я бы только посочувствовал. А вот новоселам из списка льготников мы помогаем – транспорт для них выделяют строители.
К.Р.: Мы все говорим о сносе, переселении. А многие москвичи даже не подозревают, что их дом через годик-другой снесут. Что вы посоветуете таким людям, где можно узнать о грядущих переменах?
С.Б.: Есть постановление правительства Москвы № 494 от 02. 07. 2002 года, в котором по каждому округу определены дома, подлежащие отселению и сносу до 2010 года. На каждой встрече префекта с населением, а они проводятся по районам ежемесячно, в окружных и районных средствах массовой информации мы даем разъяснения, какие дома и в какой срок будут расселяться и сноситься. Да и ваша газета вносит свою лепту в информирование москвичей.
Фото Алексея МОЩЕНКОВА
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Сергей Владимирович БОРОДЫЧЕВ начал трудовую деятельность в 1968 году в одном из областных телецентров. В 1997 году окончил Московский инженерно-строительный институт. Много лет занимал руководящие должности в Москворецком районе столицы.
С момента образования префектуры в Южном административном округе работает в должности заместителя префекта. За эти годы Сергей Владимирович курировал разные направления: вопросы жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы. В настоящее время в должности заместителя префекта занимается вопросами транспорта, межрегиональных связей и жилищной политики.