«Жилищный урок», который мы преподали друг другу
Каждый из нас может рассказать множество страшилок о загаженных подъездах, невозможности получить жилищную субсидию, конфликтах с соседями и много еще всякого, что отражает не только глубину и сложность жилищных проблем, но и низкий уровень нашей «жилищной грамотности». Если добавить к этому традиционный конфликт между жителями и работниками ЖКХ, их взаимное неуважение, то картина современной российской жизни, с «жилищной точки зрения», будет окрашена в самые мрачные цвета.Идея
Привлечение жителей к местному самоуправлению, к решению жилищных проблем, – важные темы дискуссий во многих уголках России. Но мало где переходят от дискуссий к реальным делам. А нам повезло – такие муниципалитеты есть!
Это города Малоярославец Калужской области и Чистополь в Татарстане, где уже с начала учебного года проходят «Жилищные уроки». Начиналось все вполне обыденно, так же как и в других городах, где в рамках работы в проекте ТАСИС «Развитие местной демократии и самоуправления» я предлагала провести семинары на темы «Участие жителей в реформе ЖКХ» или «Жилищная демократия».
В этой статье я расскажу о Чистополе. Сама идея «Жилищного урока» родилась в кабинете заместителя главы администрации города Виктора Шурыгина, где мы все вместе обсуждали сложные отношения работников ЖКХ с жителями. Что интересно, в Чистополе всегда особую роль играли учителя. В восьмидесятые годы в городе действовали социально-педагогические комплексы (СПК), которые были реальными центрами микрорайонов и решали различные локальные задачи, которые сегодня возлагают на территориальное общественное самоуправление.
Поэтому идею «Жилищного урока» удалось воплотить, и педагоги города не отмахнулись от нее. Кампанию активно поддержали глава администрации города Вячеслав Козлов, и самое главное – директор школы №18 Роза Харитонова.
Воплощение
В ноябре я получила приглашение на «Открытые жилищные уроки» в разных классах этой школы. Все уроки фиксировались телекамерами. Сначала отправились в одиннадцатый класс, где урок вела Резеда Камалова, учитель русского языка и литературы. Мы, многочисленные гости, сидели за спинами у школьников, лишь одного – сотрудника ЖКХ А. Галкина – попросили присесть за учительский стол.
Начало урока. В класс влетают две школьницы. Одна буквально рыдает: «Слушай! У меня в квартире с утра трубу прорвало, а родители уехали отдыхать… Вода уже и меня, и соседей затопила! Что делать? Куда бежать?». Грамотная подруга отвечает: бежать нужно в «жилищную контору», и они направляются к А. Галкину. Он спокойно и просто объясняет девчушкам, что они должны предпринять…
А потом его забрасывают вопросами из класса: «Какие функции у вашей организации?», «Что вы делаете?», «За что отвечаете?», «Куда и как должны обращаться жители при различных проблемах?», «Сколько стоит ремонт крыши?», «А окна?», «Где это узнать?»
Обсуждение того, сколько стоит кв. метр стекла (по информации школьников – 85 рублей) и как оплачивается труд плотника-стекольщика (2 тыс. руб. в месяц) выливается в неутешительный вывод – сегодня труд работников ЖКХ дешевле материала, с которым они работают.
А обсуждение поведения жителей (и свое собственное!) венчает вывод о том, что нашим домам не потребуется ремонт и покраска, если мы не будем их разрисовывать, выламывать двери, бить стекла и вообще разрушать…
Школьники проанализировали жилищные счета и их долю в семейном бюджете: «Только оплата света, газа и воды составляет половину заработка одного из моих родителей», – говорит одна из школьниц. И следует не «жилищный» вывод: необходимо уважительное отношение к каждому семейному рублю, а значит, и к работе родителей.
Вопрос: почему мы платим гораздо больше, чем стоит вода, которую мы используем? Естественно, вспоминают о счетчиках, и тут мы, гости, узнаем, что их ставят в городе уже многие жители, а администрация за свой счет установила счетчики воды в 400 квартирах малоимущих жителей! Однако, этот агрегат сам по себе не экономит воду, нужно следить, чтобы не было текущих кранов…
Урок продолжается.Что делать тем, кто не может заплатить за квартиру? Расскажите о жилищных субсидиях! В ход идут материалы, подготовленные управлением социальной защиты, и школьники делают расчет общего семейного дохода и сравнивают с расходами на комуслуги и квартплату. Если «жилищные расходы» семьи превышают определенный процент от ее доходов, нужно обращаться за субсидией. Это можно объяснить и родителям, и бабушке-соседке. Теперь старшеклассники это смогут сделать!
Новая серия вопросов ведущего урок педагога: вспомните, что с нами было, когда отключили из-за аварии воду, газ, тепло… Сложно сегодня в городе прожить без водопровода, газа и центрального отопления, без всех жилищных служб, которые в других городах только лишь ругают! А здесь важный вывод: нам очень нужны все службы ЖКХ! Мы должны с уважением относиться к их работникам.
Другой смежный блок – экономия воды, газа, электричества. Школьник, ездивший на экскурсию, с упоением рассказывает о посещении очистных сооружений: «Это надо видеть! Черная, грязная, зловонная жидкость проходит через полный цикл очистки (идут грамотные химические и биологические термины), и мы видим голубую, прозрачную воду, в которой плавают красивые рыбы!»
Дальше – не менее грамотный рассказ об артезианских скважинах, которые подают воду горожанам, где она проходит через естественные фильтры – песок и гравий!
И снова вопрос представителю ЖХК: «Какие современные химикаты для обеззараживания воды, кроме хлора, есть сегодня в вашем распоряжении?». Очевидный вывод: необходимо экономить воду, потому что ее очистка – дорогое удовольствие.
Мы можем!
Жилищный урок постепенно перетекает в урок жизненный. Не зря же у этих слов близкие корни, и ребята говорят о нравственной чистоте, ответственности, терпимости и взаимопомощи.
Затем от чистоты духовной – к чистоте в прямом смысле этого слова. От кого зависит чистота на наших кухнях, лестницах и дворах? Отчего так мало мусорных контейнеров, почему они такие некрасивые и так неразумно расположены?
Дальше разворачивается активная дискуссия, посвященная безопасности, роли соседей, консьержек, вахтеров и бабушек на лавочках. К сожалению, она демонстрирует неуверенность в собственных силах и неверие в возможность исправить ситуацию.
А потом краткое, но сердечное выступление одного из родителей – председателя домкома: мы ждем вас, мы надеемся на вашу помощь, вашу разумность, ваши молодые головы и сильные руки!
И вполне разумные выводы, которые делают молодые горожане: «каждый из них может изменить этот мир, а уж тем более свой подъезд, свой двор и микрорайон. Может повлиять на семейный бюджет и помочь родителям. Объяснить соседям, что пора обратиться за субсидией. Организовать праздник для малышей, а летом поработать в летнем трудовом лагере микрорайона и помочь ЖЭУ приводить в порядок дома».
Второй «Жилищный урок» мы провели в третьем классе, где вместе с ребятами путешествовали по очень запутанной, сказочной стране ПТЖХ (Производственный трест жилищного хозяйства), где есть добрые и злые волшебники.
Там мы делали остановки на станциях «Вода», «Тепло», «Свет», «Газ» и даже «ТБО», читали стихи и пели песенки, маршировали от станции к станции и обсуждали, что бутылки, коробки и картофельные очистки нужно класть в разные контейнеры, что нужно плотно закрывать двери, аккуратно пользоваться водой, быть очень осторожными с газом! А еще третьеклассники искренне говорили о том, как важен труд Дворника! И показывали своим гостям рукописную книжку-раскладушку «Наш дом» со своими рисунками и рассказами!
Первые итоги
Итак, каковы же предварительные результаты этой кампании? Работники ЖКХ впервые задумались о роли жителей, а необходимость подобрать материал к урокам заставила их попытаться подать его простыми словами. Работники управления соцзащиты не только дали материал для урока по жилищным субсидиям, но и разработали специальные листовки для жителей, которые теперь используют в своей работе. Родители, работающие в сфере ЖКХ, становятся «героями дня», приходят в школу, помогают информацией, наглядными пособиями, сами выступают перед школьниками.
В целом меняется восприятие отрасли ЖКХ, как непрестижной, на «необходимую» и «сложную», от которой зависит повседневная жизнь каждого. Меняется и отношение к городской администрации, так как и жители начинают понимать, что город – сложный организм, которым трудно управлять.
Многие родители впервые задумались над тем, что такое квартплата, содержание жилья, экономия ресурсов. Школьники, от малышей до старшеклассников, получают начальные знания экономии и домовой экономики. Да и вообще, новые знания, необходимые для жителя многоквартирного дома и города. Поневоле они вовлекаются в обсуждение и других – смежных вопросов городской экономики и городского управления, начинают лучше разбираться в городской жизни и, в целом, – местного самоуправления.
Кампания «Жилищный урок» объединяет самых разных людей – жителей города, специалистов, журналистов и способствует новым более открытым и уважительным отношениям жителей и работников ЖКХ. Люди начинают по другому относиться к своим домам, улицам и дворам, задумываются об экономии света, воды и тепла. Так создается основа для появления и становления соседских сообществ. И еще один, может быть, самый важный вывод: благодаря жилищным урокам любовь к своему городу становится понятием совсем не абстрактным, а очень даже конкретным.
Теперь в Чистополе решено проводить такие уроки на классных часах во всех 20 школах.
Елена ШОМИНА, доктор политических наук, профессор кафедры Публичной политики ГУ-ВШЭ, эксперт программы ТАСИС «Развитие местной демократии и самоуправления»
ВОПРОСЫ К «ЖИЛИЩНОМУ УРОКУ»
1. Кто что делает в жилищной сфере: что Федерация, что Республика, что город, а что – другие структуры (частные, кооперативные)? Что делают сами жители?
2. В чем разница между квартиросъемщиком и собственником приватизированной квартиры (права, обязанности, возможности).
3. Что такое «квартплата», каковы ее составляющие ИМЕННО У ВАС в городе?
4. Что делать, если семейный бюджет мал, а квартплата большая? Рассказать про жилищные субсидии: кто может их получить, какие условия (У ВАС) в вашей области (городе), и что нужно сделать, чтобы такую субсидию получить. Где ее получают?
5. Жилищные и коммунальные услуги.
5а. Откуда что берется: вода – откуда поступает, как ее очищают, сколько это стоит в ВАШЕМ ГОРОДЕ? Тепло, газ, свет? Вопросы экономии воды и денег…
5б. Куда что девается? Куда отводится канализация (У ВАС)? Где находятся очистные сооружения, как они работают? Куда вывозится мусор (У ВАС)? Какие проблемы возникают в связи с тем, что мы (в России) не разделяем мусор. Почему мусора так много?
5в. Кто мусорит, а кто убирает?
6. Про соседство в доме – «Живем под одной крышей» (нельзя шуметь, сорить…).
7. Какие бывают организации жителей? Что такое ДОМКОМ? ЖСК и ТСЖ? В чем между ними разница?
8. Как можно улучшить жилищные условия (отремонтировать, переехать, купить, поменять, построить…)?
8а. Специально для старшеклассников: какие у вас молодежные жилищные программы?
8б. Что такое ипотека?
9. Что такое сегодня квартплата в СЕМЕЙНОМ БЮДЖЕТЕ? Что такое семейная экономика?