23:30:44
11 апреля 2021 г.

Новый закон отменили. Действует старый теперь надо отменять и его

Неожиданным оказалось для депутатов Московской городской Думы вето мэра на проект закона, вносящего поправки в действующий Закон «Основы жилищной политики города Москвы». Ведь поправки были подготовлены именно для того, чтобы снять замечания прокуратуры города, которая следит за соответствием законов Москвы – субъекта Федерации – федеральным. Мало того, авторы закона работали над поправками к закону с оглядкой на решение Верховного суда РФ, отменившее недавно ряд принципиальных норм городского жилищного законодательства. В чем же дело? По нашей просьбе разъясняет депутат Мосгордумы, председатель Комиссии Мосгордумы по жилищной политике Галина Хованская.Если впрямую следовать тексту вето, то придется отменить вообще все жилищное законодательство Москвы. «Договоры «безвозмездного пользования» и «коммерческого найма» не предусмотрены федеральным законодательством, регулирующим жилищные правоотношения», — гласит вето, причем сами разработчики этого документа ссылаются на решение Верховного суда РФ, якобы их отменившее.
Действительно, в устаревшем кодексе РФ таких понятий нет, но они есть в Гражданском кодексе РФ. И Верховный суд никак не мог отменить, например, безвозмездное пользование. Он не согласился лишь с третьей частью статьи нашего другого документа – Положения «О порядке улучшения условий граждан в городе Москве». Она касается не самого договора безвозмездного пользования, а дальнейшей судьбы человека, с которым этот договор был заключен, но срок этого договора уже прошел. Верховный суд считает, что человек лишен выбора, какой договор заключать дальше: социального или коммерческого найма, а вместо него решают чиновники. Право города создавать специализированные фонды, заключать договоры безвозмездного пользования для защиты жилищных прав граждан у суда возражений не вызывало.
Та же самая ситуация – с договорами коммерческого найма (напомню, очередь на «коммерческий наем» — 14 тысяч семей москвичей), с договорами аренды с правом выкупа… И безвозмездное пользование, и коммерческий наем, и аренда с правом выкупа вводилась в нашу практику, чтобы сделать московское жилье более доступным, более безопасным, дать москвичам дополнительные права для решения жилищной проблемы.
Ведь договор безвозмездного пользования мы ввели специально, чтобы защитить «группу риска» — сирот и стариков от бандитов, охотящихся за их квартирами. Совершать сделки с квартирами, находящимися в безвозмездном пользовании, невозможно – ни приватизировать, ни подарить, ни обменять, а значит, хозяин этого жилья просто не заинтересует мошенников. С этими договорами уже полтора года работает городское предприятие «Моссоцгарантия», созданное специально для защиты выпускников детских домов и одиноких пенсионеров. И этот опыт Москвы был отмечен президентом России при обсуждении проблемы детей-сирот.
Опять-таки, если следовать тексту вето, нужно забрать часть функций у «Моссоцгарантии», расторгнуть договоры безвозмездного пользования со всеми детьми-сиротами, закрыть Городской центр арендного жилья, прекратить предоставление жилья по договорам коммерческого найма, отменить положение о порядке улучшения жилищных условий, отменить закон о приоритетах в предоставлении жилья, отказаться от новой схемы расчета субсидий на приобретение жилья. И поднять наши старые правила постановки граждан на учет 1984 года!
Текст этого документа свидетельствует о том, как понимают исполнители из правового управления мэрии сам предмет совместного ведения в самой Федерации. Из документа следует, что в правовом поле субъекта Федерации могут действовать либо федеральный закон, либо нормативные акты, издаваемые исполнительной властью. Однозначно решено, что правительство Москвы «устанавливает обязательный единый порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений». Зачем тогда нужна законодательная власть в Москве?
Конституционный суд РФ определил, что субъект федерации имеет право принять нормы, отсутствующие в федеральном законе по предметам совместного ведения. Жилищное законодательство относится к предмету совместного ведения. Если же какие- нормы принимаются на федеральном уровне, то потом субъект Федерации просто приводит свои нормы в соответствии с федеральным. Вот и все.
На протяжении работы над этим документом мы активно сотрудничали с прокуратурой города. Она отслеживает все наши законопроекты с момента внесения их в Думу. Именно прокуратура проверила наш проект на соответствие федеральному законодательству. Никаких противоречий не обнаружила. И большинство ее замечаний мы учли. Кстати, эти замечания не имели ничего общего с текстом вето.
Итак, принятый гордумой закон о поправках в «Основы жилищной политики города Москвы» отклонен. Действует прежний документ. Его-то прокуратура и будет опротестовывать, обязательно предъявит свои претензии. Так что все придется начинать с начала – вносить новый проект.
Наши оппоненты соответствуют: ждете нового Жилищного кодекса РФ, работайте над его проектом. Когда его примут, то и все противоречия будут сняты. Но работа над этим продлится еще очень долго, а жизнь идет вперед. Гораздо спокойней сидеть и ждать у моря погоды. Я предпочитаю активно влиять на формирование жилищного законодательства в интересах москвичей, а не занимать позицию стороннего наблюдателя.

Елизавета Сонина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация