Как вы к ним относитесь?
Надежда КОСАРЕВА, президент фонда «Институт экономики города»:
«В мире очень много различных форм жилищного кредитования. Но там нет таких форм, которые существуют у нас. Международный опыт показывает, что, в основном, все эти структуры представляют собой либо банковские, либо не банковские кредитные организации, специальным образом регулируемые. И эти регулируемые системы – совсем не те схемы – непонятные, непрозрачные, которые существуют у нас и которые напоминают финансовые пирамиды. Они хороши до тех пор, пока у нас цена недвижимости растет. Я вас уверяю, как только она будет падать, все эти схемы тут же рухнут. Они держатся до тех пор, пока растет цена на жилье. В принципе, я совсем не против прозрачных, хороших систем жилищных сбережений. Но для этого нужно принять специальное законодательство о жилищном сбережении, которое сейчас готовится и обсуждается (закон о стройсбережениях). Если будет прозрачное и правильное законодательство, тогда, конечно, имеют право на существование подобные кредитно-финансовые схемы. Но то, что происходит сейчас, у меня вызывает очень большие опасения. Эти «добровольные объединения граждан для покупки жилья» – абсолютно не прозрачные системы, которые на ком-то обязательно потом закончатся».
Эксперт Управления «ВНЕШТОРГБАНКА», просивший не называть его имени:
«Будущее за «классическими», то есть, банковскими формами ипотеки. Хотя сегодня, с точки зрения заемщика, кооперативы более надежны, чем ссудо-сберегательные кассы.
Ставки по кредитам в таких организациях не отражают реальное положение дел в экономике, а устанавливаются самими членами кооператива. Никто не спрашивает у пайщика, откуда у него деньги, не требует никаких документов о платежеспособности или справок о зарплате.
Следовательно, с денег, которые он принес в этот кооператив, не платятся никакие налоги. Все основано только на доверии, но на это в нашей стране сложно полагаться. Это очень большие риски».
Николай ФЕДОСЕЕВ, начальник Управления жилищной политики
Департамента жилищной политики Москвы:
«Я – за нормальный жилищно-строительный, который придет всерьез и надолго, а не для того, чтобы украсть. Подобный кооператив работает по замкнутой системе. Поясню на примере: квартира стоит сто рублей. У вас есть 50 рублей и у меня есть 50 рублей: ни вы, ни я квартиру себе купить не можете. Мы с вами объединяемся в ЖСК, складываем 50 и 50, получается 100 рублей. На них мы и покупаем квартиру, но покупаем ни вам, ни мне, а нашему ЖСК. При этом ни вы, ни я, продать эту квартиру и убежать с этими деньгами не можем, потому что это наша общая долевая собственность.
Мы купили квартиру, потом посмотрели, кто имеет больше прав на нее (кто копил дольше, кто взносы вовремя сдавал и т.д.). То есть, мы с вами составляем рейтинг нашего участия в этом ЖСК. И получается, что ваш рейтинг выше, чем у меня, значит, в квартиру въезжаете вы. Но без права собственности. Вы продолжаете выплачивать 50 рублей, которые вы не доплатили кооперативу, я вас прокредитовал квадратными метрами, соответственно, я что-то «донакапливаю» в этом кооперативе. И у нас получаются со временем вторые сто рублей. Мы на них покупаем вторую квартиру, и в нее въезжаю я. Если вы к тому времени расплатились за свою квартиру, а я за свою, то мы кооператив наш закрываем, оформляем вашу квартиру вам в собственность, мне – в мою, и все. Вступит ли третий гражданин в кооператив – от него мы не зависим, потому что мы с вами выплачиваем полную собственность квартиры.
И в данной схеме я не вижу никакой пирамиды».