Сказания о ремонте
Обновление своей недавно купленной на «вторичке» квартиры я решила начать с трех глобальных моментов: установки металлической двери, остекления балкона и легкой косметики. В полосу ремонта я вступила осенью прошлого года. Тогда хотелось все сделать быстро, качественно и относительно недорого.Вокруг и около двери, или возможность выбора
Казалось бы, установить входную металлическую дверь просто – тьма фирм занимается этим видом деятельности. Что заставляет клиента остановить взгляд на одном из предложений? Меня привлекали объявления, обещающие низкие цены на работу. К тому моменту я уже имела опыт установки двери в предыдущей квартире и представляла, что такое «стандартная комплектация». Я знала, что дверь должна была быть обита с обеих сторон, иметь два замка, задвижку изнутри, глазок, ну и, конечно же, ручки.
Обзвону компаний, занимающихся установкой входных дверей, посвятила день. Везде разговор складывался примерно следующим образом.
– Здравствуйте, у меня стандартный дверной проем и мне нужна дверь со стандартной комплектацией. Вы действительно сможете установить дверь за цену, указанную в рекламе?
– К сожалению, цены с момента выхода объявления у нас изменились. Они чуть выше, – отвечали милые женские голоса.
Из разговора с диспетчерами узнала, что дверь обойдется мне не в 2500 рублей, как указано в рекламе, в где-то в 2900 – 3000.
Уточняю у девушек по телефону: действительно уложимся в сто долларов? Диспетчеры во всех фирмах отвечали: «Да».
«О’кей. Пусть приезжают замерщики», – решила я и продиктовала свой адрес секретарям пяти компаний. На следующий день мастера приезжали один за другим.
Первый угрюмый молодой человек, посетивший мою квартиру, с порога назвал цену аж в 4000 рублей.
– Но ваши секретари уверяли, что этот объем работ можно выполнить за 2900.
– Пусть сами и ставят двери за такие деньги, – был ответ. – Если не согласны, у меня тут десять адресов, поеду к следующим клиентам.
– Не согласна.
– Все равно дешевле никто вам дверь не поставит.
Приблизительно ту же цену мне называли другие замерщики. Правда, обосновывая ее, выдвигали разную аргументацию. Например:
– Если по телефону будут называть реальную цену, то кто же двери закажет?
– У наших диспетчеров старые прайсы. Цены растут каждую неделю (день). Вот, посмотрите, у меня с собой расценки.
И наконец:
– А что вы хотите? ВСЕ фирмы так работают.
И опять принялась за обзвон компаний, чтобы открыто сообщать диспетчерам, что если мастер за работу назовет мне цену выше, чем они, то он может не тратить деньги на бензин и время на поездки ко мне…
И тут вдруг вернулся один из установщиков и… предложил компромисс. Он оказался готов установить дверь на 700 рублей дешевле от заявленной им же цены – за 3300. Парень был молодой и веселый. Я решила заключить с ним договор.
Через два дня дверь мне установили. К тому же аккуратно и профессионально заделали щели. Он оставил мне свой мобильный телефон и поделился информацией. Оказывается, раскрутка клиента – политика любой компании. Мастерам все равно, какую цену называет диспетчер. Их зарплата напрямую зависит от той суммы, на которую они договорятся на месте.
Из всей этой истории осталось непонятным вот что: неужели мастерам по установке дверей интереснее проехать по нескольким адресам, потратить время и деньги на бензин и получить в большинстве случаев отказы?
Мечта о балкончике конечно, застекленном
Если история с установкой двери напоминала эдакий невинный обман, то остекление балкона переросло в почти криминальную историю. Расходы на качественно застекленный балкон для средней московской семьи существенны. Позвонив по компаниям, я узнала, что средняя цена качественного остекления деревянными рамами колеблется в 500–700 долларов, пластиковыми – около 1000.
Я выбрала дерево. Но хотелось, чтобы балкончик стал произведением искусства. Просыпалась и представляла его: обитый вагонкой, с деревянным полом и потолком, с всевозможными шкафчиками…
Смущало только то, что большинство компаний при заключении договора требовало предоплату 30–50 процентов от стоимости работ, которые они должны БУДУТ выполнить. На предоплату в размере 10 процентов согласились несколько фирм. В одной из них я оставила свои телефоны и стала ждать звонка мастера.
Для тех, кто еще на столкнулся с «балконным вопросом», поясню, что в этой сфере деятельности все фирмы работают по одной схеме. Предварительно по телефону называете габариты балкона или лоджии диспетчеру. Тот считает: в какую цену может обойтись остекление. Если цена и условия устраивают, оставляете координаты. В течение дня перезванивает мастер.
Так вот, мастер мне перезвонил. Разговор со мной он начал с вопросов:
– В какое время к вам можно завтра приехать? Вы знаете, что я беру за обмер 100 рублей?
– Извините, мне не хотелось бы тратить ни ваше, ни свое время. Поэтому давайте сейчас, по телефону, уточним, во сколько мне обойдется воплощение в жизнь всех моих пожеланий? – не растерялась я.
Он назвал мне сумму: полторы тысячи долларов. Это было даже не в два, а чуть ли не в три раза выше той, что назвала диспетчер. Мне стало плохо, наверное, не только от названной суммы. Мастер не представился. Его номер был скрыт «антиаоном». Я пребывала в раздумьях. С одной стороны, проблему с остеклением надо решать. С другой, к такой крутой «раскрутке» я не была готова. Взяла тайм-аут.
Буквально через два дня мне перезвонил еще один специалист по остеклению. Представился Юрием и долго недоумевал: кто же меня так «раскручивал» пару дней назад.
Оказывается, мой балкон вполне реально хорошо остеклить за 500–700 долларов. Обещал все сделать быстро и качественно.
– Хорошо, приезжайте, – ответила я.
Визит мастера не вызвал никаких подозрений. Мы договорились о цене, сроках и подписали договор. В обмен на бумажку с координатами какого-то ПБОЮЛ я оставила 2000 рублей. Правда, хватило ума записать паспортные данные мастера и его телефон.
Прошла неделя. В назначенный день, взяв отгул на работе, муж остался дома наблюдать за воплощением в жизнь нашей мечты об идеальном балкончике.
Но в тот день мастеров он так и не дождался. Несколько раз мы звонили по оставленным телефонам. Секретари отвечали, что машина с материалом выехала еще утром. Куда она пропала, даже для них было секретом…
На следующий день, оставшись дома вдвоем, утро мы начали со звонков в компанию. После многочисленных переговоров с секретарями и мастерами нам удалось пообщаться аж самим «ПБОЮЛом». От остекления балкона он не отказывался, но точные сроки – когда, наконец, к нам приедут мастера, назвать не смог. В результате, потеряв два рабочих дня, нервы, силы, мы решили разорвать договорные отношения с необязательной фирмой и забрать свою предоплату.
И тут началось. Сначала компания наотрез отказывалась вернуть предоплату. Но после упоминания статьи о мошенничестве ПБОЮЛ сообщил:
– Деньги отдадим. Подъезжайте в офис в удобное для НАС время. Что мы домой к вам должны ехать?
– Но вы же не выполнили обязательства,… – возражали мы.
Так продолжалось десять дней. Когда ждать надоело, мы по адресу, указанному в договоре, выяснили, к какому отделению милиции относится это самое ПБОЮЛ, и написали заявление. Через два дня заплаченные вперед деньги представители фирмы нам привезли домой и принесли свои извинения.
Так в моей балконной истории была поставлена запятая.
А что дальше? Необходимость все начинать сначала.
Опять обзвон фирм. И снова сталкиваешься с той же схемой. Оставляешь телефон в одной компании. Перезванивают несколько мастеров. Первый называет немыслимую цену, другие реальную. Но все норовят взять большую предоплату. Мотивируют тем, что хотят быть уверены в клиенте.
И опять я решила пойти проверенным путем. Предоставить себе возможность выбора. Вызвала в один день пять мастеров. Один из них предложил свой «компромиссный вариант». Он с напарником быстро и качественно застеклил мне балкон как частное лицо – без всякой фирмы и без всякой предоплаты. И телефон домашний оставил, и гарантию дал год. А я обещала рекомендовать его знакомым…
ПАМЯТКА
Как не остаться в дураках
Теперь, когда, наконец-то, спустя год мы вышли из «полосы ремонта», я могу обобщить свой опыт и нарисовать схему взаимодействия потребителя с различными установщиками и ремонтниками из коммерческих структур.
1. Общение с секретарем по телефону – только начало. Главное – разговор с мастером. В тот момент, когда он перезванивает и интересуется адресом, надо прямо сказать, что вы в курсе всех его «хитростей». Еще раз по телефону попросить подсчитать, во сколько обойдутся работы. Надо уметь противостоять психологическому прессингу установщиков и оставлять себе возможность выбора.
2. Не давать согласия на установку сразу. Взять тайм-аут, а заодно и телефон мастера.
3. Не связываться с фирмами, в которых замерщики берут деньги за выезд (от 50 до 200 рублей).
4. Не обращаться в компании, берущие большую (больше 10 процентов) предоплату за ЕЩЕ НЕ ВЫПОЛНЕННУЮ работу.
5. Право выбора – это самое главное наше, потребительское, право. Не стесняться выбирать на месте не из одного, а из максимального числа установщиков, остеклителей, ремонтников.
6. Требовать качественно выполненную работу. Платить деньги только после того, как качество установки, ремонта устроит на все сто процентов.
Проходит время. Сотрудники предоставляющих услуги фирм становятся все хитрее и изобретательнее. Ну а мы, потребители, становимся опытнее. И в этом наша сила. Так давайте обмениваться мыслями по поводу того, как за свои деньги получать качественные услуги и как не остаться в дураках.