Так ли страшен реагент, как его малюют?
Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.
Московская технология уборки снега сама по себе уникальна. Впрочем, это объясняется уникальностью самой Москвы – крупнейшего северного мегаполиса мира. Другого города с такими частыми переходами с плюса на минус через ноль градусов по Цельсию за сезон в мире не существует. Все остальные города, которые теоретически масштабируются с Москвой, не имеют такого количества снеговых осадков и оледенений за сезон и такой интенсивности движения. Получается, наша столица находится в уникальном положении с точки зрения гололедной опасности для автомобилистов и пешеходов. По этой причине у нас невозможно применить никакого мирового опыта по уборке снега, кроме как создать свой собственный.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин рассказал, как поставлено дело в Нью-Йорке, снегопады в котором отличаются особой обильностью:
– Этот мегаполис переживает максимум 4-5 оледенений за сезон. Но вы не представляете, что происходит с городом, когда выпадает снег. Московские дороги с их пробками в этот момент кажутся пустыми магистралями. Нью-Йорк просто встает. Более-менее транспорт движется по Манхеттену, на который выгоняют снегоуборочную технику. Но из спальных районов можно выехать только на машинах, способных ездить по сугробам. Седаны к этому не приспособлены, а зимней резины в Нью-Йорке вообще нет. Большинство жителей по колено в снегу выбираются на дорогу к автобусам.
Обычная для Москвы ситуация, когда ночью выпадает снег, а утром люди выезжают на своих автомобилях на чистую трассу, для Нью-Йорка нереальна. Там за считанные часы дороги не убираются. Причем, у нас по чистому асфальту можно выехать из двора, а в Нью-Йорке асфальт можно увидеть, только выехав на хай-вей, но до него машина пробирается по глубокому снегу.
Умный лужу обойдет
В Москве применяется два состава реагентов: один – для автодорожной сети, другой – специально адаптированный для использования на пешеходных территориях и во дворах. Это дорогой реагент так называемой формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие. Формиаты применяют днем. Реагент растворяет снег, а потом под воздействием солнечных лучей распадается. Дворник откидывает образовавшуюся жижу с тротуара, и на газонах через короткое время не останется ничего, кроме воды. Этот реагент бережет не только обувь, но обеспечивает минимальную нагрузку на газоны. Если поместить в него кусок натуральной кожи, то деформация будет фактически нулевой. И все равно в базисе этого реагента есть небольшое количество натрий хлора. Если его делать только на формиатах, то он был бы чрезвычайно дорогой. Не разработана пока химическая технология, позволяющая делать формиаты дешево.
Однако одним реагентом за короткий промежуток времени невозможно обеспечить безопасность передвижения людей. Снег выпал, москвичи ранним утром идут на работу, а в темноте реагент еще не сработал, дворник не успел пройти с лопатой – скользко. Дополнительно используют абразив. В нынешнем году, как и в прошлом, в качестве противоскользящего материала тротуары во дворах посыпают мраморной крошкой.
На дорогах для обеспечения безопасности автомобилистов применяется очень мощный по своим характеристикам жидкий реагент. Он состоит из солей натрия, калия, кальция и воды в разных пропорциях, обеспечивающих оптимальную скорость плавления льда и снежной наледи для тех или иных температурных режимов. И сейчас идет большая дискуссия по поводу его применения, связанная с тем, что он достаточно агрессивен. Как правило, с дорог на газоны он не попадает. Весь растворенный с реагентами снег поступает в ливневую канализацию и химически обеззараживается на станциях водоочистки. Однако переходя только что обработанную таким реагентом дорогу, человек как раз попадает на стык применения двух реагентов – для тротуаров и для проезжей части. Отсюда и повреждение обуви. Вывод – не надо переходить улицу по лужам, образовавшимся из снега с реагентом, применяемым на дорогах.
Нынешняя технология обработки дорог в Москве не позволяет снегу с автодорожного полотна оказываться на газонах. За два года применения новых противогололедных реагентов выживаемость газонов существенно улучшилась, не приходится ежегодно их перестилать. Кроме того, сохраняются и крупномерные деревья, кустарники. Вкладывая бюджетные средства в такие реагенты, город получает существенную экономию не только на чистках дорог, безаварийности, малой травматичности жителей, но и на газонах. Во дворах используются исключительно щадящие реагенты. В результате не погибают деревья и трава, внутридворовые территории находятся в качественном состоянии.
Приемку реагентов осуществляет государственный заказчик. С каждой вновь приходящей партии обязательно берется проба, причем, из каждой конкретной емкости. Система взятия пробы тоже особая, берется не сверху, а из нескольких точек. Были зафиксированы единичные случаи несоответствия реагента установленным требованиям, по требованию заказчика производились замены, а организацию-поставщика штрафовали за лишнюю работу по организации замены.
Контроль над использованием реагентов проводит Мосэкомониторинг. Сегодня очень серьезно работает независимая экспертиза, любая общественная организация может взять пробы. Уже 4 года действует общественный контроль, и не дает никому промахнуться. Москвичи, чуть что, звонят на горячую линию Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Как правило, обращения касаются неправильного использовании техники для уборки и применения противогололедных реагентов.
Некоторое время назад пошли слухи о том, что московские улицы будут посыпать бишофитом. Это новый реагент, по сути – морская соль. Но в отличие от морской соли, которая является продуктом современного моря, эта соль образовалась миллионы лет назад. Теперь ее в виде рассола добывают с глубины 1700 метров. Бишофит является инертным по воздействию на бетоны и асфальты, которые были выложены более 3 месяцев назад, не оставляет явных признаков применения, что сильно отличает его от других реагентов, обладает минимальной токсичностью при соблюдении норм применения, незначительной коррозийностью к металлу, не влияет на обувь, является экзотермичным, то есть, не воздействует на кожу человека. Такие качества заявляют производители этого реагента. Они и предложили свой продукт в качестве альтернативы жидкому реагенту для применения в Москве.
В прошлом году прошли испытания бишофита, в результате которых определились плюсы и минусы его применения на дорогах. После общественных слушаний это реагент был отправлен на государственную экологическую экспертизу, которая проверяет все параметры, в том числе, воздействие на человека, на окружающую среду, на газоны. Пока ни одной тонны этого реагента Москвой не закуплено и не будет закуплено до окончания экспертизы. Не пройдет экспертизу – применяться не будет. Если пройдет и при этом будет конкурировать по своей экономической составляющей с другими жидкими реагентами, то будет использоваться в столице. Однако во время общественных слушаний были представлены материалы общественной экологической экспертизы, которая вынесла отрицательное заключение на применение бишофита на территории города – при заданных концентрациях и при определенных температурных режимах бишофит не обеспечивает плавление снега.
С реагентами не все так просто. Нужно сравнивать не просто цену за тонну, но и способность этой тонны совершить определенную работу. Цена – не основной показатель, тем более для жидких реагентов, значительную долю в которых составляет обычная вода. Другое дело, что у реагентов разные плавильные свойства и разная практика применения. И зимы у нас тоже разные. Поэтому посчитать реальную эффективность конкретного реагента очень сложно.
Калоши для Жучки
Стоимость реагента, применяемого на тротуарах и во дворах, в несколько раз превышает стоимость обычных реагентов. Город на это пошел осознанно, поскольку этот реагент по заверениям экологов является безвредным. Он прошел государственную экологическую экспертизу, в том числе, и по безопасности для людей, животных и обуви. И, тем не менее, москвичи жалуются на то, что их домашние питомцы получают зимой во время выгула химические ожоги.
Причину объяснил Максим Шингаркин:
– Мы не можем изменить законы физики. Если на дворе температура минус 10 градусов, и если снег растаял под воздействием реагента, то, независимо от того, какой это реагент – природный или химический, температура этой жидкости тоже будет минус 10 градусов. Дальше происходит все, как в обычной жизни. Возьмите в одну руку снежок и сожмите его, вторую руку просто держите на морозе. Рука со снежком замерзнет гораздо быстрее, потому что тепло будет уходить в эту влагу. Владельцы домашних животных, которые выгуливают своих питомцев в отрицательную температуру по улицам, должны животных обувать, потому что попадание в талый минусовой снег приведет к термическому ожогу лап независимо от химического состава реагента.
Надо понимать, что в мегаполисе создать идеальные экологические условия невозможно. Если мы хотим зимой передвигаться по городу пешком или на машинах безопасно, то придется смириться с необходимостью применения реагентов, которые не являются экологически полезными. Поэтому сегодня речь идет только о максимальном снижении нагрузки на окружающую среду, исходя из сопоставимости цена-качество. Понятно, что город не может применять супердорогие материалы, не может обеспечить ручную уборку дорог силами одних только дворников, не может ограничиться только подметанием улиц машинами. В снегопад в пробках двигаться технике по магистралям и убирать их нереально. Реагент упреждающим образом наносится на поверхность дорог в преддверие снега. Только так сегодня в Москве можно обеспечить движение транспорта зимой. Иначе все будет, как в Нью-Йорке.