21:11:02
12 декабря 2024 г.

Что можно выжать из хрущевки

Сносятся старые дома. Люди переезжают в новые квартиры. Но часто этот радостный момент бывает омрачен. Жители считают, что новое жилье могло бы быть больше, власти – что у жильцов завышенные требования. Об одной такой конфликтной ситуации рассказал начальник юридической службы Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Юго-Западном округе Кирилл Гавриков.

Два окна, посередине стенка

Проблем с перепланировкой в пятиэтажках, как правило, не бывает: что там перегораживать, когда все сделано по минимуму? Тесная кухня, маленькая ванная, да и вся трехкомнатная квартира, бывает, умещается на 45 кв. метрах общей площади – где уж тут фантазии разгуляться? В частности, поэтому дело переселенцев с улицы Профсоюзной, которое рассматривалось в суде, вызвало широкий резонанс.

А история такова. В конце прошлого года началось отселение идущих под снос корпусов 5, 6 и 7 по ул. Профсоюзной, 96. 5-й и 6-й корпуса принадлежали жилищно-строительному кооперативу. В сравнении с прочими пятиэтажками постройки 1960-х там была чуть улучшенная планировка: квартиры в двух торцевых подъездах имели комнаты с двумя окнами. И четыре семьи, в них жившие, поделили эти комнаты пополам – сделали из «двушек» «трешки». Комнаты получились крохотные – менее 9 кв. метров. Сделано это было еще в 1980-х, и поскольку узаконить перепланировку в то время было крайне затруднительно, жили они в своих трех комнатках как бы неофициально. А тут грянуло переселение, и им стали предлагать взамен старой новую площадь – равноценную. В определении этого понятия мнения жителей и жилищников разошлись.

Согласно закону города Москвы от 31.05.2006 № 21, новая площадь должна быть равноценна прежней по следующим позициям: район проживания, стоимость, общая площадь и число комнат, – поясняет Кирилл Гавриков. – Поскольку эти четыре семьи проживали в двухкомнатных квартирах, мы и предложили им двухкомнатные – буквально в 500 метрах от старого места жительства, на улице Бутлерова, в доме-новостройке. Но они отказались. К сожалению, понятие равноценности изымаемого жилого помещения у переселяющей стороны и переселяемых граждан иногда не совпадает. И началось противостояние.

На свой страх и риск

Тут и говорить было бы не о чем – подлежат выселению в двухкомнатную квартиру, и все тут! – если бы не такая деталь: перепланировку семьи, хотя и десятилетия спустя, но все-таки узаконили. Процедура эта в последние годы для собственников упростилась, не надо больше ходить по всевозможным инстанциям – добро должна дать только Московская жилищная инспекция.

И она, несмотря на то что дом был уже определен под снос, перепланировку согласовала. После этого оставалось только обратиться в управление Федеральной службы государственной регистрации по Москве (в обиходе – управление Росреестра) для регистрации прав на недвижимое имущество и получить свидетельство о собственности на трехкомнатную квартиру. Что и было сделано.

Ситуация сложилась противоречивая. С одной стороны, «добросовестные пользователи» трехкомнатной квартиры, не имевшие ранее возможности из-за всякой бюрократии свое право на нее узаконить, наконец-то это сделали – ура! С другой, – согласно ст. 32 Жилищного кодекса с момента принятия решения о сносе все действия с жилплощадью замораживаются. Все, что совершает собственник после этого, он делает на свой страх и риск.

Пока не подъедет экскаватор

Первый иск департамента жилищной политики о выселении перепланировщиков в «двушки» Черемушкинским районным судом удовлетворен не был. По документам квартиры числятся трехкомнатными, согласно городскому законодательству и Жилищному кодексу число комнат при переселении должно сохраняться. Но юристы юго-западного жилуправления, не удовольствовавшись таким решением, подали кассационную жалобу со ссылкой на ст. 32 ЖК.

Поскольку все разрешительные документы и согласования на перепланировку квартир делались уже после принятия решения об отселении, городская прокуратура и Мосгорсуд признали возражения департамента обоснованными. Судебное решение было отменено, и дело отправилось на новое рассмотрение в Черемушкинский суд. На сей раз департамент суд выиграл.

Тем временем четыре семьи оставались в пустом доме, в котором жить было уже совершенно невозможно. Первой, не дожидаясь судебного решения, переехала в предлагаемую «двушку» собственница Н., сказав, что хотела использовать шанс, который выпадает раз в жизни, но не удалось – так не удалось. Переехали в соответствии с вступившим в законную силу решением суда и остальные три семьи – подчинились, но не признали своей неправоты и собираются искать правды в более высоких инстанциях.

Мораль из сей басни выводить не будем. Разве что сделаем самоочевидный вывод: в случае, когда жильцы производят перепланировки в своих квартирах, данные изменения необходимо заблаговременно согласовать в установленном порядке, а не откладывать документальное оформление состоявшихся изменений до тех пор, пока не подъедет экскаватор для сноса дома.

Мария Анисимова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация